Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Благодаря Фестивалю мусульманского кино в Татарстане есть большой кинематограф
- 24 апреля 2019 года
Наличие Казанского кинофестиваля – это главная причина того, что в Татарстане наконец-то стал развиваться настоящий, большой кинематограф. Об этом заявил 24 апреля на пресс-конференции перед открытием XV Казанского международного фестиваля мусульманского кино его программный директор, председатель отборочной комиссии, киновед Сергей Лаврентьев.
«То, что существует Казанский фестиваль мусульманского кино – это замечательно. И то, что про него знают – это тоже хорошо», – сказал он. При этом Сергей Лаврентьев не мог не заметить, что фестиваль ив Казани известен меньше, чем Московский или сочинский «Кинотавр». «Казанскому фестивалю есть куда расти в этой известности», – подчеркнул он.
Отвечая на вопрос, у кого учиться кинематографистам Казани, дал известный совет: изучить классику мирового кинематографа, прочитать все, что написано о шедеврах – и все забыть. Все делать самим!
Однако Сергей Лаврентьев начал свое выступление на пресс-конференции не с явного комплимента в адрес фестиваля и его организаторов. В какой-то степени спровоцировала его на это исполнительный директор МФМК Миляуша Айтуганова, когда назвала программного директора другом казанского кинофестиваля. Назвавшись большим другом, наш гость слегка покритиковал кинофорум в Казани. Например, посетовал на то, что каталоги кинофестивалей обычно открываются приветствиями программных директоров и даже кураторов. В Казани это просто программа предстоящих событий. Как ему кажется, также интересно узнать, кто конкретно, по фамилиям, всё это организует. Не само же собой все это получается…
Он уточнил, что говорит об этом не потому, что хотел бы видеть свою фамилию – для него это не новость. Но так принято… По его мнению, этот факт говорит о том, что Казанский фестиваль – событие больше чиновничье, чем творческое. С одной стороны, это хорошо – организация хорошая. (Чтобы была отличная, по его мнению, надо бы не скупиться на расходы для поездок в Казань авторов картин).
Тут же Сергей Лаврентьев вспомнил, что фестиваль мусульманского кино в Казани зародился именно благодаря поддержке главного чиновника Татарстана – первого Президента республики Минтимера Шаймиева. Кстати, этот большой и довольно дорогостоящий праздник кино не финансируется из федерального центра. «Все делается на местные деньги, и это свидетельство того, что люди понимают, что это нужно, что это создает некий престиж региона», – сказал Сергей Лаврентьев.
С каждым годом Фестиваль мусульманского кино в Казани всё больше узнают в мире. Но надо ли радоваться росту числа заявок? 15 лет назад фестиваль «Золотой Минбар» начинался с не очень большого числа заявок, в основном турецких кинематографистов, сегодня в наличии 500-900 желающих со всего мира показать в Казани результаты своего труда. С точки зрения чиновников, это прекрасный показатель. Возможно, это своего рода ноу-хау фестиваля в столице РТ. Ведь мусульманские страны не имеют другой такой площадки, где могли бы показать свой национальный кинематограф. Хотели бы в Канны, Венецию, Берлин – да не могут.
С творческой стороны, такое обилие заявок радует не очень. Сергей Лаврентьев, как кошмар своей жизни, вспомнил фестиваль, на котором ему пришлось посмотреть 75 иранских фильмов. «Хорошо, что мы стали более прагматичны в плане количества программ, – подчеркнул Сергей Лаврентьев. – Это не присылаемое самотеком… Есть основа формирования программы, отбор». По его мнению, только 5 картин из 100 пришедших самотеком, могут представлять профессиональный интерес. Он порадовался, что в нынешнем году фильмов меньше, и это хорошо.
Сергей Лаврентьев в который раз отказался отвечать на вопрос о том, какие 5 фильмов он мог бы рекомендовать посмотреть, поскольку это было бы расценено как факт давления на членов жюри. И пригласив журналистов понаблюдать за работой членов жюри, посоветовал не спрашивать их о впечатлениях, пока не будут оглашены результаты творческого конкурса.
