Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Октябрь 2024 > >>
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
  • 1897 – На улице Большой Проломной (ныне ул. Баумана) появились первые уличные электрические фонари

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

В Казани снова уникальная коллекция из Эрмитажа

С 25 октября 2019 года в Центре «Эрмитаж-Казань» работает выставка «Матисс. Пикассо. Шагал. Искусство Западной Европы в 1910-1940-х годов собрании Эрмитажа».

В редакцию прислано несколько снимков, на которых изображен процесс подготовки экспонатов к выставке.

Уже 24 октября выставку увидели первые зрители, среди которых были журналисты. В 15 часов на их вопросы ответили  Зиля Валеева, директор Музея-заповедника «Казанский Кремль», Георгий Вилинбахов, заместитель директора Государственного Эрмитажа по научной работе, а также Наталья Демина, куратор выставки, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа, которая провела первую экскурсию по экспозиции. На открытие выставки приехала Лейла Фазлеева, вице-премьер Татарстан.

На выставке представлены вместе живописные, скульптурные и графические произведения крупнейших художников Франции, Германии и Италии: Анри Матисса, Марка Шагала, Пабло Пикассо, Андре Дерена, Рауля Дюфи, Фернана Леже, Макса Слефогта, Ловиса Коринта, Джорджо Моранди и Массимо Кампильи. Ключевым в показе выставки стало экспонирование триптиха Генриха Эмзена.

Всего более 200 картин художников первой половины XX века. Работы этих мастеров имеют особое значение для Эрмитажа. На сайте http://www.museum.ru/N74143 мы нашли подробную информацию о выставке  «Матисс. Пикассо. Шагал...».

Это первая попытка представить искусство Европы 1910-1940-х годов на примере произведений из собрания Эрмитажа. На выставке собраны хранящиеся в разных отделах музея предметы, созданные мастерами разных стран, разных поколений, разных политических взглядов и художественных пристрастий, чтобы через произведения искусства осмыслить эпоху, остающуюся в тени авангарда и великой войны.

В экспозицию включены не только традиционные произведения живописи, скульптуры и графики. Значительную ее часть составляют предметы, относящиеся к новому виду искусства, родившемуся только в прошлом столетии – livre d'artiste (книге художника).

Как правило, это книга, иллюстрированная оригинальными эстампами, набранная вручную специально подобранным шрифтом, отпечатанная на высококачественной бумаге, выпущенная очень небольшим (обычно не более 300-400 экземпляров) тиражом. Однако главная особенность livre d'artiste в том, что это – работа художника (живописца, скульптора).

В  этом жанре плодотворно работали крупнейшие мастера XX века – Матисс, Шагал, Пикассо, Руо. Десять изданий, включенных в состав экспозиции, входят в число бесспорных шедевров «книги художника» первой половины – середины XX века. Примечательна работа Марка Шагала над изданием «Мёртвых душ» Николая Гоголя. Художник внимательно следует за повествованием, не пропуская ни второстепенных персонажей, ни проходных эпизодов. Во многих листах гоголевские описания напрямую переводятся в изображение, с тщательным перечислением упомянутых деталей. С той же буквальностью реализованы и гоголевские «фигуры речи» -гиперболы, сравнения, метафоры.

С «книгами художника» соседствуют образцы костюма, линии которого несут на себе отпечаток дерзкого стиля ар-деко, и киноафиши.

Лёгкость, изящество, роскошь, отличавшие ар-деко и создававшие иллюзорность материального благополучия. В экспозиции представлен французский художник русского происхождения. Роман Петрович Ты́ртов, родившийся в   Санкт-Петербурге, был художником, графиком, иллюстратором, сценографом, модельером, скульптором эпохи ар-деко. Он работал в Париже и Голливуде. Псевдонимом Эрте́ (фр. Erté, составлен из первых букв имени и фамилии) он взял, «чтобы не позорить семью». Эрте создавал эскизы декораций, костюмов к фильмам  («Безумие танца» Роберта Леонарда, «Мистика» Тода Браунинга, «Бен-Гур» Фреда Нибл  и др.) По эскизам Эрте одевались аристократы Европы и Америки.

Женщины того времени хотели походить на звезд кинематографа. Поэтому в экспозиции платья, исполненные в стиле ар-деко, соседствуют киноафишами тех лет.

Первая мировая война перевернула мир большинства деятелей авангарда, в творчестве которых, как и в творчестве художников следующего поколения, отчетливо стала выявляться тенденция возвращения к порядку, ясности и равновесию. Так, Массимо Кампильи, участник Первой мировой войны, учился живописному мастерству на экспозициях Лувра, особенно в залах искусства древнего Египта и греческой античности. В то же время он живо интересовался кубизмом и неоклассицизмом Пабло Пикассо. Сочетание классики и современности воплощает в себе полотно Кампильи «Швеи» (1925 год).

