Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Кино как эффективный инструмент диалога культур»
- 06 сентября 2017 года
В рамках XIII Казанского международного фестиваля мусульманского кино 6 сентября прошел круглый стол с кинематографистами стран Группы стратегического видения «Россия — исламский мир». Тема беседы была обозначена так — «Кино как эффективный инструмент диалога культур».
Директор музея-заповедника «Казанский Кремль» Зиля Валеева отметила символичность обстановки проведения круглого стола, местом для которого стало экспозиционное пространство выставки «Слово Пророка в искусстве ислама» в Музее ислама мечети Кул Шариф. Модераторами круглого стола выступили заместитель министра культуры РТ Гузель Шарипова и директор «Татаркино» Миляуша Айтуганова.
Министр культуры Республики Татарстан Айрат Сибагатуллин назвал в числе главных задач Группы стратегического видения дальнейшее сближение России с исламским миром, содействие налаживанию контактов в общественной жизни, пропаганду традиционных ценностей с целью предотвращения радикальных настроений в обществе.
– У нашего фестиваля точно такие же задачи. Следуя девизу «Через диалог культур – к культуре диалога», мы посредством института кино стремимся раскрывать миролюбивую сущность ислама. У фестиваля много партнеров во всем мире, и деятели искусства кино заинтересованы в профессиональном разговоре на эту тему, — отметил Айрат Сибагатуллин.
По словам министра культуры, Татарстан сегодня смело можно назвать регионом, привлекательным для кинематографа, богатым талантливыми кадрами и имеющим налаженную систему кинопроизводства, кинопроката, подготовки молодых специалистов.
– Вместе с тем мир развивается, появляются новые вызовы и новые возможности. Мы рады этой возможности обсудить с вами вопросы развития кинематографа и дальнейшего сотрудничества, — сказал Айрат Сибагатуллин.
Гузель Шарипова рассказала о мерах господдержки кинематографа в нашей республике: по последним данным исследований, Татарстан находится на третьем месте в России по развитию кинематографа (после Москвы и Санкт-Петербурга). В Татарстане сохранили государственное учреждение «Татаркино», в фондах которого более 14 тысяч фильмокопий; ежегодно осуществляются закупки фильмов для проката в республике. Казань – на третьем месте в рейтинге городов-миллионников по количеству кинопоказов на 100 тысяч зрителей.
Ежегодно только на производство фильмов по госзаказу в Татарстане выделяется порядка 10 млн.рублей. Особое внимание уделяется поддержке молодых кинематографистов и подготовке специалистов на профильных факультетах Казанского университета культуры и искусств. Проводится более 30 кинофестивалей. В целом на развитие кинематографа в республике ежегодно выделяется 130-140 млн. рублей.
Организатор фестивалей, дистрибьютор Алиреза Шахрохи из Ирана рассказал, что в его стране каждый год производится порядка 130-150 фильмов, большей частью при поддержке государства. Все они создаются для показа на больших экранах, то есть в это число не входят фестивальные работы, короткометражные фильмы, а также картины для телевизионного проката.
В Иране действует фонд «Фараби», аналогичный фонду «Татаркино», а также частные общества, в том числе Общество молодежного кино, Центр поддержки документалистики и Центр детского кино.
Прокатом занимаются семь государственных организаций и более десяти частных компаний, которые распространяют фильмы иранского производства в разных странах мира. Ежегодно в стране проходят крупные фестивали, в том числе международные, как, например, «Фаджр», хороший знакомый многим из присутствующих на круглом столе.
— Этот фестиваль обычно проходит в начале февраля. Хочу отметить, что когда политики пытаются создать стену между культурами, мы через эту стену перекидываем мост, чтобы продолжать общаться, — отметил Алиреза Шахрохи.
Киновед и кинокритик Сергей Анашкин обратил внимание участников круглого стола на наличие в программе нынешнего Казанского международного фестиваля мусульманского кино отдельной программы «Индостан на стыке культур».
