Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Наш коллективный портрет на фоне времени
- 15 декабря 2016 года
Государственный музей изобразительных искусств РТ, Мультимедиа арт музей, Музей «Московский дом фотографии» 15 декабря пригласили казанцев на очередную, четвертую выставку в рамках важного социального проекта «История России в фотографиях. Фотолетопись России», начатого в 1997 году.
Аудитория на церемонии была не очень многочисленная, зато профессиональная. Председатель Союза фотографов РТ Георгий Козлов привел на выставку своих учеников из Казанского профессионального колледжа №41. Пришли известные казанские фотомастера: Валерий Михайлов, Эдвард Хакимов и другие.
Церемонию открыла директор Музея изобразительных искусств РТ Розалия Нургалеева. Проект «История России в фотографиях. Фотолетопись России» представила наша гостья из Московского дома фотографии. О своих впечатлениях рассказал известный казанский фотограф Валерий Павлов.
Виктор Ахломов. Никита Хрущев, Герман Титов, Юрий Гагарин, Михаил Суслов и Леонид Брежнев. Аэропорт Внуково, 9 августа 1961. Из собрания МАММ
В экспозиции, размещенной на первой этаже Галереи современного искусства, представлены работы классиков российской фотографии – Дмитрия Бальтерманца, Льва Бородулина, Всеволода Тарасевича, Виктора Ахломова, Валерия Генде-Роте, Роберта Диамента, Эммануила Евзерихина, Владислава Микоши, Александра Устинова и других, а также снимки советских фотокорреспондентов, чье творчество не столь хорошо известно широкой публике: Михаила Грачева, Анатолия Морозова, Николая Волкова, Семена Мишина-Моргенштерна и других. Есть и неизвестные авторы, которым удалось сделать эксклюзивные кадры во время исторических событий.
К сожалению, снимок некачественный. Но мимо него вы точно не пройдете
В экспозицию вошли фотографии не только из фондов МАММ и МДФ, но также из коллекций Агентства «ФотоСоюз», Государственного литературного музея, Российского государственного архива кинофотодокументов, Российского федерального ядерного центра, пресс-службы ГУМа, театра «Современник» и частных собраний.
Александр Устинов. Массовый заплыв в честь Дня Военно-Морского флота. Севастополь 24июня 1949.Из собрания агентства «ФотоСоюз»
Экспозиция рассказывает о жизни нашей страны в 1946-1964 годах. Это период возвращения людей к мирной жизни. Снимки отражают самые разные события тех лет: чествование первого космонавта Юрия Гагарина, вручение Нобелевской премии академику Ландау, реконструкция в самом большом в СССР магазине – ГУМе, «бульдозерная» выставка, поссорившая Никиту Хрущева не только с художниками, но и со всей творческой интеллигенцией. В кадре и повседневная жизнь: выпускники школ, студенты, работники промышленных предприятий и колхозов.
Есть потрясающие сюжеты. Например, демонстрация модных фуфаек; вид эпицентра взрыва через 2 секунды с пятикилометрового расстояния в Семипалатинске, где 29 августа 1949 года была испытана атомная бомба; московский пейзаж на месте будущего Калининского проспекта… Оказывается, в это время в Москве были двухэтажные троллейбусы.
Мы видим как известных людей: ученых, артистов театра «Современник», художников, вошедших в историю изобразительного искусства под одним именем – Кукрыниксы, спортсменов, так и простых жителей страны. В целом это наш коллективный портрет на фоне времени.
Михаил Трахман. VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве. 1957. Собрание МАММ/МДФ
Есть несколько сквозных тем. Например, довольно много снимков Никиты Сергеевича Хрущева. Причем, мы видим его в самых разных обстоятельствах. Вот он демонстрирует початок кукурузы, а на следующем снимке в последний раз идет к высокой трибуне, еще не зная, что его отправляют на пенсию… Как известно, 14 октября 1964 года Пленум ЦК КПСС, организованный в отсутствие Н. С. Хрущёва, находившегося на отдыхе в Пицунде, освободил его от должности Первого секретаря ЦК КПСС «по состоянию здоровья».
Дмитрий Бальтерманц. Выбор места для памятника Владимиру Маяковскому. Москва, 1958. Собрание МАММ/МДФ
Лев Бородулин. Москва строится. Черемушки. 1954. Собрание МАММ/МДФ
Выставка «История России в фотографиях. 1946–1964 гг.» – это фотолетопись СССР, в которую вошли кадры из самых разных географических точек страны, от Москвы до Челябинска, от Норильска до Крыма, от Ленинграда до Владивостока. Нельзя не обратить внимания на серию портретов, сделанных в Норильске.
В казанской галерее уже были представлены три выставки этого проекта. С 15 декабря по 8 октября работала выставка «История России в фотографиях. 1900-1917 гг.», с 14 октября по 4 ноября – выставка «История России в фотографиях. 1918-1940 гг.», с 9 ноября по 11 декабря – «История России в фотографиях. 1941-1945 гг.». Теперь вот – четвертая экспозиция.
Как считает Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт Музея и музея «Московский Дом фотографии, интенсивный поиск будущих путей развития человечества невозможен без понимания и осмысления уроков прошлого.
– История России ХХ века писалась и переписывалась сотни раз. Между тем одним из самых достоверных материальных свидетельств прошедшей эпохи была и остается фотография. Воссоздание фотолетописи Российского государства последнего столетия необходимо для самоидентификации с собственным прошлым, а также для обретения ценностных ориентиров, обращенных в будущее. Задача данного проекта – дать возможность непредвзято посмотреть на развитие отечественной истории и пережить ее эмоционально.