Кстати, окончательную программу фестиваля формировал сам Сергей Лаврентьев в содружестве с директором «Татаркино» Миляушой Айтугановой. Таким образом, в каждую из фестивальных номинаций было отобрано по 10 картин, чуть больше их только в номинации татарстанского кино, в ней 15 фильмов.
Он отметил несколько фактов, которые, на его взгляд, характеризуют казанский фестиваль. В частности, оценивая представленные фильмы, он узнаёт немало нового и интересного. Например, до этого не знал, что многие жители Непала работают в Бирме. Совсем как украинцы в России или Польше. Есть еще один важный момент. Иногда национальные картины собирают гораздо больше зрителей, чем голливудские ленты, которые сделаны на порядок профессиональнее. Причина простая – есть в них что-то такое важное, что резонирует в душах людей. Кинематографисты уловили это в обществе и воспроизвели на экране. И люди оценили…
Как положительный факт Сергей Лаврентьев отметил присутствие в 2019 году боснийского кинематографа (по его мнению, в этой единственной мусульманской стране в Европе, кстати, хорошее кино), а также фильмов из Сербии и Кореи. Он посоветовал обратить внимание на фильмы бывших советских республик. Выделил картины из Кыргызстана, уклончиво оценил казахские фильмы.
А вот режиссер Серик Апрымов из Казахстана, председатель жюри XV фестиваля, сделал это довольно жестко.
По его мнению, казахский кинематограф стал хуже, потому что сегодня не творцы, а чиновники решают, кому выделить бюджетные средства на создание фильмов, а кому нет. Так что нередко режиссеры вынуждены снимать кино на свои деньги.
Как считает программный директор Казанского фестиваля, на фестивалях полезно смотреть всё. Потому что это форма альтернативного проката. Во всех странах показывают в основном продукцию Голливуда, а на фестивалях можно увидеть то, что больше нигде не показывают. И люди готовы платить большие деньги за билеты.
Кстати, казанцам в этом смысле везет. Чаще всего их просто приглашают в гости. Бесплатно. Фестивальные фильмы показывают бесплатно точно…
Исполнительный директор XV Казанского МФМК Миляуша Айтуганова отметила, что представители прессы с первого дня фестиваля должны быть настроены «на большую, плотную работу». «Я понимаю, что очень сложно охватить все мероприятия, тем более, что их очень много, программа обширная», – сказала она.
Миляуша Айтуганова напомнила, что в этом году в рамках кинофестиваля запланированы значимые мероприятия в выставочном центре «Kazan Expo», а также в Казанском Кремле. В рамках юбилейного XV Казанского фестиваля мусульманского кино впервые пройдет международный конкурс кинопроектов (питчинг). Его участники выступят перед экспертной комиссией с публичной защитой сценариев (синопсисов) полнометражных игровых фильмов, которые они планируют снять в будущем. Победитель конкурса получит целевую поддержку в реализации проекта. Съемки обязательно должны будут пройти в Татарстане либо в копродукции с республикой.
Защита проектов состоится 25 апреля с 14.00 до 17.00 на деловой площадке КМФМК в Международном выставочном центре «Kazan Expo» (Лаишевский район, Выставочная улица, №1).
В шорт-лист конкурса (питчинга) вошли 8 проектов из разных стран мира. Это:
1. «Одинокая сосна», реж. Д.Тилепбергенова (Кыргызстан);
2. «Киноальманах "Поколение Z"», реж. А.Габдрахманов (Россия, Республика Татарстан);
3. «Сафа и Саджида» (по мотивам повестей Махмута Галяу «Мухаджиры» и «Муть»), реж. А.Галиаскаров (Россия, Республика Татарстан);
4. «Давайте помолимся» (по мотивам одноимённого романа Аяза Гилязова); реж. М.Гилязов (Россия, Республика Татарстан);
5. «Алмачуар» (по мотивам одноимённого рассказа Галимджана Ибрагимова), реж. И.Рахимов (Россия, Республика Татарстан);
6. «День эчпочмака», реж. С.Юзеев (Россия, Республика Татарстан);
7. «Закат & Восход», реж. О.Гамал (Египет);
8. «Хори», реж. А.де Жоши (Непал).