– Под Индостаном понимается не только Индия, но и Бангладеш, Пакистан, Бутан, Непал, Шри-Ланка… На этой территории проживают люди, исповедующие самые разные религии. Что касается Индии (где мы лучше всего знаем болливудское кино), то здесь в каждом штате развито свое кинопроизводство, что роднит эту страну с нами, ведь во многих регионах России тоже существует независимое кинопроизводство, — прокомментировал Сергей Анашкин.
Участником круглого стола стал гость из Бангладеш — директор международного фестиваля в Дакке Мустафа Замал. Он рассказал о непростой истории развития кинематографа в этой стране, неразрывно связанной с борьбой за независимость, за сохранение языка.
В 1956 году вышла первая звуковая картина в Бангладеш. Но только пять лет назад появились кинематографические факультеты в университетах. С приходом новых технологий и, в частности, возможности снимать на «цифру», ситуация, конечно, изменилась. А возглавляемый спикером фестиваль полнометражного художественного кино является теперь ежегодным и открыт к сотрудничеству с форумами и кинопроизводителями разных стран.
Журналист, киновед Тахар Хоучи, живущий в Швейцарии, основатель международного кинофестиваля в Женеве, рассказал о связи между европейским и мусульманским кинематографом и особой важности диалога производителей кино.
Кинематографист из Марокко Абдурразак Аззахер затронул тему европейского финансирования, зачастую подчиняющего себе кинематограф других стран. Так, по его словам, большинство африканских фильмов посвящалось обсуждению тем, которые интересуют и восхищают Европу, но не рассказывают о настоящих проблемах жителей этих стран, в том числе Марокко. Только сейчас кинематограф Африки начинает отражать актуальные проблемы жизни, не оглядываясь на Европу.
Актриса, продюсер, создатель Асуанского фестиваля женского кино Ильхам Шахин рассказала, что в Египте сегодня производится порядка 80 фильмов в год, однако это по преимуществу комедии и фильмы в жанре экшн, наиболее интересные молодежной аудитории.
– Если ты хочешь снимать особенное кино, ты должен сам стать его продюсером, — подчеркнула гостья.
Она поделилась мнением, что для диалога между фестивалями лучший путь — это обмен фильмами.
Режиссер и сценарист Шарофат Арабова (Таджикистан) в своем выступлении отметила, что с 1990-х годов кино ее страны становится все более свободным, может обращаться к религиозным темам, высказывать разные точки зрения. За счет госфинансирования в этой стране производится 3 художественных и 4-5 документальных фильмов в год. А главной проблемой является отсутствие проката таджикских фильмов.
Продюсер из Кыргызстана Гульбара Толомушова рассказала о женских образах в кинематографе своей страны. Как предположила модератор круглого стола Миляуша Айтуганова, вполне логичным было бы творческое сотрудничество спикера с Асуанским фестивалем женского кино в Египте.
Со своей стороны директор Казанского международного фестиваля мусульманского кино заверила всех участников круглого стола в готовности дирекции провести переговоры на тему совместного производства фильмов в Татарстане, являющемся прекрасной локацией для съемок.
– Также руководство казанского форума рассмотрит и предложения о прокате в Татарстане фильмов разных стран. Интерес аудитории к качественным фильмам не вызывает сомнений, и полные залы на показах фестиваля тому подтверждение, — резюмировала Миляуша Айтуганова.
В программе фестиваля – несколько внеконкурсных показов, объединенных национальными кинематографическими школами. Зрители могут увидеть фильмы, объединенные в программы «Индостан на стыке культур», «Индонезийское кино», «Гастроли в Судане», «Казахстан: вчера, сегодня, завтра», «Иран: в жизни и в кино», «Ирак: война и мир», «Нигерийская экзотика», «Кино Саудовской Аравии», «Афганистан – открытая страница», 11 сентября – «Кино Алжира», «Каникулы в Бангладеш», «Турецкий марш», «Киргизия – страна короткого метра».