Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Декабрь 2024 > >>
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
  • 1920 – Прошла реформа арабской графики (убрали ненужные согласные и добавлены 6 гласных, 1 знак, указывающий на мягкость или твердость звука)

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Более миллиона снимков Михаила Медведева

12 октября после продолжительной болезни ушел из жизни известный фотограф, публицист, путешественник и автогонщик Михаил Медведев, заслуженный работник культуры РФ, обладатель премий России и Татарстана, диплома «Серебряный лучник» в области дизайна.

Фото Михаила Козловского

В последний год у меня не раз спрашивали, не видела ли я Михаила. Он жил в одном из домов комплекса «Пирамида», напротив моего дома. Но я тоже давно его не встречала. Узнала, что он уже не работает с ТАИФом. Подумала, что пустился в свободное плавание. Он был человеком легким на подъем и вполне мог колесить по стране со своим фотоаппаратом, а, может, даже за границей. Он снимал в Африке, Южной Америке и в Антарктике. Выезжал вместе с нашей командой «КАМАЗ-Мастер» на многие соревнования.

И вот скорбная весть. Миши не стало. И мы все знаем, где его похоронят на Арском кладбище, где завтра соберемся. Уверена, народу будет много – друзей, знакомых, деловых партнеров у Медведева было не сосчитать. Соберемся на второй пешеходной аллее, где в 2003 году он похоронил свою жену Марину. Они попали в автокатастрофу. Миша (он был за рулем) выкарабкался, а Марина – нет. Позднее он поставил на ее могиле памятную черно-белую стелу с чугунными розами на постаменте. На белой части – имя Марины. Вторую часть Миша оставил для себя. И вот теперь на ней тоже понадобится имя. Его имя.

Гибель Марины была трагедией не только для него, но и для всех, кто знал ее.  Мы работали вместе в редакции газеты «Вечерняя Казань». Миша очень тяжело пережил эту потерю. Конечно, он корил себя, что не уберег жену. Кто бы на его месте так не думал?..

Следующие несколько лет жизнь щедро посыпала его рану солью. Они с Мариной задумали три уникальных издания в рамках совместного проекта ОАО «ТАИФ» и ООО «ФОТО АРТ» – фотоальбомы «Татарстан с высоты птичьего полета», «Портфолио – Казань», «Татарская кулинария». Миша снимал он делал это замечательно!), Марина писала.

В августе 2004 года в Казани прошла презентация первой книги – «Татарская кулинария», изданной на русском и английском языках. Тяжело было смотреть в этот день на Мишу. С одной стороны – радость, что книга издана, что вызвала восторженные отзывы. С другой стороны, Марина уже не могла вместе с ним радоваться этому успеху.

Проект Миша завершил в 2005 году, к 1000-летию Казани. Он много работал в тот год. Входил в число репортеров президентского пула. Был на всех мероприятиях с участием двух президентов – федерального и республиканского. Был, что называется, в гуще событий.

После юбилея мы задумали выпустить альбом, посвященный 1000-летию Казани. Хотели показать не только юбилейные торжества, но и то, как изменился к празднику наш город. Благодаря тому, что я возглавляла информационное бюро Международного пресс-центра, у меня собралась самая полная фотобаза. Миша взял на себя функцию арт-директора. Я отвечала за тексты.

Я не сомневалась, что ТАИФ, который выделил значительную сумму на издательскую деятельность в честь 1000-летия, профинансирует этот проект. Но денег на книгу Миша выбить не смог. И мы по этому поводу больше не говорили. Я видела, что ему неприятно говорить на эту тему.

Потом были редкие встречи на бегу. Иногда я обращалась к нему за нужными фотографиями. Потому что представить книгу «Республика Татарстан: новейшая история», над которой я работала, было просто невозможно. Среди его многочисленных снимков нельзя не выделить два.

Первый был сделан 30 августа 1990 года. Я хорошо помню этот вечер. Было уже очень поздно. Верховный Совет Татарской республики все никак не мог согласовать Декларацию о государственном статусе, и все наши коллеги, и репортеры, и фотографы, ушли домой. В зале оставались мы вдвоем с Михаилом.

И именно ему довелось сделать ту знаменитую фотографию – общий снимок всех, кто присутствовал тогда в зале. Где-то далеко-далеко, за депутатами, я разглядела даже себя. Журналисты обычно сидели в правом крыле большого зала (сегодня его уже нет), на задних рядах.

Потом негатив этого снимка у Медведева выкупили музейщики. Я использовала его в первом томе книги «Республика Татарстан: новейшая история».

Второй снимок обошел многие зарубежные СМИ. Снимая вместе с многочисленными коллегами участие в Сабантуе Президента России, он запечатлел на пленки самый пикантный момент – Владимир Путин со следами Катыка на довольном лице.

