Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Колокола Хиросимы» - напоминание от Надира Альмеева
- 31 октября 2018 года
31 октября 2018 года в Национальном музее Республики Татарстан состоялось открытие выставки «Колокола Хиросимы».
Она организована в рамках Года Японии в России и интересна тем, что в экспозиции представлены работы известного казанского художника Надира Альмеева, созданные по мотивам стихотворений поэтов из Хиросимы.
Протянуты к небу… 1983 офорт, акватинта, цветная печать
Народный художник РТ, заслуженный деятель искусств РТ Надир Альмеев работает в редкой и сложной технике – он создает офорты, которым удается передать смысл и контекст событий исключительными художественными средствами. Нет привычной живописи, но при этом мастеру удается передать свой замысел, заставить остановиться у работы и попытаться ее осмыслить. Художник довольно часто находит сюжеты своих офортов в поэзии, которую хорошо знает с детства.
Ольга Улемнова, кандидат искусствоведения, в своей статье о серии офортов Надира Альмеева, посвященных Хиросиме, называет ее одной из наиболее значимых в списке графических работ художника:
«В ней выразилось правдивое и острое чувство истории, свойственное советским художникам послевоенного поколения, которые воспринимали события военных лет опосредованно – через отцов, матерей, старших братьев и сестер, участников и очевидцев и самих военных действий, и тяжелой жизни в тылу. Поэтому трагедия японского народа, такого далекого и в географическом, и в культурологическом смысле, оказалась столь близка художнику и получила в его офортах столь эмоциональное воплощение».
Слушай, как гудят колокола.... Колокола тревоги
Выставка дополнена сделанными до взрыва в мирное время фотографиями, которые специально для нее предоставил Мемориальный музей Мира г. Хиросимы. Японская лирика танка прозвучит на русском и татарском языках. Перевод на татарский язык сделал поэт и переводчик Ленар Шаех, лауреат премии имени М. Джалиля и Евразийской международной премии.
Когда на сожженный город..., 1983 офорт, акватинта, цветная печать
Гости выставки оказываются в уникальном пространстве – трагедия Хиросимы представлена в трёх измерениях: раритетные фотографии города до трагедии, на которых запечатлена жизнь, поэтическая составляющая японской лирики танка расскажет о том, что почувствовали очевидцы событий, офорты Надира Альмеева дадут художественную глубину и взгляд живописца со стороны.
Дерево в огне, 1983 офорт, акватинта, цветная печать
На презентации присутствовал автор офортов – художник Надир Альмеев.
- Хорошие стихотворения всегда несут очень мощные образы, - говорит он. - Со временем они могут стать толчком к работе. У меня несколько поэтических циклов. Например, цикл по стихам Осипа Мандельштама «Воспоминание о Беге». В основе многих серий поэтические произведения мировой классики: Бодлер, Мигель Эрнандес, Муиэтоси Фукагава, а также Габдулла Тукай.
Выставка будет работать до 12 ноября.
Дополнительная информация
Надир Усманович Альмеев родился в 1946 году. В 1965 году окончил Казанское художественное училище. Член Союза художников России. Лауреат премии Министерства культуры РТ имени Баки Урманче в номинации «Декоративно-прикладное искусство» (2005). В 1965-1966 годах работал на Казанской студии кинохроники, в 1966–1987 годах – в Татарском книжном издательстве, в редакции газеты «Яшь ленинчы», в 1975-1987 – в СКТБ «Прометей» (КАИ).
В девяностые годы возглавлял Союз художников РТ. Участвовал в более чем 20 выставках, из них были персональные, в том числе три в Лондоне, выставка в Стамбуле, несколько выставок в Казани. «Реминисценции. Божественная комедия. Данте Алигьери» – так называлась его выставка в 2005 году. До этого были персональные выставки в 1996 и 1997 годах. Последняя выставка работала в 2016 году и была юбилейной. Художнику исполнилось 70 лет.
Работы Надира Альмеева экспонировались во многих странах мира, они хранятся в музеях и частных коллекциях.