Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1920 – Прошла реформа арабской графики (убрали ненужные согласные и добавлены 6 гласных, 1 знак, указывающий на мягкость или твердость звука)
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Сценарий о трагедии на «Булгарии» победил в конкурсе киносценериев
- 03 декабря 2016 года
Итоги I открытого республиканского конкурса киносценариев подвело Министерство культуры Татарстана. Лучшим сценарием полнометражного фильма была признана работа журналиста Элеоноры Рыловой «Булгария», а лучший сценарий короткометражки «Халима» написала театральный режиссер Юлия Захарова.
Похоже, проведение конкурса сценаристов стало первой ласточкой в реализации стратегической задачи – создания в Казани современной национальной киностудии, а в перспективе, как выразился мэр города Ильсур Метшин, – «Голливуда для России, СНГ и Восточной Европы». Ведь для того, чтобы снять хорошее кино, нужен, прежде всего хороший сценарий.
На суд жюри была представлена 21 работа, но из-за несоответствия условиям конкурса до рассмотрения экспертной комиссии дошли только 12: 7 сценариев к полнометражным фильмам и 5 к короткометражкам. Для объективности процесса были разработаны критерии оценки, которые отражались по 10-балльной шкале: идейно-художественное значение текстов, оригинальность идеи и авторской позиции, актуальность и значимость, наличие ярких характеров и постановочный потенциал (заинтересует ли киносценарий современные киностудии?).
Наибольшее количество баллов получили два сценария: «Булгария» Элеоноры Рыловой (390 баллов) и «Халима» Юлии Захаровой (282 балла).
– Элеонора, сценарий «Булгарии» был написан специально для конкурса? – спросили мы у победительницы.
– Нет, к этому моменту он почти год лежал без движения. Я отправляла его в несколько киностудий. Ответ пришел только из одной – мол, фильм по моему сценарию выходит слишком дорогим для производства. И я почти смирилась с тем, что он написан в стол, пока случайно не наткнулась на заметку о конкурсе, объявленном Минкультом РТ. Заявленным требованиям мой сценарий соответствовал, и я без особой надежды отнесла его в приемную комиссию.
– А до этого приходилось писать сценарии?
– Это моя первая работа. Более того, я даже понятия не имела, как это делается. Первым делом я нашла сценарий «Титаника». Меня удивило, что он был написан почти как прозаическое произведение. Я как-то по-другому себе это представляла, ближе к классической драме. Мониторинг интернета мало что прояснил, потому что встречались совершенно разные варианты. И я решила, что буду писать, как получится.
Но самое сложное – это написание синопсиса, который в основном и просматривают на киностудиях, не утруждая себя чтением сценария. В полторы страницы текста нужно уместить сюжет, описать главных героев, и при этом еще заинтриговать читателя. Словом, это высший пилотаж для сценариста.
– В это трудно поверить, что человек ничего не писал, а потом вдруг сел за такое масштабное произведение.
– Ну, плох тот журналист, который не мнит себя писателем! У меня вышло несколько документальных книг, есть опубликованные стихи и рассказы, но больше неопубликованных. К сожалению, ежедневная журналистская текучка не позволяет всерьез сосредоточиться на творчестве.
– Почему была выбрана такая тема?
– Все происходило по наитию. Меня, как и многих казанцев, потрясла трагедия, случившаяся с теплоходом «Булгария». У меня потом спрашивали, не было ли на судне кого-то из моих родственников или знакомых. Слава Богу, нет.
Хотя был такой момент – сопровождая свою дочь «первый раз в первый класс», первое, что мы увидели в этот праздничный день на воротах гимназии – это листок А4 в траурной рамке с портретом ровесницы моей дочери, жизнь которой оборвалась в этом страшном путешествии в один конец. Девочка должна была учиться в параллельном классе с моим ребенком.
Мне, как профессиональному журналисту, было интересно, как это могло случиться. Я прочитала все, что писали СМИ по этому поводу, но информация была очень противоречивой, в ней было полно нестыковок. И осталось очень много вопросов.
