Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Ту-144 – вновь команда «На взлет!». Но не в небо
- 24 октября 2016 года
Сверхзвуковой ТУ-144 к концу года приземлится на территории КАИ-града, между вторым и восьмым зданиями на проспекте Амирхана. Уже несколько недель здесь кипит работа, и трудно было представить, что собираются сделать на бывшей автостоянке, пока здесь не появился нос самолета.
Огромный самолет реальных размеров до этого стоял у шестого здания вуза в Соцгороде, и мало кто в Казани его видел. Из-за забора торчал только его нос. К предстоящему в 2017 году юбилею КАИ решено переместить самолет на более видное место.
Вузу в этом деле помогает Казанский авиационный завод, и рабочей силой, и средствами. Понадобится порядка 10-15 миллионов рублей. Проект разработал, и тоже в качестве спонсорского вклада, Казанский «ГипроНИИавиапром». Это тоже стоило порядка трех-четырех миллионов.
Самолет будут перемещать по частям – слишком огромная машина, и перевозить ее целиком по городу затруднительно. Начали с головы, а точнее с носа. Осталось демонтировать крылья, четыре двигателя и хвостовую часть.
Перевозка самолета задача непростая: во-первых, вес фюзеляжа более 60-ти тонн, во-вторых, его размер слишком велик, чтобы перевезти его без остановки движения по улицам города.
Как сказал Валерий Никонов, ведущий инженер Казанского авиационного завода имени С.П. Горбунова, корреспонденту телеканала «Татарстан», основная сложность не в демонтаже самолета, а в перевозке. Его длина более 60-ти метров, о том, как перевезти такую махину, сейчас думают. Еще нужно все согласовать с городскими службами, чтобы не создавать пробки и аварийные ситуации.
Перевозка потребует отсоединения части коммуникаций – системы электроснабжения, связи, наблюдения, требуется и согласование с Госавтоинспекцией.
Пояснения давал и Сергей Михайлов, проректор по научной и инновационной деятельности КНИТУ-КАИ:
«Высота самолета в неразобранном состоянии – около 12 метров. Мы нашли вариант снижения высоты его до пяти с половиной метров. При частичном демонтаже продумана такая операция, которая позволит минимально затронуть интересы города и предоставить неудобства транспорту и горожанам при транспортировке».
Остальные части перевезут к концу года. Одновременно на территории КАИ-града монтируют постамент, где будет установлен ТУ-144.
Потом самолет заново соберут и покрасят. А через год здесь планируют создать Республиканский интерактивный музей авиации. В планах – установить в КАИ-граде не только исторический Ту-144, но и стратегический ракетоносец Ту-160 – такие машины сегодня стоят на вооружении ВВС.
«Сам по себе самолет – это уже памятник технической мысли, и если внутри сделать еще и музей, то это будет без преувеличения явление. Мы хотим в перспективе отделать салон самолета, разместить внутри интерактивное оборудование, чтобы дети могли изучать различные технические науки», – сказал журналистам А. Гильмутдинов, ректор КНИТУ-КАИ.
Он сказал корреспонденту KazanFirst.ru, что Президент РТ Рустам Минниханов поддержал проект:
«Республика выделила деньги на собственно перевозку самолета. А для перевозки нужен уникальный 100-тонный кран – единственный в Татарстане. Вуз обеспечивает всю инженерную инфраструктуру. Мы заливаем бетонное основание, подводим инженерные коммуникации к месту будущего самолета. А это требует не одного миллиона рублей. Думаю, суммарно затраты на реализацию проекта можно оценить в несколько десятков миллионов рублей. И это только на первый этап – разобрать, перевезти, поставить на новое место, собрать».
Ту-144 – легендарный сверхзвуковой самолет, разработанный ОКБ Туполева. Одним из двух в мире наряду с «Конкордом» использовался в коммерческих целях. Был впервые выпущен в полет в 1968 году, пассажирские перевозки начались в 1977 году. Но от коммерческих рейсов пришлось отказаться из-за низкой рентабельности.
3 июня 1973 года Ту-144 №77102 разбился во время показательного полёта на авиасалоне в Ле Бурже. Погибли все шесть членов экипажа. В 1978 году эксплуатация ТУ-144 была прекращена. Сейчас во всем мире осталось менее десяти Ту-144, один из которых находится в Казани.
Самолет, который стоит у КНИТУ-КАИ, выполнил 490 полетов. Руководство КАИ купило его за 10 000 рублей в 1984 году, не дав утилизировать и пустить на цветной лом, сообщила газета «Бизнес Online».
Есть и другая точка зрения – что самолет КАИ подарили в 1985 году, к очередному юбилею вуза. В мае он в последний раз приземлился на аэродроме КАПО. Чтобы перевести его к корпусу вуза, с фюзеляжа сняли крылья, а во всей округе убрали троллейбусные провода.
