Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Жизнь в искусстве» – выставка Константина Чеботарева и Александры Платуновой
- 23 ноября 2016 года
23 ноября в Национальной художественной галерее состоялось открытие выставки произведений известных казанских художников, выпускников Казанской художественной школы Константина Чеботарева (1892–1974) и Александры Платуновой (1896–1966) «Жизнь в искусстве».
В церемонии открытия выставки принимали участие инициатор проекта академик Академии наук Республики Татарстан, профессор Наиль Валеев, заместитель министра культуры РТ Светлана Персова; вице-президент Академии наук РТ, директор Института истории имени Ш.Марджани АН РТ Рафаэль Хакимов
Экспозицию представила куратор выставки Ольга Улемнова, ведущий научный сотрудник отдела изобразительного и декоративно-прикладного искусства ИЯЛИ имени Г. Ибрагимова. Любители изобразительного искусства увидят работы из собраний Национального музея Республики Татарстан, научной библиотеки имени Н.И. Лобачевского КФУ, Национальной библиотеки Республики Татарстан, Фонда Марджани, Галеева-галереи и частных коллекционеров.
Большая коллекция картин Александры Платуновой хранится в Республиканском художественном музее Чувашии, и в Москве, где художница прожила сорок лет.
Александра Платунова. Автопортрет
Тематика ее мужа – выделялось на фоне коллег по «Всаднику» общественно-политической тематикой: альбом линогравюр «Революция» (1921) из двенадцати листов – «Настала пора, и проснулся народ», «Вставай, проклятьем заклейменный», «Матросы», «1918 год», «Беженцы» и другие.
Выставка в Национальной художественной галерее «Хазинэ» впервые представляет творчество К.К. Чеботарева и А.Г. Платуновой в наиболее полном объеме, отражая все периоды их творчества от 1910-х до1960-х годов. Это настоящее открытие для любителей искусства – большинство произведений экспонируются впервые за последние 50 лет.
Константин Чеботарев. Картина "Красная армия". 1917 год
Как считает известный казанский искусствовед Ольга Улемнова, Константин Чеботарев и Александра Платунова – знаковые фигуры казанского искусства 1920-х годов, эпохи авангардных экспериментов. Они активные участники художественной жизни Москвы рубежа 1920-х – 1930-х годов. Соединив свои судьбы вместе еще в 1914 году, во время учебы в Казанской художественной школе, они прошли вместе по жизни, испытав все перипетии и тяготы истории нашей страны.
Они всегда были единомышленниками в искусстве, где бы они ни жили – в Казани или в Москве, в какую бы художественную группировку ни входили – «Подсолнечник» (1918), «Всадник» (1921-1924), ТатЛЕФ (1923-1926), «Октябрь» (1928-1932).
В первой половине 1920-х годов они вместе с «красным ректором» Ф.П. Гавриловым организовывали деятельность Архумаса (бывшей КХШ), преподавали в Татарском театральном техникуме, вырабатывали новые методы художественного образования, отдавая все силы воспитанию нового поколения казанских художников, театральных режиссеров.
Вынужденные покинуть Казань в 1926 году, когда авангардные силы проиграли в борьбе с реализмом, и, обосновавшись в Ново-Гиреево под Москвой, они не изменяли идеалам своей юности, включившись в художественную жизнь Москвы, много работая в театральном и декоративно-прикладном искусстве, в плакате, оформляя книги. Они участвовали в крупнейших графических выставках в Москве и Ленинграде, а также за рубежом – в Париже, Лионе, Берлине и др.
Это, как ни странно, Константин Чеботарев
А это Александра Платунова
1930-е – 1950-е годы стали тяжелым периодом в жизни художников, не желавших подстраиваться под изменившиеся идеологические нормы, насаждаемые повсюду. В эти годы К.К. Чеботарев большей частью работал «в стол», особенно много занимаясь живописью, воплощая с женой некоторые свои работы в повседневную жизнь. Важной частью послевоенного творчества К.К. Чеботарева стала работа над серией монотипий «Любимый город – Казань», в которой он показал нам город таким, каким он был в 1920-е годы.
Грандиозная выставка 1967 года «Агитационно-массовой искусство первых лет Октябрьской революции», проведенная в Москве и Ленинграде, в странах социалистического лагеря, вписала имя художников в историю советского искусства. Сейчас картины К.К. Чеботарева выставляются в постоянной экспозиции Третьяковской галереи, живопись обоих мастеров – в постоянной экспозиции Государственного музея изобразительных искусств РТ, произведения художников хранятся во многих музеях России.
Такие поздравительные открытки получали от супругов их друзья и знакомые
На открытии выставки «Жизнь в искусстве» была презентована широкому кругу зрителей только что вышедшая монография Н. Валеева «В поисках пути в искусстве». Вслед за этим изданием будут опубликованы: том писем Константина Чеботарева казанским адресатам с комментариями Н.Валеева и полный альбом – каталог выставки с произведениями выдающихся художников XX века. Таким образом, творческое наследие советских художников, преодолев забвение, возвращается к ценителям искусства.
Монографию Н. Валеева можно приобрести в киосках музея, стоимость – 970 рублей.
Это не первое знакомство казанцев с творчеством художников Константина Чеботарева и Александры Платуновой. Впервые в полном объеме творческое наследие казанского графического коллектива «Всадник» (1920-1924), в которое они входили, было показано на выставке «Казанский авангард. 1910-1930-е», работавшей в декабре 2013 года. Она была открыта в рамках цикла «Художественные сокровища Татарстана».
Автор - Константин Чеботарев
Казанский графический коллектив «Всадник» - одно из немногих в российской провинции 1920-х годов объединений, программно заявивший о развитии гравюры как самостоятельного искусства, выпускавший ряд малотиражных изданий, снабженных авторскими оттисками гравюр.
Издания «Всадника» получили широкое признание уже в 1920-е годы, а сегодня являются предметом вожделения для музеев и коллекционеров. В творчестве И. Плещинского, Н. С. Шикалова, А. Платуновой, В. Вильковиской и других членов коллектива нашло отражение увлечение немецким экспрессионизмом, оказавшимся созвучным трагическому мироощущению художественной интеллигенции Казани 1920-х.
Выставка «Жизнь в искусстве» продлится по 24 января 2017 года по адресу: Кремль, 3 подъезд, НХГ «Хазинэ».
Подробнее о Константине Чеботареве и Александре Платуновой в «Казанских историях» – Был в Казани свой «авангард»