Все экспозиции отражены в объемных каталогах, которые сегодня можно увидеть в выставочном зале. Четырехчастное строение книг позволяет создать кинематографический дайджест каждого раздела, фотографии снабжены историческими комментариями и справками в конце издания, а полиграфическое увеличение фрагментов снимков позволяет рассматривать и созерцать детали обстановки, быта, лиц.
На каждой странице с фотографией указан ее правообладатель (музей, архив, фотограф, частный коллекционер и т.д.). Таким образом, создана площадка для связи между музеями, архивами, частными коллекционерами и пользователями, считают разработчики.
Первый раздел включал сто снимков, запечатлевших большие и малые города, личности и события, произошедшие в дореволюционной России. На выставке и в книге собраны самые разные сюжеты и лица: император Николай II с семьей в Тобольске, Гражданская война, рождение конструктивизма и Константин Мельников, НЭП, похороны Ленина и сооружение мавзолея, Владимир Маяковский, Сергей Эйзенштейн, Леонид Утесов, Михаил Булгаков, строительство Днепрогэса, принятие Генплана Москвы в 1935 году, визит в Россию Бернарда Шоу и многое другое.
«Сейчас, когда «заводы стоят, в стране одни фотографы», мало кого удивишь наличием хорошей фототехники и отсутствием навыков использования у ее обладателя. На заре фотографии ситуация была иной — прогрессивные технологии были доступны единицам, а мастеров знали поименно. Фирма «Шерер и Набгольц», ателье «Боассон и Эглер», Эмиль Готье-Дюфайе и Максим Дмитриев — в их работах — старая Москва, старый Петербург, вечно молодые Царицын и Екатеринодар, 300-летие дома Романовых и голод в Поволжье. В жанре фотожурналистики тоже есть свои герои: «отец русского фоторепортажа» Карл Булла сохранил для потомков «настоящих» Николая II, Шаляпина и Толстого. С немецкой педантичностью он фотографировал лица, здания и события, а затем бережно хранил негативы эпохи конца XIX — начала XX века».
Это цитата из репортажа сетевого ресурса inkazan.ru.
Второй раздел проекта был посвящен 1918-1940 годам. В экспозиции были представлены работы мастеров фотографии первой половины ХХ века, среди которых Александр Родченко, Аркадий Шайхет, Борис Игнатович, Иван Шагин, Владислав Микоша, Михаил Прехнер, Георгий Зельма.
Третий раздел рассказывал об одном из самых трагических периодов истории нашей страны: о первых днях Великой Отечественной войны, о растерянности и страшных потерях армии и населения и, наконец, о сплочении нации, позволившей одержать победу в одной из самых кровопролитных войн в истории человечества. Можно было увидеть работы классиков российской фотографии – Дмитрия Бальтерманца, Эммануила Евзерихина, Георгия Зельмы, Владислава Микоши, Георгия Петрусова, Всеволода Тарасевича, Виктора Тёмина, Александра Устинова, Якова Халипа, Ивана Шагина, Аркадия Шайхета, Сергея Шиманского и других, а также снимки замечательных советских фотокорреспондентов, чье творчество не столь хорошо известно широкой публике – Марка Маркова-Гринберга, Анатолия Морозова, Сергея Блохина, Марка Редькина, Михаила Савина и других.
Как вспоминают работники Галереи современного искусства, эта экспозиция привлекла особое внимание посетителей.
Проект «Фотоархивация Российской истории» сегодня существует не только в выставочном проекте и печатном формате, но и как специальный интернет-портал www.russiainphoto.ru. Более 70 тысяч оцифрованных снимков, сделанных практически с момента изобретения фотографии и по наши дни, на которых запечатлена история российского государства представлены в сети. интернет-проект «История России в фотографиях» появился к Дню России 12 июня. Он организован Депкультом Москвы, «Яндексом» и фирмой «НОВАТЭК».
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 29 марта 2013 года и на основании конкурса, проведенного обществом «Знание» России.
На сайте пользователи могут ознакомиться с архивными снимками (для удобства поиска они разделены на тематические группы, такие, как «Транспорт», «Архитектура», «Фабрики», «Застолье», «Праздники», «Мода» и т.д.). Здесь вы найдете профессиональные и любительские фотографии, сделанные в России в период с 1860 по 1999 год. Проект объединяет снимки из разных источников. Это музейные собрания, фототеки организаций, газет и журналов, личные коллекции. Любой пользователь может пополнить архив, загрузив на сайт фотографии из своего домашнего архива.
Поиск фотографий в архиве осуществляется по автору, хронологии, географическим меткам, персоналиям, ключевому слову. Сейчас портал содержит более 10 000 тегов и десятки тематических категорий.
На данный момент коллекция портала содержит 70 763 фотографии. В пополнении коллекции приняли участие 111 музеев и коллекционеров.
Выставка в Галерее современного искусства РТ будет работать до 31 января 2017 года.
Дополнительная информация:
Режим работы ГСИ ГМИИ РТ:
вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье: 10.00–17.00; четверг: 10.00–19.00
Касса закрывается на полчаса раньше. Выходной день – понедельник
Последний вторник каждого месяца Галерея закрыта (санитарный день)
Телефоны для справок: 8 (843) 238 43 27; 8 (843) 236 69 31.
Сайт ГМИИ РТ: www.izo-museum.ru