Потом, когда начался судебный процесс над арендатором теплохода Светланой Инякиной и компанией, его активно освещали в масс-медиа. Читая почти ежедневные репортажи из зала суда, я даже завела тетрадку, в которую выписывала интересные детали, а когда был вынесен приговор, поняла, что эта история – уже готовое художественное произведение.
– А почему все-таки сценарий, а не повесть, роман?
– Прозаическое произведение требует точных деталей, взгляда «изнутри». Поскольку сама я там не присутствовала и всех этих ужасов не пережила, я очень боялась сфальшивить. А что-то додумывать, добавлять художественного вымысла при живых свидетелях и родственниках погибших, не хотелось. Драматическая форма же дает возможность сделать упор на действие, диалоги и кинематографичность сюжета.
– То есть, все персонажи в «Булгарии» – реальные?
– Большинство. Но в сюжетную линию я ввела и выдуманных персонажей. Одна из них, выжив после крушения судна и потеряв всю семью и друзей, решает отомстить главной героине.
– Будет ли снят фильм по вашему сценарию?
– Пока только подвели итоги конкурса. Даже сама церемония награждения победителей состоится в декабре. Я отдаю себе отчет в том, что это будет довольно дорогостоящий проект: это и подводные съемки, и большой объем задействованной техники, реквизита, большая массовка. Но мне, как автору, очень хотелось бы надеяться, что фильм состоится, хотя бы в память о 122 невинно загубленных душах.
Анна Муравина
Два отрывка из сценария «Булгария». Автор – Элеонора Рылова
1. Куйбышевский затон
Ночь. Ярко светят звезды. Слышен плеск воды. У берега пришвартован дизель-электроход «Булгария». Метрах в трехстах от него находится будка охраны, в которой горит свет. Из посадки появляются три крадущиеся тени. Короткими перебежками они добегают до какого-то заброшенного кирпичного строения. В тусклом отблеске фонаря можно различить мужские лица.
Зингер (28): Сейчас на полусогнутых один за другим добегаем до теплохода. Первым пойдет Худой.
Худой (25): А если сторож что-то заметит?
Зингер: Не боись! Он из будки даже не выйдет.
Вован (16): Откуда такая уверенность?
Зингер: Я провентилировал вопрос. Тут охрану меняют как перчатки. Местные ни за какие баблосы не хотят работать. Особенно после того, как одного сторожа увезли в психушку в город.
Вован: А из-за чего это он … того? (свистит и крутит пальцем у виска)
Зингер (нехотя): Вроде как ему по ночам какие-то голоса мерещились. Короче, бред все это! (задорно) Мы же … как это … атеисты, в привидения не верим. Верно, Вован?! (дает ему подзатыльник).
Вован (шмыгая носом, неуверенно): Ну… типа да.
Зингер: А вообще, сюда уже и муллу, и священника возили. Так что расслабьтесь… Худой, ломик у тебя?
Худой (показывает): Он всегда со мной.
Зингер: Тогда пошел!
6. Берег Волги
Солнечный летний день клонится к вечеру. На крутом берегу Волги стоит девочка лет 10. Ветер треплет ее светлые волосы и легкое белое платье. Девочка, прикрывая глаза рукой, заворожено следит за проплывающим по реке теплоходом. В ее взгляде – и восхищение, и зависть, и желание оказаться там, на палубе, по которой прохаживаются пассажиры, бегают дети. До берега доносятся звуки бравурного марша и звонкий женский смех.
– Ленка, пошли, – тянет ее за руку подружка-ровесница.
Метрах в 15 от них – удаляющаяся ватага мальчишек и девчонок. Самая старшая из них – девочка лет 14 – оборачивается и насмешливо бросает:
– О-то-мри… Ушел твой белый теплоход…
Ленка словно просыпается, бросает прощальный взгляд на круизный лайнер и медленно, словно пробуя слова на вкус, повторяет:
– …мой белый теплоход.