Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
На бывшем Часовенном погосте Арского кладбища начались богослужения
- 10 июня 2017 года
10 июня в старообрядческой части Арского кладбища, возле склепа казанского купца-благотворителя Якова Филипповича Шамова, было необычное оживление. Здесь состоялось первое богослужение в часовне старообрядцев Старо-Поморского согласия на бывшем Часовенном погосте.
Часовня, построенная в честь поминания всех усопших старообрядцев этого согласия (их еще зовут беспоповцами), является одним из святых мест для казанских староверов, однако длительное время она не работала. Время ее появления в разных источниках называется разное: в 1870-х годах и около 1910 года.
В июне 2015 года на часовне установили медный купол с цветочным орнаментом, воссозданный точно по образцу старого, и деревянный с медной оправой и позолотой крест. Чин освящения часовни в честь Всемилостивого Спаса и Святой иконы Божией Матери Седмиезерной совершил старший наставник, настоятель соборной моленной во имя Казанских чудотворцев Гурия, Варсонофия и Германа в Казани отец Александр (Хрычев).
Часовня пока в стадии восстановления, которая затянулась. Источник финансирования восстановительных работ – исключительно пожертвования членов общины. Другой финансовой помощи, по словам отца Александра, нет. Поэтому говорить о сроках окончания работ пока не представляется возможным даже сегодня. По предварительным подсчетам, на полное завершение работ необходимо порядка 1 млн. рублей. Только купол и крест обошлись общине в 180 тыс. рублей.
Не завершена полностью и реставрация склепа купца Шамова, хотя строители получили более чем солидное вознаграждение. Как нам удалось выяснить, 400 тысяч рублей выделил в качестве благотворительной помощи АК БАРС Банк. Отремонтирована крыша, восстановлена маковка с крестом, однако леса вокруг склепа пока до конца не сняты. Община ищет специалистов, которые завершат работы. Спорить с фирмой, которая явно не доделала проплаченные работы, старообрядцы не намерены.
Не завершены пока и работы в часовне. Внутри она заново оштукатурена, и это было непростым занятием. На снимках хорошо видно, в каком состоянии были стены, окна и двери. До этого из часовни вынесли стройматериалы и хозяйственный инвентарь, который использовали работники кладбища.
Но все-таки община решила оживить старинную часовню. Богослужения теперь будут проводиться каждую субботу, с 10 часов.
Казанская община старопоморов невелика, так что народу на первое богослужение собралось немного. Но толпы прихожан тут и не ждут.
В 2013 году члены Старо-Поморской старообрядческой общины и представители общественности обратились к Президенту РТ Рустаму Минниханову с просьбой оказать «личную поддержку в деле спасения старообрядческих святынь». В результате часовня передана общине в оперативное управление на 5 лет с правом продления срока. Управлению по организации ритуальных услуг Исполкома Казани были даны поручения по сохранению и благоустройству старообрядческих захоронений в Казани.
Община также попросила Президента помочь с возвращением старообрядцам здания бывшего молельного дома, построенного купцом-старообрядцем Василием Андреевичем Савиновым (у Центрального железнодорожного вокзала «Казань-1», на песчаной косе пляжа «Локомотив»). Оно было построено в первое или второе десятилетие XIX века и было записано как стекольный завод. По свидетельству Е. Липакова, до 1847 года этот дом был основным местом, где собирались старообрядцы Старо-Поморского согласия, а потом он был закрыт как незаконный. Вновь начал действовать как молельный дом в 1905 году, уже как официально разрешенный. 6 марта 1937 года «Стекольный скит» был реквизирован и в нем открылся клуб железнодорожников «Локомотив». Несколько десятков надгробных памятников рядом с ним были снесены.
Здание долгое время было в управлении РЖД, но в пору экономических реформ было продано частному владельцу. По данным представителя старообрядческой общины Ивана Султанова, его оценили в 3 миллиона рублей. Собственник в принципе не возражает вернуть его законным владельцам, но запросил со старообрядцев 73 миллиона рублей.
По сведениям исследователя казанского староверия И.Г. Султанова, до 1950-х годов функционировала «Соколова моленная», во второй половине 1950-х годов была открыта моленная на улице Астрономической, в 1983 году куплен дом под моленную в посёлке Борисково. В конце 1980-х - начале 1990-х годов на общей волне религиозного возрождения начался процесс возвращения старообрядцам культовых сооружений и легализации «новых» общин. Сегодня в Казани и Чистополе действуют две зарегистрированные общины христиан древлеправославно-кафолического вероисповедания и благочестия старопоморского согласия.
«Казанская община была зарегистрирована в 1990 году (перерегистрирована в 1999 г.). Высшим органом управления общины является Общинное собрание, в которое входят его учредители, духовный настоятель, попечитель, почётные члены и иные верующие. Постоянный орган управления - Общинный совет. Управление общиной осуществляет председатель Российского совета РДКЦ, старший наставник, настоятель соборной моленной РДКЦ Во имя Казанских чудотворцев Гурия, Варсонофия и Германа в Казани о. Александр Евгеньевич Хрычёв (род. в 1961), благословлённый и поставленный духовным отцом А.И. Колесниковым и собранием прихожан. По его оценке, численность общины в 2013 году составляла «около 300 человек с семьями».
В настоящее время центром общины является моленная (молитвенный дом, бывшая «Общественная моленная») в Казани на улице Межлаука (бывшей Большой Варламовской), дом 28, переданный в пользование общине в 2000 году и восстанавливаемый на средства прихожан.
Читайте в «Казанских историях» – «Еретические догматы принять не можем»