На одном из иностранных сайтов мы нашли снимки того события.
http://www.tu144sst.com/fleet/pictures/cccp-77107ac.jpg
Самолет использовали в качестве учебного пособия. До сих пор у машины работают электромеханизмы, поднимается и опускается нос, выпускается переднее горизонтальное оперение.
Газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов порассуждать на тему того, уместен ли на казанской улице стратегический ракетоносец.
Дмитрий Пузырев – советник по градостроительству и архитектуре ООО «Ак Барс Девелопмент»:
– Считаю, что этот самолет украсит город. Унылую застройку Ново-Савиновского района – тем более. Кстати, напомню, что изначально половина микрорайона, где находится второе здание КАИ, отдавалась под его студгородок, это потом уже от этой земли стали отрезать, отрезать и отрезать. А идея была отличная... К тому же это история и все, что связано со строительством ракетоносцев в Казани, с прошлым КАПО, важно. Если самолеты установят, обязательно буду приходить смотреть. У меня сотрудник недавно ездил в Ульяновск и побывал в музее гражданской авиации. Приехал с фотографиями, так нас от них оторвать невозможно было. Можно представить, какие будут ощущения от вида этих самолетов, особенно у детей.
Александр Санников – руководитель фонда содействия центральному музею ВВС (Монино):
– Сейчас договариваемся с одним из авиаремонтных заводов покрасить Ту-144. С нас запросили 963 тысячи, покраски хватает максимум на пять лет. Так что можете себе представить масштаб затрат. А помимо этого мы каждый год раскладываем в самолете по 300 килограммов силикагеля – вещества, поглощающего влагу. Летом мы его просушиваем. И вентиляцию регулярно надо делать, иначе очень быстро алюминиевые части начнут гнить. А если ухаживать, все будет нормально: в Монино с 1982 года Ту-144 стоит.
А вот Ту-160 мы хотели бы иметь, но его нет, и этого самолета вообще нет ни в одном музее. И купить его, и сюда доставить – сейчас почти нерешаемая задача. Если бы у нас было достаточно денег и на КАПО оказался бы «ненужный» самолет, мы бы его выпросили – в музее он интереснее, чем в виде памятника. Согласен, такие вещи для профориентации полезно иметь, но в музее он принесет пользы больше. По деньгам Ту-160 может стоить много – не один десяток миллионов рублей. Впрочем, это же исторический экспонат и не имеет цены как таковой. Но вот, к примеру, когда немцы забрали в России «Буран», то только на перевозку 8,5 миллиона евро потратили.
Не знаю, насколько престижно иметь в городе такие экспонаты, но знаю, что их надо обеспечивать достаточно серьезной охраной. К примеру, в Иркутске Ту-104 просто сожгли, хотя и стоял он рядом с аэропортом.
Геннадий Дегтярев – бывший ректор КНИТУ-КАИ:
– С точки зрения города это хорошо, а с точки зрения института – отлично! Это гордость нашей авиации, созданная в том числе и нашими выпускниками. Школьники, студенты будут об этом знать...
Мысль об установке какого-либо самолета возникла не сегодня. Когда в 2004 году мы сдавали второй корпус корпус, мы это обсуждали. Но тогда ведь мы бедные были, поэтому вопрос был снят с повестки дня...
Это хорошо и с воспитательной точки зрения, и с точки зрения вида района, и в смысле собственной гордости, ощущения сопричастности великому, которое у каждого сотрудника КАИ должно быть.
Ильдар Валеев – историк авиастроения в Казани:
– Ту-160 – чисто казанская машина. Это память о Копылове (Виталий Копылов возглавлял казанский авиазавод в 1973 – 1994 годах – авт.), о тех гениальных руководителях завода, которые поднимали нашу промышленность. Они сделали этот сверхсложный самолет. На заводе до сих пор вспоминают первый полет первого казанского Ту-160 (это было в октябре 1984-го):
«Секретность была жуткая, но мы все равно знали, когда будет первый полет. В известное время подошли к краю аэродрома, а там уже весь завод стоял...» Пусть этот самолет стоит в Казани – хотя бы и в укор нынешним «деятелям».
Кстати, в комментариях к материалу на сайте kazanfirst.ru мы нашли такой ценный коммент:
В КАЗ готовят оснастку для возобновления производства ТУ-160. Причем не из старых заделов, а полный цикл! У смежников уже размещают заказы на производство агрегатов.
Ректор вуза уверен, что все затраты себя окупят. Во-первых, интерактивный музей авиации поможет КНИТУ-КАИ найти будущих студентов, во-вторых, самолет наверняка станет туристской достопримечательностью Казани:
«Проект действительно необычный. Мы уверены, что когда машина будет поставлена, она станет одной из туристических жемчужин города. Туристов будут возить к самолету так же, как в Кремль», – подчеркнул А. Гильмутдинов.
Источники изучали Ирина Русинова и Айнур Валиахметов, студенты КНИТУ-КАИ
Фото из открытых источников