«Подобный проект в республике будет проведен впервые. Примечательно, что Конкурс кинопроектов пройдет совместно с KazanSummit, что делает его реальной площадкой для привлечения партнёров и инвесторов. Организаторы конкурса в рамках XV КМФМК - Министерство культуры Республики Татарстан, ГБУК РТ «Татаркино», Агентство по инвестиционному развитию РТ, Союз кинематографистов России.
Напомним, мероприятия Казанского фестиваля мусульманского кино продлятся до 30 апреля, основными площадками показов станут кинотеатры «Алмаз Синема Порт» в ГРК «Ривьера» (Ф.Амирхана, 1Б) и «Мир» (Достоевского, 30)».
В выставочном зале «Манеж» (Кремль) пройдет конференция «Кино и образование. Международный опыт» с участием гостей из-за рубежа. 25 апреля в центре «Kazan Expo» состоится видеопрезентция вузов. 26 апреля в кинотеатре «Мир» будет показана программа, посвященная 100-летию ВГИКа. Начало в 17.30.
26 апреля в «Манеже» состоится открытие выставки, посвященной 15-летию фестиваля. Как заметила Миляуша Айтуганова, в экспозиции рассказывается и о развитии татарстанского кинематографа.
Еще одно новшество фестиваля 2019 года – форум директоров международных фестивалей. Планируется не только обсуждение проблем, но и подписание соглашений.
Участники фестиваля примут участие в пленарном заседании «Россия – исламский мир»: от перспектив к практической реализации», которое состоится 25 апреля, в мероприятиях 26 апреля, посвященных Дню родного языка и 133-й годовщине со дня рождения Габдуллы Тукая.
Отвечая на вопрос о том, что можно сказать о зрителях Международного фестиваля мусульманского кино, Айтуганова заметила, что, во-первых, это не только люди старшего поколения, как принято считать, во-вторых, это точно люди не случайные. Она не согласилась с теми, кто предрекал уменьшение числа зрителей с переносом кинопросмотров из кинотеатра «Родина» в комплекс «Ривьера», наоборот, по ее мнению, это расширило возможности казанцев стать участниками важного культурного события. Поскольку «Ривьера» стала ближе к трем районам Заречья, а с центром тесно связана общественным транспортом. Сюда удобно добраться и с площади Тукая (автобусы, метро), и от компрессорного завода, и от Центрального парка имени Горького.
Фестиваль проходит при поддержке Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова, в партнерстве с группой стратегического видения «Россия – исламский мир» и в рамках Международного экономического саммита «Kazan Summit 2019». Учредителями фестиваля являются Министерство культуры РТ, Мэрия Казани и Совет муфтиев РФ.
В шорт-лист фестиваля вошли 55 картин из разных стран мира: по 10 фильмов в номинациях «полнометражный игровой», «полнометражный документальный», «короткометражный игровой», «короткометражный документальный фильм», а также 15 - в номинации «Национальный конкурс».
Поскольку нынешний фестиваль юбилейный, не можем не вспомнить его историю. В апреле 2004 года в Москве было зарегистрировано как некоммерческое партнёрство «Международный фестиваль мусульманского кино «Золотой минбар». Автором оригинальной идеи фестиваля был президент телевидеокомпании «Исламский мир» Зауди Мамиргов.
Изначально фестиваль задумывался «кочующим», то есть проходящим в разных регионах Российской Федерации. Проведение первого МФМК «Золотой минбар» 2005 года в столице Татарстана совпало с празднованием 1000-летия Казани. Фестиваль стал одним из наиболее ярких событий среди многочисленных мероприятий этого празднования. По предложению Президента Республики Татарстан М. Шаймиева к учредителям партнёрства фестиваль мусульманского кино стал постоянно проводиться в Казани. За короткое время, с 2005 по 2009 год, кинофестиваль стал уникальным брендом.
В 2010 году организаторы фестиваля и его партнёры – Министерство культуры РТ – не поделили лавры, и правообладатели попросили больше не использовать фирменное наименование фестиваля. Так появилось другое название – Международный фестиваль мусульманского кино. Но девиз первого фестиваля сохранился – «Через диалог культур – к культуре диалога», и он с каждым годом становится все более актуальным.
Любовь Агеева
Фото Розы Садриевой