Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Он и Она»: пара Зилантов и Барсов на берегу Казанки
- 30 июня 2016 года
В воскресенье, 26 июня, возле Центра семьи «Казан» состоялось торжественное открытие скульптурной инсталляции Даши Намдакова «Он и Она».
В церемонии открытия приняли участие Президент Татарстана Рустам Минниханов, Мэр Казани Ильсур Метшин и автор скульптурной инсталляции Даши Намдаков. Он поблагодарил руководство города и республики за оказанное доверие и возможность реализовать у нас свои творческие задумки.
Даши Намдаков перед церемонией осмотрел, что получилось из задуманного. Он приехал ненадолго, но успел пообщаться с казанским художниками.
Скульптурная группа из четырех изваяний вызвала оживленную дискуссию в Интернете. В СМИ появились снимки, на которых даже отдельные части будущих скульптур потрясали своими размерами. Кому-то скульптуры понравились, кто-то решительно выступил против, воодушевленный тем, что предыдущая дискуссия о «Хранительнице» Даши Намдакова завершилась победой оппонентов Минтимера Шаймиева. Факт того, что именно он способствовал приглашению известного бурятского мастера к сотрудничеству с Казанью, не скрывался.
Первоначально «Хранительницу» планировали установить в 2012 году в музее-заповеднике в Великом Булгаре во время торжеств по поводу Дня принятия ислама. Однако скульптура вызвала критику со стороны верующих мусульман, которые посчитали, что это языческий символ и ему не место в древнем городе. Госсоветник РТ Минтимер Шаймиев свое предложение снял, однако пообещал, что памятник все-таки в Татарстане установят.
«Хранительница» появилась в Лондоне, правда, это копия казанской скульптуры. В Татарстане ей место пока не нашли.
Зато проект огромной чаши на берегу Казанки, одним из авторов которого был модный скульптор из Бурятии, был воплощен, и сегодня Центр семьи «Казан» – одно из излюбленных мест казанцев и многочисленных туристов.
Как сообщил Мэр Казани Ильсур Метшин на церемонии открытия скульптурной инсталляции, в Центре семьи зарегистрировано 3 000 семей. Казанская «Чаша» стала своего рода символом любви и счастья.
Изначально проект предполагал установку рядом со зданием четырех скульптур, но центр семьи «Казан» в 2014 году открылся без них. Уже в сентябре прошлого года стало понятно, что ни скульптор, ни заказчик от проекта не отказались. У «Чащи» появились четыре постамента, правда, на довольно длительный промежуток времени о них забыли. В нынешнем году СМИ сообщили, что к августу на постаментах появятся скульптуры Даши Намдакова, символизирующие «стражей» дворца бракосочетания. В мае началась отделка постаментов. А потом на площадке недалеко от «Чаши» появились фрагменты скульптур.
Долгое время Интернет гадал, кто будет установлен на постаментах. В прошлом году сообщалось, что это будут зиланты. В мае возникла новая версия: у ЗАГСа поставят крылатых барсов – копий «Хранительницы». Третий вариант – установят Барса и Зиланта, которые будут символизировать любовь, семью и самые главные ценности на земле.
Наконец помощник скульптора Мункожап Бадмаев сообщил, что будут установлены cкульптуры, изначально заложенные в проекте. Правда, сейчас видно, что некоторые отличия от проекта все-таки есть. Если не в скульптурных группах, то в архитектурном решении их размещения у «Чаши».
Пока шел монтаж скульптурных фигур, в Интернете это была одна из самых обсуждаемых тем. Возражения тех, кому они не нравились, сводились к нескольким доводам.
Самый простой – скульптуры настолько страшные, что будут пугать детей, которых немало бывает рядом с «Чашей». Более всего возражений было по религиозному основанию. Негоже, говорили оппоненты, устанавливать в столице мусульманской республики символы другой веры – тенгрианства (высшее божество древних племен — Хухэ Мунхэ Тенгри (Синее Вечное Небо) – воплощение мужского начала).
Как же так? – недоумевали почитатели таланта бурятского скульптора, ведь Зилант был на гербе дореволюционной Казани, а Барс – символ древнего татарского эпоса. Не зря его изображение появилось на Государственном гербе Республики Татарстан.
Казань должна гордиться тем, что у нас будут установлены работы этого скульптура. Феномен Даши Намдакова как художника в том, что он сохранил национальные традиции, но представил их в совершенно новом, авангардистском стиле.
Воссоединение классического, традиционного Востока с привычной европейской цивилизацией придает работам Даши неповторимую индивидуальность, стиль, своеобразие.
Под аккомпанемент споров скульптурные группы были установлены. Первой появилась композиция со стороны Казанки, с левой стороны здания. Это, действительно, огромных размеров самка барса с выводком детенышей. И сразу поток желающих посмотреть на творение бурятского скульптора сильно увеличился.
Сначала люди, особенно семьи с детьми, смотрели издали, чтобы не испугаться (оказывается, издали восприятие лучше). Потом подходили ближе, обходили Барсиху со всех сторон, разглядывая детенышей возле ее ног.
