Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Свияжск: это было давно, это было недавно… Фотографии 1970-х – 2000-х гг.»
- 03 сентября 2016 года
Так назвал свою очередную фотовыставку Фарит Губаев, член Союза фотохудожников России и Московского Союза художников-графиков, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, руководитель худсовета Союза фотографов РТ.
Она открылась в выставочном зале «Старая водонапорная башня» музее на острове-граде Свияжске 3 сентября.
Фарит Саитович Губаев – выпускник отделения журналистики Казанского государственного университета. Работал ассистентом кинооператора на Казанской студии телевидения, был ответственным секретарем республиканской молодежной газеты «Комсомолец Татарии». В городской газете «Вечерняя Казань» проработал более десяти лет со дня ее основания. В 1970-е годы он был одним из основателей казанской фотогруппы «ТАСМА», которую называют «казанской школой фотографии».
В 90-е годы был приглашен на работу в центральную газету «Россия». Там же, в Москве, работал фоторедактором в редакции журнала «Обозреватель». Несколько лет возглавлял отдел фотовыставок в «Фотоцентре» Союза журналистов России (Москва).
В конце 90-х вернулся в Казань. Его всегда хорошо узнаваемые фотографии, как и прежде, снова можно было увидеть в республиканских газетах и журналах, а также в изданиях центральной прессы. Последние десять лет активно сотрудничает с журналом «Казань», самым фотографическим изданием города.
Фарит Губаев является автором около 30 персональных выставок, фоторедактором многих фотоальбомов и куратором фотоэкспозиций.
Организаторы выставки отмечают, что на документально-художественных фотографиях Фарита Губаева Свияжск предстает «без ретуши», с признаками разрушения и увядания, однако его работы – старинные храмы и дома, портреты людей, впечатляют. В ходе выставки будут представлены около 90 фотографий, на большинстве из которых Свияжск передан в черно-белом цвете. Цветные фотографии современного Свияжска также будут представлены на выставке, но в более меньшем количестве.
Церемонию открытия не зря назначили на 3 сентября. В этот день в Свияжске проходил гастрономический фестиваль «Свияжская уха», на котором организаторы предлагали не только посетить вкусный фестиваль, но и стать его участниками, поварами, дегустаторами и просто активными зрителями.
Вот что Фарит Губаев рассказал о выставке:
Это было давно, даже страшно сказать – в прошлом столетии… В 1979 году в Музее изобразительных искусств открылась моя персональная выставка «Свияжск в фотографиях». Экспозиция получилась небольшая – примерно тридцать черно‑белых фоторабот. Но для меня это было, конечно же, большое событие. Как‑никак, я первым среди казанских фотографов сделал выставку про Свияжск, который в те времена не очень‑то любили афишировать… Наверное, не случайно среди лестных отзывов о выставке были и критические.
Да, остров Свияжск в те времена не был местом притяжения. Покосившиеся заборы и ветхие избы, разрушенные церкви и храмы… Вроде и недалеко от Казани, а добираться и особенно выбираться всегда было проблемно. Я сам не часто наведывался в Свияжск – тягостно было видеть эту разруху и вымирание жизни на острове, а тем более знать о существовании здесь психбольницы особого статуса…
Фоторепортер Роза Садриева была на выставке 4 сентября вместе с участниками фестиваля "Аксенов-фест"
И все же каждая моя встреча со Свияжском была своеобразным и непредсказуемым приключением. Остров как бы давал понять, что не очень‑то рад праздным визитам. Как‑то я повез в Свияжск своего давнего приятеля, фотографа из Амстердама. Увлеченно показывал ему исторические достопримечательности и, словно соревнуясь с коллегой, много снимал. Отснял одну пленку, не глядя, кладу ролик пленки в сумку и торопливо вытаскиваю другой.
Уже в Казани, когда проявил все пленки, обнаружил, что на один ролик снял дважды. В итоге на кадрах все смешалось в кучу: люди, кони и прочие виды Свияжска! Но бракованную пленку было жалко выбрасывать в корзину, оставил на память… А в другой раз, вернувшись из поездки в Свияжск, уже проявленную пленку поставил промывать под холодную воду. Через какое‑то время с ужасом обнаружил, что вместо холодной идет горячая струя… Чертыхаясь, осторожно повесил испорченную пленку сушиться. Глядя на сползающую эмульсию, понимал, что съемка погибла…
Прошли годы. Почти сорок лет. Самое время, как говорится, собирать камни. В моем случае – разбирать архив. Выискивать давно забытые сюжеты и события. Обнаружил давние съемки на острове Свияжск. Среди старых, пожелтевших, со следами потертости, нашел и те самые, бракованные негативы. С высоты времени они уже воспринимались совершенно по‑другому. Технический брак приобрел черты артефакта. Реальность преобразилась в мистические картинки.
Чем дольше вглядывался я в Свияжск тех давних времен, тем больше укреплялся в желании сделать выставку этих фотографий без ретуши, со следами съехавшей эмульсии и жутких царапин. Тем самым хотелось сохранить следы времени. Коробки с негативами десятилетиями хранились то под дождем или снегом, то под лучами солнца…
Не скрою – до последней минуты сомневался, а поймут ли мой художественный замысел руководители музея истории Свияжска? Был несказанно рад – идея выставки понравилась. В итоге – а это самое главное – выставка из ста фоторабот открылась в залах свияжского выставочного зала «Старая водонапорная башня».
Текст, подготовленный Татьяной Лесковой, коллегой Фарита Губаева по «Вечерней Казани», опубликован в журнале «Собака».
Выставка продлится до 27 сентября. Режим работы: среда – воскресенье с 10:00 до 18:00.
Читайте о Фарите Губаеве в "Казанских историях" -
Ветераны глазами Фарита Губаева: выставка в Кремле
Честный взгляд на страну и людей