Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Декабрь 2024 > >>
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
  • 1900 – Родился Салих Замалетдинович Сайдашев, композитор и дирижер, один из основателей татарской профессиональной музыки

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Сказание о граде Свияжске» в Третьяковской галерее

21 февраля 2018 года в Москве, в Государственной Третьяковской галерее, открылась выставка «Сказание о граде Свияжске». Среди ее участников – Национальный музей и Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

Выставка «Сказание о граде Свияжск» построена как путешествие в XVI век, когда в 1550 году недалеко от Казани, на острове в устье реки Свияги, впадающей в Волгу, был основан новый город, сыгравший значимую роль в истории края, который вошел в состав России после Казанского похода Ивана Грозного 1552 года.

По сути, новая выставка – это продолжение долгосрочного сотрудничества Татарстана с московской галереей. Как писала газета «БИЗНЕС Online», в конце апреля прошлого года Третьяковка привозила в Казань выставку «Гений века». Опыт подобного экспонирования был признан удачным.

«Выставку Третьяковской галереи в Казани посетило 75 тысяч человек – это абсолютный рекорд. Я не знаю ни одной другой выставки из столичных музеев, сделанных в регионе, которая бы получила такое внимание. Мы перенесли свое ноу-хау в регион и получили результат, соизмеримый с очередями на Серова», – считает директор Третьяковки Зельфира Трегулова.

Теперь Казань нанесла ответный визит – два зала Инженерного корпуса посвящены Свияжску.

Как выяснила газета «БИЗНЕС Online», идея подобной экспозиции родилась задолго до подписания соглашения между Татарстаном и Третьяковской галереей. Инициатором, по словам Трегуловой, была Татьяна Самойлова, сотрудник Третьяковки и куратор нынешней выставки.

«Когда два года назад Татьяна Евгеньевна Самойлова пришла ко мне и предложила сделать этот проект, я сразу же согласилась», – вспомнила директор.

Уверенности в успехе ей добавляло то, что Т. Самойлова уже курировала в музеях Московского Кремля выставки, посвященные Ивану Грозному и Ивану III.

Старший научный сотрудник, хранитель фонда древнерусского искусства Государственного музея изобразительных искусств РТ Вера Немтинова в беседе с корреспондентом газеты «БИЗНЕС Online» рассказала, что с Т. Самойловой Татарстан начал сотрудничество даже еще раньше – тогда, когда готовили документы для включения Успенского собора и Троице-Сергиева монастыря в перечень памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. А еще раньше, в 2009 году, она была одним из авторов книги о Свияжске.

«Когда мы в очередной раз встретились, она предложила сделать такую выставку в Москве, – отметила В. Немтинова. – Понятно, что Казань – замечательный город, многих привлекает. Но это все-таки не Москва, где гораздо больше людей. Мы уверены, что много людей посмотрят здесь иконы».

На выставке представлено 87 экспонатов – рукописи и иконы XVI века, рассказывающие о военном походе, об основании города, об украшении его монастырей и храмов и о первых прославившихся в этой земле святых.

Выставка дает представление о двух иконостасах – из каменного Успенского собора и деревянной Троицкой церкви. Иконы экспонируются в Москве впервые, да и вообще ГМИИ РТ покидают всего лишь в третий раз.

«Впервые это произошло в 1995 году, когда иконы вывозились в Голландию. В 2015 году 15 икон из Троицкой церкви были представлены в Сергиевом Посаде. И сегодня мы видим их здесь», – рассказала корреспонденту газеты «БИЗНЕС Online первый заместитель директора ГМИИ РТ Марина Кутнова.

По ее словам, из 87 предметов выставки 63 иконы – из их музея, где они, в основном, входят в постоянную экспозицию. Первоначально, как отметила Вера Немтинова, была идея делать экспозицию шире – показать всю свияжскую коллекцию. Но в итоге было решено остановиться на половине каждого иконостаса. Важно, что ГМИИ РТ отправил в Третьяковку оригиналы икон, которые когда-то хранились в свияжских храмах.

«С 1970 по 1990-е годы они постепенно вывозились из храмов. Они там просто стояли без ухода и соответствующего климата. Многие были сырые, разрушались. Они были перевезены в наш музей. Началась работа по наблюдению за ними, по реставрации, консервации. Иконы, как и любое произведение, требует постоянного наблюдения, потому что живет своей жизнью, дышит, может болеть, разрушаться, а тем более иконы хранились в ненадлежащих условиях и требовали большой работы. У нас есть хорошие реставраторы в музее, их руками осуществляется уход за иконами», – рассказала М. Кутнова корреспонденту «БИЗНЕС Online». 

Среди экспонатов – 11 исторических раритетов из собрания Национального музея РТ, представляющих образцы лицевого шитья и памятники книжной культуры ХV-ХVII веков. Особую значимость имеет пелена с изображением Богоматери Казанской – самое древнее дошедшее до нашего времени изображение знаменитой чудотворной иконы, явленной в 1579 году в еще недавно языческой Казани, а также покровцы «Богоматерь Знамение, с евангелистами» и «Троица, с избранными святыми» 1565 года, сударь «Преображение» 1565 года, плащаница «Положение в гроб» второй половины XVI века, палица «Успение Богоматери» конца XVI – начало XVII века, митра второй половины XVI в., принадлежавшая Герману, Архиепископу Казанскому и Свияжскому.

Посетители могут увидеть уникальные рукописные книги – «Евангелие Тверское» 1478 года, «Устав церковный Иерусалимский» 1554 года, «Службы, житие и чудеса святого Гурия, архиепископа Казанского» ХVII века.

Уникальным памятником книжной православной культуры является конволют «Служба явлению Казанской иконы Богоматери: Стихиры и канон празднику Пречистой Богородицы», второе издание Службы Казанской иконе Богоматери, напечатанной в ранней анонимной Казанской типографии во второй половине 90-х годов XVI века. Печатный текст украшен тремя гравированными инициалами, выполненными в древнерусских художественных традициях в неовизантийском стиле. Именно они – одна из главных отличительных особенностей нашего экземпляра «Службы» от более раннего ее издания, хранящегося в Государственном историческом музее. Единственная постраничная запись на нижних полях печатного текста конца XVII века говорит о принадлежности ее Лужицкому Можайскому монастырю.

Выставка будет работать до 17 июня 2018 года. Но на этом сотрудничество Татарстана с Третьяковской галереей не завершится. Вполне возможно, что в скором времени в Казани выставят работы художников-передвижников.

 

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить