Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Абдурахмана Абсалямова в Казани помнят
- 28 декабря 2016 года
105-й юбилей классика татарской литературы Абдурахмана Абсалямова отметили в литературной гостиной «Белые цветы» средней школы №143 Ново-Савиновского района Казани.
Жизнь и творческий путь татарского писателя были представлены в форме устного литературно-художественного журнала. На русском и татарском языках прозвучали отрывки из произведений А. Абсалямова, факты его биографии.
Гостем литературной гостиной стала внучка классика Альбина Абсалямова – поэт, писатель, общественный деятель, лауреат Российской независимой премии «Триумф», член Союза писателей РТ и Союза российских писателей.
Она рассказала о семье Абсалямова, прочитала свои стихотворения, посвященные его памяти, ответила на вопросы школьников.
На память об этой встрече Альбина Булатовна подарила школе новое издание книги Абдурахмана Абсалямова «Белые цветы».
Свои впечатления о мероприятии учащиеся выразили в красочном панно из белых бумажных цветов – символа надежды и чистоты.
Как мы выяснили, общение очень понравилось и Альбине Абсалямовой, и детям, которые встретились с внучкой классика татарской литературы по инициативе учителя русского языка и литературы Елены Моисеевой.
Предлагаем вашему вниманию публикацию журнала «Идель», посвященную московской жизни писателя, в рубрике «История/ Портрет эпохи».
В переулках близ Сретенки
Запутанное ожерелье уютных московских переулков. Северная часть исторической Москвы. Московские улицы, щедро усыпанные снегом. Зима 2016-2017 наступила рано – еще в октябре. Теперь уже холод, мороз, сумрачные оттепели – на несколько месяцев до робкой весны. А какой была погода в городе 80-90 лет назад? Это можно узнать из старых метеосводок, из крупиц воспоминаний, пожелтевших газет.
Неизбежен ход времени и смена поколений. Когда-то по московским улицам ходил-спешил татарский мальчик, юноша, начинающий литератор. Разные маршруты были у него, но один – основной, определивший жизнь. Старая Москва, еще даже не довоенная, а совсем неведомая, загадочная – 1920-х гг.
И сейчас стоит в Ащеуловом переулке примечательный дом №9 постройки 1904 года, спроектированный архитектором И.В. Михайловским на основе здания XVIII века. До революции дом являлся доходным, а впоследствии был разделен на коммунальные квартиры. Здесь жила семья Абсалямовых – недавних выходцев из деревни Старое Аллагулово Пензенской губернии.
От многолюдной Сретенки до восточных кварталов Замоскворечья и сейчас не близка дорога, а в старой Москве надо было на извозчике или трамвае пересечь весь центр города; по мосту перебраться в еще сохранявшие купеческий уклад Пятницкую, Новокузнецкую, Большую Татарскую. Сколько времени уходило на этот каждодневный путь из дома до классов Дома Асадуллаева? Так прошло детство Абдурахмана Абсалямова. И хотя ровно 105 лет назад будущий классик татарской литературы родился в небольшой мишарской деревне, истоки его большой литературной судьбы скрыты в московских домах и переулках.
Цитата из повести его современника Амирхана Еники «Вөҗдан» («Совесть», 1968):
«все специалисты по каракулю были мишарями, специально приглашенные из окрестностей Москвы и Ленинграда… Маматов, Байтираков, Ишмаметов, Ширинский – фамилии, которые уже подсознательно вызывают уважение».
Это мир, где прошло детство Абдурахмана Абсалямова, и все перечисленные фамилии ему были известны и близки.
Жили татарские меховщики в разных частях города: Сафа Абсалямов близ Сретенки. Нури Ширинский – в Новоалексеевском, неподалеку от Ростокинского комбината. Фатих Акбулатов – в 1-м Басманном переулке. Однако они часто встречались и после работы, общались и их семьи.
Совсем недавно показывал я зрителям вечера в библиотеке Дома Асадуллаева ветхую групповую фотографию начала 30-х гг., где в разных углах снимка запечатлены отец будущего писателя Сафа Умерович Абсалямов и мой прадед Нури Ширинский. Опытные московские меховщики с богатым дореволюционным опытом, пытавшиеся выжить в новые шумные времена.