Миша потом рассказывал, как тяжело дался ему этот кадр. Охрана щемила фотографов, как могла. Но ему как-то удалось. Наверное, наши милиционеры помогли. Кто из них не знал знаменитого репортера. Уйдя из информационного агентства, он для многих так и остался собкором ИТАР-ТАСС.

Редакция интернет-газеты «Реальное время» сегодня опубликовала интервью с Михаилом, в котором он рассказал о том, что привело его в Татарстан, как строилась работа с ГК «ТАИФ» и в каком районе республики выдающийся фотограф нашел Амазонию. Это интервью в 2006 году было опубликовано в журнале «Татарстан».

Спасибо, коллеги, за эту публикацию. Когда наши коллеги вдруг уходят в мир иной, мы понимаем, как мало знаем друг друга, хотя существуем бок о бок многие годы. Так что многие факты из жизни Михаила Медведева мне были не знакомы.

Родился Михаил Михайлович Медведев в Ворошиловграде (ныне Луганск, Украина) в 1945 году. Фотографировать начал с ранней юности, в 13 лет. Окончил Московский государственный институт культуры по специальности «режиссура». После учебы работал на телевидении, где создал 14 телевизионных и 15 кинофильмов. В Татарстан приехал в 1974 году – создавать летопись строительства и работы КАМАЗа. В 1985 году стал собкорром ИТАР-ТАСС по Татарстану. Тогда мы и познакомились.

Позднее я выложу здесь несколько известных фотографий Михаила Медведева.

Михаил Медведев: «Свой первый бизнес-план учил, как стих...»

Имя фотожурналиста Михаила Михайловича Медведева известно далеко за пределами республики. География его съемок обширна: от Северного полюса до экватора, от Америки до Китая. Он работал в кинодокументалистике и на телевидении. Много лет был собственным фотокорреспондентом ИТАР-ТАСС по Республике Татарстан. Лауреат Государственной премии в области литературы и искусства РФ, заслуженный работник культуры России…

Михаил Михайлович, вы довольно неординарная личность: музыкант, журналист, генеральный директор предприятия «Фото Арт». Увлечены Африкой и автогонками. Расскажите о себе. В нашу республику вас привела журналистская работа или любовь к путешествиям, автомобилям?

– Здесь сошлось многое. В Татарскую республику я приехал в 1974 году из Ростова-на-Дону, по линии Министерства автомобильной промышленности СССР. Мне поручили возглавить отдел кинофотоинформации КАМАЗа и заниматься созданием летописи автограда и завода. За десять с лишним лет было снято несколько фильмов о КАМАЗе. В 1985 году стал собкором ИТАР-ТАСС по Татарстану. Это были годы перемен в стране, и пришлось принимать самое деятельное участие в перестроечных процессах.

Михаил Медведев 36 раз участвовал в автогонках, в том числе и в автомарафонах «Париж – Дакар»

Как началась ваша дружба с автоспортом?

– Страсть к автогонкам позволила мне 36 раз участвовать в ралли, в том числе и в автомарафонах «Париж – Дакар». Сначала снимал их с вертолета, потом сел за руль джипа. В последние годы у фотокорреспондентов появилась возможность попадать на ралли, а в девяностые годы практически все репортажи были моими. Я очень люблю команду «КАМАЗ-Мастер».

По сути, этот небольшой коллектив сражается в жаркой пустыне со всей Европой, даже со всем миром, лучшими техническими умами, доказывая превосходство наших гонщиков и машин. Вот где в полной мере проявляются патриотизм, бесстрашие, интеллект, смекалка россиян, нашей татарстанской команды. Камазовцы и в самые критические минуты не сдавались: поголовно – «кулибины», они придумывали замену вышедшим из строя деталям и мчались дальше покорять пустыню.

Михаил Медведев в Африке на ралли «Париж – Дакар»

Что привело вас в ТАИФ?

– Однажды я получил задание от информационного агентства сделать фотосессию по КРК «Пирамида». Потребовалось получить «добро» от генерального директора А.К. Шигабутдинова. Так мы познакомились с Альбертом Кашафовичем. Он не возражал: «Делайте что хотите и, если не трудно, подарите мне потом диск с фотографиями». Подарил. А генеральный неожиданно предложил поработать над книгами к 1000-летию Казани. Почему бы и нет? И в августе 2003 года я возглавил предприятие «Фото Арт».

Совместными усилиями, моими и Альберта Кашафовича, очень творческого человека, выпустили четыре книги. Я охотно пользовался его советами и не прогадал: книги не имеют аналогов в Татарстане по структуре оформления, качеству, информативной насыщенности и стали хорошим подарком жителям республики и гостям к 1000-летию Казани.

 «Кто бы мог подумать, что у нас есть Амазония в чистом виде», – Михаил Медведев о Татарстане

Действительно, они имеют очень презентабельный вид. Что вы можете сказать о каждой из книг?

– Возьмем книгу «Татарстан»: здесь республика представлена с высоты птичьего полета. Я был изумлен, открыв для себя Татарстан в таком ракурсе. В каком невероятно привлекательном месте мы живем! Кто бы мог подумать, что у нас есть Амазония в чистом виде. Я был на Амазонке, но наши территории – красивее…

 В Актанышском районе расположен один из великолепнейших природных заповедников Татарстана

Где же она находится, наша татарстанская Амазония?

– Эти разливы тянутся вдоль реки Белой в Актанышском районе. Там расположен один из великолепнейших природных заповедников республики.

Если говорить о книге про Казань, то при оформлении издания вспомнил про Париж, увиденное как-то портфолио города. Подумалось: почему бы не сделать портфолио Казани, города, который не менее замечателен, чем французская столица? Каждая фотография размещена на отдельном листе, и при необходимости ее можно вытащить из папки.

В чем ноу-хау «Татарской кухни»?

– Книга задумывалась не просто как сборник о вкусных национальных блюдах. Хотелось показать душу народа – через кухню, костюмы, традиции, интересные личности. Здесь есть интервью с муфтием о том, как правильно питаться мусульманину. Рецептами делятся первые женщины республики, например, Сакина ханум Шаймиева рассказывает про блюда из гуся, Зиля Рахимьяновна Валеева – про кыстыбый. Бабушки из отдаленных деревушек представлены с беляшами, пирогами, кортом… «Татарская кухня» издана на русском и английском языках.

География съемок Михаила Медведева обширна: от Северного полюса до экватора, от Америки до Китая

Финансирует проекты ГК «ТАИФ»? Ведь творческий план нереально осуществить без бизнес-плана...

– Нет, у нас другие отношения. Я работаю в дочерней фирме ТАИФа на основе кредитов. Беру кредит и закупаю все, что необходимо для решения задачи. По мере реализации продукции возвращаю деньги. Признаюсь, нелегко было настроить себя на экономику. Я гуманитарий, пришел в ТАИФ из мира журналистики. В больших цифрах несилен. Свой первый бизнес-план, который мне помогли составить, заучивал, как стихотворение. Так что финансовая состоятельность «Фото Арт» – заслуга не моя, а Шигабутдинова. Это удивительная личность! Человек из глубинки, поднявшийся до невероятных высот в сфере бизнеса. Сотрудничать с ТАИФом очень трудно, но и очень интересно.

Трудно в каком смысле? Очень требовательны?

– Не то слово! В плане финансовой дисциплины строгость доходит до высшей степени. Вначале пытался говорить: «Продавать книги – не моя работа». А Альберт Кашафович спокойно сказал: «Учись». Вот и учусь: за два года в финансовых вопросах знаний приобрел больше, чем за всю предыдущую жизнь.

Михаил Медведев много лет был собственным фотокорреспондентом ИТАР-ТАСС по Республике Татарстан

Кстати, вопрос о больших числах в жизни творческого человека: вы считали, сколько снимков сделали за свою жизнь?

– Не считал, но, думаю, более миллиона. Я ведь уже почти 40 лет занимаюсь фотожурналистикой. А еще прошел уникальную школу ТАСС, где давались кратчайшие сроки, чтобы «отснять» область, край. Приходилось даже нанимать самолеты, корабли, чтобы за сутки попасть на Северный полюс или в другую дальнюю точку на карте Союза. Пробивались в трудных ситуациях и личным обаянием, но более всего – высоким профессионализмом. Тебя знали, страна смотрела на события твоими глазами – и ты не имел права на ошибку. Сегодня мне нравится быть сопричастным к холдингу «ТАИФ», где работают профессионалы. Здесь люди имеют возможность развиваться, проявить в полной мере свой потенциал.

Похороны Михаила Медведева состоялись 12 октября на Арском кладбище в Казани. Мы попрощались с Мишей Медведевым навсегда. На панихиде, которая проходила на первой аллее Арского кладбища, недалеко от главных ворот, собрались его друзья, коллеги по журналистскому цеху, по "ТАИФу".

Как мы могли утешить его дочь Юлю? 15 лет назад она потеряла маму, сейчас не стало отца. И будут они лежать рядом на второй пешеходной аллее, под общим памятником. Он так решил, когда потерял ее в той злосчастной автокатастрофе.

Говорили много теплых слов. Вспоминали, каким он был. Как хочется верить, что он это слышал.

Оказывается, он уже много лет боролся со страшной болезнью, перенес шесть операций. И мало кто из нас об этом знал. Узнали сейчас... Пусть земля тебе будет пухом, Миша!

Фото Ильи Шалмана

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить