Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1900 – В деревне Кереметь Аксубаевского района Татарстана в семье крестьянина родился поэт, лауреат Государственной премии ТАССР им. Г. Тукая Хасан Фахриевич Туфан
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Авторский театр. Взгляд на русскую классику»
- 09 октября 2018 года
С 9 октября по 19 ноября 2018 года в Казанском русском большом драматическом театре имени Качалова будет проходить первый театральный фестиваль имени великого актера МХАТ Василия Качалова.
Цель фестиваля – познакомить казанского зрителя с лучшими достижениями современного российского репертуарного театра. Качаловский фестиваль – это спектакли и обширная дополнительная программа. Участие в событии примут ведущие театры страны со спектаклями признанных мастеров российского театрального искусства: театр имени Вахтангова, Театр имени Ленсовета и Небольшой драматический театр из Санкт-Петербурга, Камерный театр из Воронежа. Репертуар фестиваля определяет тема, заявленная в афише фестиваля 2018 года – «Авторский театр. Взгляд на русскую классику».
Качаловский фестиваль открылся 9 октября спектаклем театра имени Ленсовета «Город. Женитьба. Гоголь» в постановке Юрия Бутусова. Это второй приезд театра из Санкт-Петербурга в Казань – первый состоялся в июле 1975 года.
В конце октября Воронежский камерный театр сыграет «Грозу» Островского в постановке Михаила Бычкова. В ноябре публику пригласят на два спектакля Небольшого драматического театра из Санкт-Петербурга: «Три сестры» Чехова и «На дне» Горького. Финал фестиваля 2018 года – культовый «Дядя Ваня» по пьесе Чехова, поставленный Римасом Туминасом на сцене Вахтанговского театра. Казанский театр имени Качалова покажет в октябре в рамках фестиваля «Бег» и «Женитьбу». Фестивальные спектакли будут показывать раз в неделю.
В рамках фестиваля предусмотрены также мастер-классы, творческие встречи, круглые столы с участием режиссеров Юрия Бутусова, Михаила Бычкова, Александра Славутского, Льва Эренбурга, театрального критика Бориса Любимова, директора театра имени Вахтангова Кирилла Крока. Среди гостей фестиваля – звезды российского театра и кино Сергей Маковецкий, Людмила Максакова, Владимира Симонов, Владимир Вдовиченко, Анна Дубровская, Анна Ковальчук и другие. Вход на мероприятия дополнительной программы свободный.
В пресс-конференции, посвященной фестивалю, которую провел директор – художественный руководитель Качаловского театра Александр Славутский, участвовала министр культуры РТ Ирада Аюпова, которая посетила театр впервые в новой должности.
Как сообщил А. Славутский, фестиваль планировали сделать давно. Еще в начале 90-х годов, возглавив театр имени Качалова в Казани, он мечтал о нем с тогдашней помощницей по литературной части Евгенией Кузнецовой, которая сейчас работает в «Современнике». Но не получалось.
– То денег не было, то здание не соответствовало уровню. Но сейчас, когда провели реконструкцию театра, мы можем провести фестиваль. Мы рады, что после успешных гастролей в Германию и в Китай сможем принять у себя другие театры, – рассказал Александр Славутский. Бюджет фестиваля – 9 млн. 800 тыс. рублей. Это грант, выделенный Президентом РТ Рустамом Миннихановым и средства внебюджетного фонда театра.
Сегодня в Качаловском театре есть все условия для реализации фестивальных проектов – у театра есть постоянный зритель, спектакли могут играться на трех сценах.
– Фестиваль – это попытка определить траекторию последующего движения, посмотреть на постановки коллег, услышать их мнения о своих постановках и определить, куда двигаться дальше. С учетом того, что в РФ 2019 год объявлен Годом театра, для нас этот вопрос очень актуален», – сказала Ирада Аюпова.
Возможность для коллективного поиска на фестивале будет, в его программе – круглые столы, творческие встречи и мастер-классы. Александр Славутский думает об этом же:
– Мы испытываем недостаток фестивалей, посвященных новому звучанию русского профессионального театрального искусства, – сказал он. – Наша задача – показать тенденции развития российского репертуарного театра. Мы пригласили театры, где режиссер имеет огромное значение, это все авторские театры. Мы взяли за основу русскую классическую драматургию, это будет классика глазами авторского театра, репертуарного, но авторского. Я вообще считаю, что без хорошего режиссера хорошего театра не будет.
А. Славутский отметил, что каждый из участвующих театров получит в подарок небольшой бюст Качалова – копию скульптуры Асии Минуллиной, стоящей в атриуме театра. Кстати, во многих пьесах, спектакли по которым привозят в Казань, играл Качалов.
Интересны размышления на этот счет известного театрального критика Дмитрия Ренанского, опубликованные в газете «БИЗНЕС Online»:
«Возможных вариантов выстраивания фестивальной идентичности у Качаловского не так много. Самый, на первый взгляд, простой вектор формирования афиши – ориентация на громкие премьеры, выпущенные за последний год-полтора. Фишка таких фестивалей быстрого реагирования – в почти моментальном отражении повестки дня, когда премьеры, о которых все говорят, импортируются в регионы с пылу с жару. Внешне бесхитростная, подобная тактика требует от организаторов изрядных усилий – нужно не только держать хвост по ветру, чутко улавливая колебания конъюнктуры рынка, но и выстраивать гибкую менеджерскую структуру, способную работать быстро и слаженно. Многие фестивали договариваются о приглашении того или иного спектакля задолго до его премьеры, покупая таким образом кота в мешке: в погоне за актуальностью, за отражением в фестивальной афише сегодняшних и завтрашних трендов отборщикам нередко приходится идти на риск, который, как известно, представители государственных культурных институтов в России любят меньше всего.
Вторая возможная стратегия позволяет включать в программу фестивалей не только новейшие премьеры, но и спектакли с историей – однако лишь в том случае, если они складываются куратором в смысловую конструкцию со своей внутренней драматургией, продуманным сверхсюжетом. Афиша такого фестиваля должна выглядеть законченным авторским высказыванием на ту или иную злободневную тему театрального процесса – именно так, скажем, формируется афиша екатеринбургского «Реального театра».
В этом смысле пилотная афиша Качаловского фестиваля вызывает, что называется, смешанные чувства. Идеологический фундамент будущего форума смотрится более чем органично: вполне естественно, что главный в Республике Татарстан русский драматический театр делает ставку на русскую классику в интерпретации крупных режиссерских фигур. Эти предлагаемые обстоятельства предоставляют широчайшие возможности для выстраивания фестивальной интриги – особенно в России конца 2010-х, в эпоху пресловутых духовных скреп, когда тема диалога с культурным прошлым становится с каждым днем все более актуальной, а проблема границ интерпретации классики обсуждается на государственном уровне.
Но тут дирекцию Качаловского фестиваля подстерегает серьезная опасность: сама по себе тема интерпретации классического наследия очень широка – если казанский форум нацелен на успех у публики и получение репутационных дивидендов, ее из года в год придется конкретизировать, уточнять, сужать той или иной кураторской концепцией.
Максимально далекая от традиционалистских представлений об интерпретации русской классики афиша нового фестиваля выглядит достаточно свежо и неожиданно – особенно если учесть, что его организатором выступает прославившийся своим показным академизмом Качаловский театр. Однако, собираясь на фестиваль, казанская публика должна хорошо отдавать себе отчет в том, что смотрит спектакли, входящие в золотой фонд российской сцены: на Качаловский привозят легендарные постановки, имеющие отношение скорее к новейшей истории отечественного театра, чем к его сегодняшнему дню. Возраст спектаклей-хедлайнеров говорит сам за себя – премьера «На дне» состоялась 15 лет назад, «Дядя Ваня» Туминаса в будущем году отметит 10-летний юбилей, «Трем сестрам» нынешней зимой исполняется 8 лет. Не секрет, что гастрольные маршруты крупных столичных театров не так уж часто пролегают через Казань, так что идее открыть историю Качаловского парадом-алле хитов фестивального рынка нельзя отказать в элегантности.
Вопрос лишь в том, какой вектор развития изберет для себя Качаловский в дальнейшем: качнется ли фестивальный маятник в сторону пронафталиненной классики в духе столичного Малого театра, или казанский фестиваль продолжит курс на переосмысление и развитие традиций российского театра. У Славутского в любом случае есть из чего формировать программу будущих фестивалей».
Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/398209
Такую статуэтку будут получать все участники Качаловского театра. Это копия скульптуры в театре работы Асии Миннуллиной
9 и 10 октября будет показан спектакль театра имени Ленсовета «Город. Женитьба. Гоголь» в постановке Юрия Бутусова. Цитата из анонса:
«Есть ли в отечественном классическом репертуаре комедия более востребованная, чем гоголевская «Женитьба»? Разве что его же «Ревизор». Эти шедевры драматургии любят и режиссёры, и актёры, и зрители, это было многократно доказано на сценических подмостках, начиная с 1842 года. Режиссёр Юрий Бутусов вместе с замечательными артистами сочинил щемящую петербургскую историю про одиночество, поиски счастья, невозможность воплощения мечты. Таинственный мистический неприкаянный город Санкт-Петербург становится одним из главных действующих лиц спектакля.
«Стилистика вселенского хаоса – режиссерская фишка Юрия Бутусова, с которой классика превращается в фантастический триллер. Сквозь ироничный сюр повсюду возникает отчаянный экшен и держит в напряжении. Театр задает загадки, притягивает домыслы и ассоциации». И.Кириллова. «Ноктюрн по Гоголю». – «Театральный город».
У зрителей будет прекрасная возможность посмотреть еще одну «Женитьбу» – это спектакль Качаловского театра в постановке Ильи Славутского. И это совершенно другой спектакль. И не только потому, что в нем нет сюра.
Сцена из спектакля "Женитьба" Качаловского театра
Истинные любители театра знают, как это здорово – сравнивать разные режиссерские трактовки одного и того же драматургического материала. Ведь классика потому и классика, что исчерпать заложенные в нее смыслы практически невозможно.