Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1900 – Родился Салих Замалетдинович Сайдашев, композитор и дирижер, один из основателей татарской профессиональной музыки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Ты особенный и ни на кого не похож из нас»
- 02 ноября 2016 года
В Казань привезли 47 картин известного художника Константина Коровина. Выставка картин, дополненная документами и фотографиями, представлена под названием «Русский импрессионист Константин Коровин».
Выставка открылась 2-го ноября. В церемонии торжественного открытия принимали участие первый заместитель министра культуры РТ Эльвира Камалова, начальник Службы информации и коммуникации Русского музея Мария Дмитренко, академик Академии наук РТ Наиль Валеев, заведующая отделом рукописей и редких книг Научной библиотеки КФУ Эльмира Амерханова.
В церемонии открытия участвовал также Андрей Визель, потомок Эмиля Оскаровича Визеля, члена Академии художеств, участвовавшего в организации русского художественного отдела на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.
Посетители смогут увидеть пейзажи, натюрморты, портреты, в том числе нашего земляка – великого русского певца Федора Шаляпина, с которым художник дружил.
В экспозицию включено несколько больших панно Коровина, которые он написал для Русского павильона Всемирной выставки в Париже (1900).
Живописные полотна предоставил для выставки в Государственном музее изобразительных искусств РТ Русский музей, в чьем собрании находится одна из лучших коллекций работ, созданных блестящим живописцем.
В экспозиции представлены документальные материалы из отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки имени Н.И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета.
Одновременно с выставкой из Русского музея открыта экспозиция из фондов ГМИИ РТ «Коровин и его окружение». В восьмом зале представлено творчество русских художников рубежа XIX–XX веков, связанных тесными творческими и дружескими узами с Константином Коровиным. Здесь работы его самых близких друзей: В. Серова, И. Левитана, М. Врубеля, коллег и современников: А. Головина, О. Браза, Б. Кустодиева.
В коллекции нашего музея - три картины Коровина, которые тоже можно увидеть в восьмом зале.
Константин Коровин. Натюрморт. 1916. Из фондов ГМИИ РТ
Константин Коровин. Лето. Этюд. Из фондов ГМИИ РТ
Константин Коровин. Зимний пейзаж. 1917. Из фондов ГМИИ РТ
Включенные в экспозицию произведения художника дают возможность гостям музея увидеть различные стороны творчества талантливого отечественного живописца, создававшего свои шедевры в XIX – XX столетии. Константин Коровин был одарен множеством талантов. Современники знали его как талантливого мастера живописи. Он выразил в своем творчестве характерные черты импрессионизма: стремление передать ощущение от мгновенного состояния природы или человека, игру света и тени, жизнерадостное восприятие жизни.
Он работал в жанрах прикладного искусства. Готовя в числе организаторов российскую экспозицию в Париже, проявил себя как хороший дизайнер. На выставке в Казани представлено несколько декоративных панно, написанных для этой выставки: «Скалы на берегу моря», «Птицы», «Птицы на скалах Полярного моря», «Пристань и фактория на Мурмане», «Поезд самоедов» и другие.
Здесь и далее снимки Елены Сунгатовой
Долгие годы знатоки изобразительного искусства всерьез их не воспринимали. Хотя художник получил за них золотую медаль и орден кавалера Почетного легиона.
Как сообщается в очерке, который мы нашли в Интернете, 10 панно остались в собственности Саввы Мамонтова и были перенесены в главный вестибюль Ярославского вокзала в Москве, где входили в контекст шехтелевского интерьера. Таким образом знаменитый меценат пытался в Москве воплотить мечту – украсить вокзалы российских городов картинами лучших отечественных художников.
В 1961 году во время очередного ремонта панно были демонтированы и переданы Государственной Третьяковской галерее. Впервые за 110 лет широкая публика смогла увидеть их в залах Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, на выставке в честь юбилея художника в 2011 году. В Государственном Русском музее тогда было представлено 250 работ из собрания 15 российских музеев. А теперь панно привезли в Казань.
Коровин работал и театральным декоратором. Особенно вдохновляли художника оперы на сказочные и исторические темы. Среди его постановок: «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок», «Князь Игорь», балеты «Аленький цветочек», «Саламбо», «Конек-Горбунок».
К сожалению, декорации и костюмы Коровина не сохранились. Значительное количество погибло во время пожара в хранилищах Большого театра в 1914 году. Однако в начале 1980-х годов на одном из парижских аукционов были приобретены декорации оперы «Золотой Петушок», созданные по эскизам художника уже в 1934 году для театра французского города Виши. Сегодня они хранятся в Театральном музее имени Бахрушина в Москве. В экспозиции представлены живописные проекты декораций к некоторым спектаклям.
Известен Коровин был и как писатель-мемуарист, а его ученики считали художника великолепным педагогом.
Константин Коровин родился 5 декабря 1861 года. С детства мальчика окружали художники. Его дед, купец первой гильдии Михаил Емельянович Коровин, любил искусство и покровительствовал живописцам. Мать и отец неплохо рисовали. Часто в гости заходил художник Илларион Прянишников, будущий учитель Коровина.
Однажды его брат Сергей Коровин показал работы Константина своим преподавателям по московскому Училищу ваяния и зодчества Василию Перову и Алексею Саврасову. Профессорам работы понравились. Позже Сергей говорил брату:
«Твои этюды видел Алексей Кондратьевич Саврасов и очень тебя похвалил. А Левитан сказал, что ты особенный и ни на кого не похож из нас».
Левитан и Коровин стали близкими друзьями. Исаак Левитан – один из немногих, кто сразу оценил и похвалил его необычную живопись. Вместе они ходили писать этюды в окрестностях Москвы, получали медали за лучшие работы.
Живописец учился у крупнейших реалистов, творивших в России во второй половине XIX века. Его учителями были Саврасов, Перов и Поленов, которые считали главным принципом в своем творчестве повышенное внимание к сюжету, а не к его живописному воплощению. Однако в своем творчестве Коровин отразил новое направление в живописи. Довольно рано он нашел собственный почерк – яркие, сочные цвета, «радостная» манера письма, некоторая условность деталей, иногда в ущерб академической четкости.
В своих мемуарах художник вспоминает, что далеко не все его понимали, а многие и откровенно недолюбливали. Передвижники, постоянно поглощенные исканиями социальной правды, признали-таки талант Коровина, но отказались принимать его творчество, считая, что художник тратит время на чепуху.
Специалисты называют Коровина одним из самых жизнерадостных русских художников. Скорее всего это определялось его характером. По воспоминаниям современников, Коровин был всеобщим любимцем и душой любой компании. Внешность, талант, удивительный дар рассказчика, прекрасный голос, веселый нрав – все это заставляло окружающих с первых минут испытывать к нему глубокую симпатию.
Полюбил его и знаменитый меценат Савва Мамонтов, пригласивший художника работать в своей знаменитой Частной опере. Коровин вместе с Василием Поленовым и Виктором Васнецовым создавали оперы «Аида» и «Снегурочка». Несмотря на большую нагрузку, сотрудничество с оперой Мамонтова дало возможность художнику «стать меценатом самому себе» – писать то, что захочется и не думать о сроках. Тогда же, в середине 1880-х годов, Коровин влился в Мамонтовский (Абрамцевский) кружок и стал активным его участником. Одним из членов кружка был и будущий ближайший друг Коровина – Валентин Серов.
Они познакомились в 1889 году. О взаимном влиянии художников написано множество искусствоведческих статей, а о дружбе двух гениев в мемуарах вспоминал сам Коровин. Их мастерские находились рядом, там они приютили и Михаила Врубеля. Серов и Коровин (в шутку их называли «Серовин» и «Коров») по приглашению Саввы Мамонтова отправились в путешествие на север. Итогом поездки стали не только великолепные картины, сыгравшие значительную роль в знакомстве России и всего мира с культурой Крайнего Севера. Собранный материал пригодился при оформлении павильона «Крайний север» на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде.
Это стало первой монументальной работой художника, высоко оцененной публикой и принесшей ему подлинный успех. Позже опыт подобной работы был повторен и расширен Константином Коровиным во время оформления здания Кустарного отдела на Всемирной выставке в Париже 1900 года.
В 1890-х годах произошло сближение Константина Коровина и его друзей с Сергеем Дягилевым.
«Я увидел – Дягилев восторженно любит живопись и театр. И тут же затеяли с ним издать журнал «Мир искусства». Я рисовал первую обложку для журнала и сделал несколько рисунков красками», – вспоминал Коровин.
Художник также пожертвовал 5000 рублей из собственных сбережений и «выпросил еще 12000 у Саввы Мамонтова» на издание журнала. Вплоть до 1903 года он будет активным участником выставок журнала «Мир искусства».
В 1899 году Коровин начал педагогическую деятельность в школе Е. Н. Званцевой, а с 1901-го вел совместную с Серовым портретно-жанровую мастерскую в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, которое некогда сам окончил. Приходил на службу Коровин не чаще нескольких раз в месяц, но каждое его появление становилось для студентов праздником. А среди них в разное время были Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Роберт Фальк, Илья Машков, Борис Иогансон и многие другие в будущем знаменитые живописцы.
Всю жизнь он стремился передать радость и красоту окружающего мира. Это хорошо передают картины, представленные в экспозиции. Однако после Октябрьской революции, по мере ориентации изобразительного искусства на новые темы, интерес к картинам Коровина стал падать.
В 1923 году для устройства выставки своих произведений и лечения сына художник получил разрешение выехать за рубеж. Он надеялся вскоре вернуться домой. Однако свалившиеся невзгоды – тяжелая болезнь жены, сына и его самого, появившиеся долговые обязательства – оттягивали это возвращение и, наконец, сделали это трудно осуществимым. Художника стали преследовать материальные лишения.
Через два года пребывания на чужбине он писал своему приятелю, музыкальному деятелю Б. Красину:
«Одно нытье, а ведь я не был нытиком… Живу я неважно, и ты вправе спросить меня: «Что же это я не еду?». Но когда ты приедешь, то узнаешь, так как трудно описать последовательно всю петлю, затянутую моей жизнью здесь постепенно, всю надежду, потерянную вследствие сплетения неудач, как бы рока: болезней, бессредствия, обязательств и долгов, омрачения и невозможности создать труд как хочешь, то есть затеи как художника».
Когда Коровин не смог работать как художник, он завершил мемуары, начатые в первые годы революции. Он писал и рассказы, где с пронзительной правдой и простотой запечатлел милую его сердцу Россию и тех, кого любил и помнил.
Отвечая на вопрос, как он стал писателем, Коровин говорил:
«Был я болен, живописью заниматься не мог, лежал в постели. И стал писать пером – рассказы. Закрывая глаза, я видел Россию, ее дивную природу, людей русских, любимых мною друзей, чудаков, добрых и так себе – со всячинкой, которых любил, из которых «иных» уж нет, а „те далече»… И они ожили в моем воображении и мне захотелось рассказать о них».
В своих воспоминаниях Константин Коровин писал о жизни за границей с большой долей пессимизма. Его самочувствие легко представить по автопортрету, включенному в казанскую экспозицию.
Воспоминания Коровина можно скачать в Интернете. Организаторы выставки использовали фрагменты из них в экспозиции. Так что в музее можно не только смотреть, но и читать. Причем, смотреть картины лучше издали.
Скончался Константин Коровин 11 сентября 1939 года и был погребен на кладбище Бийанкур около Парижа. В марте 1950 года на средства, собранные русскими парижанами, останки Коровина и его жены были перенесены на православное кладбище в Сен-Женевьев де Буа.
Выставка «Русский импрессионист Константин Коровин» будет работать до 12 февраля 2017 года. Экспозиция размещена в залах музея на втором этаже главного здания (ул. К. Маркса, 64).
Константин Коровин в Интернете:
Художник Константин Алексеевич Коровин и театр
Замечательный художник Константин Алексеевич Коровин (1861 – 1939)
Константин Коровин и Валентин Серов
«Воспоминания о Федоре Шаляпине». Константин Алексеевич Коровин (1861–1939)
Книга «Константин Коровин вспоминает» – http://coollib.net/b/302754/read#t1