В первые минуты взгляд останавливался только на грозном оскале Барсихи, потом внимание переключалось на интересные позы ее детей, и через какое-то время оскал если и пугал, то немного. Мать уже казалась доброй и заботливой, как все матери на свете…
Монтаж других скульптур уже не вызвал многочисленных комментариев. Просто все ждали, когда наконец композиция предстанет в полном виде. И вот это день настал – на постаментах появились две семейные пары – Барсы и Зиланты.
Олег Маковский, который фотографировал творения Даши Намдакова несколько раз, заметил, что возле Барсов полно детей – и они нисколько не боятся.
«Стражи» семейного счастья появились в Казани в июне, раньше называемого раньше времени. В самый разгар туристического сезона. В Казани одним объектом для фотосессий стало больше...
Дополнительная информация:
Даши Намдаков родился в бурятском селе Укурик, в Забайкалье. Полное имя — Дашинима («Даши Нима»), «Удачливое солнце». Являлся шестым ребёнком в многодетной семье Бальжана и Буда-Ханды Намдаковых, у которых родилось восемь детей.
Семья скульптора принадлежит к древнему роду кузнецов-дарханов «дархатэ», из которого выходили лучшие ювелиры, мастера и художники. Только им дозволялось работать с огнём, священным символом избранности.
По вероисповеданию Намдаков — буддист. Отец художника выреза́л из дерева буддийские символы, фигурки лам и божеств. Буддизм нашел глубокое отражение в творчестве Даши.
Традиционные образы его работ видны сразу — это кочевники, воины и всадники, сакральные фигуры, волшебные женщины, родовые покровители бурят: тотемные животные и мифологические существа.
Перед зрителем предстают деформированные, изогнутые, вытянутые персонажи с непропорциональными частями тела, например, вытянутыми шеями и удлинёнными конечностями. Почти все из них обладают азиатскими чертами лица.
Даши Намдаков начал работать в мастерской бурятского скульптора Г.Г. Васильева в городе Улан-Удэ. В 1988 году он поступил в Красноярский государственный художественный институт, учился у художников и скульпторов Л.Н. Головницкого (приехавшего для преподавания в Сибирь из Ленинграда), Ю.П. Ишханова, А.Х.Боярлина, Э.И.Пахомова. После окончания института в 1992 году Даши вернулся в Улан-Удэ.
В 1990-х годах Даши Намдаков открыл маленькую ювелирную мастерскую.
«Эти деньги и часть зарплаты моей супруги, которая тогда работала в Сбербанке, — вспоминал он позднее, — мы тратили на бронзу. А ведь литьё из этого материала — целая технология. Одному это сделать невозможно — нужны люди, которым надо платить зарплату. Я вообще думаю, что скульпторов у нас было бы гораздо больше, если бы можно было проще организовать этот процесс».
В 2000 году прошла первая персональная выставка Даши Намдакова в Иркутске.
По его словам, результаты этой выставки стали большим сюрпризом для него. До неё он считал, что его искусство интересно лишь бурятам и монголам, жителям Иркутской и Читинской областей, но не более того. И именно после этого вернисажа творческая судьба Даши резко пошла вверх: он переехал в Москву, его выставки регулярно проходили в странах Европы и Азии, в Америке.
Работы Д.Б. Намдакова выполнены в технике художественного литья, ковки и смешанной технике. Произведения выполнены из бронзы, серебра, золота, меди, драгоценных камней, а также из кости (бивень мамонта), конского волоса и дерева. Скульптура, ювелирные изделия, графика и гобелены имеют ярко выраженный уникальный авторский стиль, в основе которого лежат элементы национальной культуры, традиции Центральной Азии, буддийские мотивы.
Работы Даши Намдакова хранятся в фондах Государственного Эрмитажа, Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге, Музее искусства народов Востока, Музее современного искусства в Москве, в музеях многих стран мира, в том числе — в «Тибет-Хаусе» (Нью-Йорк) и «Музее искусств» (Гуанчжоу, Китай). Скульптуры имеются в частных коллекциях В.В. Путина («Стихия»), М.Ш. Шаймиева («Всадник»), Ю.М. Лужкова, Р.А. Абрамовича («Вечер», «Старый воин»), других представителей элиты российской политики и бизнеса, а также в частных собраниях в Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Финляндии, Японии, США, Тайване.
Работами Намдакова обладают такие разные по характеру известные и влиятельные люди, как Герхард Шредер, звезда кантри-музыки Вилли Нельсон, а также актриса Ума Турман. В Лондоне 14 апреля 2012 года установили монументальную скульптуру Чингисхана работы Даши Намдакова.
Скульптуры Намдакова «Маски» и «Актёр» явились призами Всероссийского фестиваля современной драматургии имени Вампилова (Иркутск, 2002 г., 2003 г.), а скульптура «Хозяин» — Международного фестиваля документального кино в Иркутске (2002 г.).
В 2003 году он был награждён серебряной медалью Российской Академии художеств.
С 2004 года Намдаков живет и работает в Москве, с 2014 года – в Лондоне.
В 2007 году он осуществлял художественный дизайн фильма «Монгол». В марте 2008 году получил «за лучшую работу художника» в этом фильме премию «Ника-2008», а также «Белого слона».
http://buryatia.drugiegoroda.ru/masters/7590-namdakov-dashinima-balzhimaevich/