Фото не идиллическое, а страшное. В центре его одна из фигур обезглавлена: из прочного картона старательно вырезана голова человека, предавшего в 1937 году своих товарищей по Ростокинскому меховому комбинату. Вырезал сын одного из репрессированных, вот таким образом пытавшийся заглушить горечь потери…
И Нури Ширинский, и Сафа Абсалямов, и Акбулатов, Сакаев, Ишмаметов, Байков – земляки, друзья, честные люди, для них и их семей рубежом жизни стал 1937 год.
Но были и другие московские воспоминания, согревавшие всю жизнь писателя. Детство, учителя, которых Абдурахман Абсалямов помнил и которым посвятил свой прозрачный, лиричный роман «Зеленый берег».
Именно в татарской общине Москвы 1920-х-1930-х гг., в исторических стенах Дома Асадуллаева Абдурахман Абсалямов сформировался как литератор. На его глазах складывалась татарская советская культура. В 1923-1929 гг. Абсалямов учился в татарской школе им.Нариманова в доме Асадуллаева, где директором была первая женщина-математик из татар, выпускница Сорбонны Сара Шакулова.
Последних свидетелей татарской Москвы этой эпохи удалось застать. Как известно, Абсалямов посещал молодежный литературный кружок при татарской библиотеке в Доме Асадуллаева, которым руководил Муса Джалиль. Участница этого литературного кружка, легендарный мемуарист Рауза Кастрова (1911-2012) вспоминала об особой неформальной и творческой атмосфере, которую создавал Муса Джалиль, о его стремлении обучить начинающих авторов богатству татарского литературного языка, ведь большинство из них составляли мишари или касимовские татары.
В этом кружке занимался и земляк Абсалямова, уроженец татарской деревни Усть-Рахмановка Пензенской губернии – поэт Ахмет Симаев (1915-1944). Как известно, Ахмет Симаев в годы войны станет соратником Джалиля по антифашистской деятельности и будет казнен с ним в Берлине в один день – 25 августа 1944 года.
Из воспоминаний Абдурахмана Абсалямова:
«Мы были молоды и чуть-чуть наивны. Нам всем хотелось писать стихи и обязательно, как Такташ. Он был уроженцем наших мест, и мы им гордились. Мы говорили на своем, мишарском диалекте, отличающемся от казанского говора и, конечно, от литературного татарского языка. Такташ же писал почти «по-нашему», и это, как нам казалось, получалось здорово. По своей наивности мы не думали, что большой и талантливый поэт очень умело использовал диалект, не нарушая литературные нормы. Мы от души повторяли отдельные свои мишарские слова и не отдавали себе отчета, что для настоящей поэзии мало простого умения удачно рифмовать слова. К нашему счастью, руководитель нашего кружка поэт Муса Джалиль был очень внимательным к настоящим писателям и много сил тратил на наше воспитание…»
И Литературный институт, где первым татарским студентом стал именно Абдурахман Абсалямов, и долгий фронт, и его послевоенные казанские десятилетия, наполненные литературной славой и народной любовью, и переполненные залы по всему Татарстану, где демонстрировался сериал, снятый по роману «Белые цветы». И замечательная документальная книга Альбины Абсалямовой «Никогда не угаснет. История жизни и творчества писателя Абдурахмана Абсалямова, рассказанная его внучкой», наполненная бережно собранными воспоминаниями, редкими фото, опубликованная несколько лет тому назад в Казани – одна из моих настольных книг.
Особый для меня литературный мир Абдурахмана Абсалямова. Его герои, сюжеты, тонкие мудрые диалоги, имя, знакомое мне и вне литературной истории, в теплых семейных преданиях. 5 лет назад, в декабре 2011 года в стенах библиотеки Дома Асадуллаева в Замоскворечье все сложилось воедино – отмечалось 100-летие Абдурахмана Абсалямова. Началась новая дружба, новые вдохновения и темы.
В этом году довелось побывать в казанском кабинете Абсалямова, увидеть стол, за которым родились романы-символы татарской литературы. Но это уже другой сюжет.