Влияние Пикассо так или иначе испытали на себе многие живописцы и графики той эпохи. Творческий импульс великого испанца проявился и в работах Александра Архипенко (через верность фигуративности), и Джорджо Моранди (через увлечение кубизмом). На выставке представлены коллажи, рисунки и образцы livre d'artiste работы Пикассо.

Пабло Пикассо. Композиция с разрезанной грушей и гроздью винограда. 1914 год

После Первой мировой войны находят собственный стиль и темы Рауль Дюфи и Жорж Руо, начинавшие с увлечения фовизмом и кубизмом. Легкость, элегантность, истинно французский шик Дюфи соединил с безыскусностью и искренностью детского рисунка. Экспрессивность кисти Руо подчинена его поискам нового живописного языка для воплощения главных тем Евангелия. Продолжателем авангардных идей кубизма в механистичном ключе в духе эстетики функционализма выступил Фернан Леже.

В 1922 году в Италии образовалась группа «Новеченто», уже своим названием заявлявшая о рождении искусства, которое должно стать воплощением XX века, но в русле традиции, идущей от Возрождения. Современность звучит и в творчестве скульптора Франческо Мессины, сочетавшего опору на классику с натурными штудиями. Его произведения вошли в состав экспозиции наряду с работами Георга Кольбе, Эмиля Антуана Бурде, Фрица Бена и Герберта Гарбе.

Рисунки, представленные на выставке, были исполнены крупнейшими художниками и скульпторами эпохи – Пабло Пикассо, Полем Синьяком, Георгом Кольбе, Александром Архипенко, Эмилем Нольде. Экспонируется довольно много рисунков Анри Матисса. В собрание Эрмитажа их передала Лидия Делекторская (1910-1998), многолетний друг и помощник великого художника. Среди этих работ есть и натюрморты, и пейзажи, но превалируют портреты самой Делекторской.

Анри Матисс. Балерина

Иногда они были связаны с работой над холстами, иногда имели иной прикладной характер, но большинство вполне самостоятельны. Такое ежедневное упражнение руки и глаза мастер сравнивал с работой акробата, которому требуется постоянно трудиться для поддержания формы. О портретах Делекторской он говорил так: «Когда мне скучно, я делаю портрет мадам Лидии; я знаю ее, как какую-нибудь букву».

 В Эрмитаже хранятся 26 станковых листов художника,  рисунки, скульптуры, натурные этюды, натюрморт, обнаженная модель, наброски, относящиеся к оформлению книг,   livre dart (книги художника), выполненные Матиссом и издаваемые небольшим тиражом, на титульных листах которых - рисунки и автографы Матисса.

 Работы, которые вошли в состав выставки, – это своего рода фрагменты огромного полотна, разорванного Второй мировой войной, разными путями оказавшиеся в Эрмитаже. Большинство из них – первоклассные произведения, чья художественная ценность бесспорна вне зависимости от исторического контекста.

Завершает выставку раздел, посвященный творчеству художников и скульпторов Германии. Искусству 20-х годов XX века Германии свойственна множественность художественных течений: Импрессионизм, Экспрессионизм, Новая вещественность (новая предметность, новая вещность (нем. Neue Sachlichkeit). Миру известны имена таких немецких импрессионистов, как Макс Либерман, Ловис Коринт, Макс Слефогт. В экспрессивной манере работал Генрих Кампендонк. Мастерами Новой вещественности считаются: Вильгельм Ланахти, Петер Ферстер, Генрих Эмзен, Генрих Фогелер, Ханс Грудинг.

В 1933 году с приходом к власти нацистов, положение дел меняется. Они начинают диктовать свои правила в художественном мире. Дегенаративными художниками объявлены: Марк Шагал, Эмиль Нольде, Ловис Коринт, Генрих Компендонк, Ханс Пуррман, Генрих Эмзен, Ханс Грундиг. В сентябре 1944 года Министерство народного просвещения и пропаганды готовит список из 1041 деятеля культуры, особо важных для национал-социалистической культуры. В «Список талантливых от Бога» попал Вернер Пейнер, один из любимых художников Германа Геринга, немецкий художник, пейзажист-почвенник, включённый в 1944 году в Gottbegnadeten - список четырёх самых выдающихся современных немецких художников.

На выставке, впервые после Второй мировой войны, экспонируется работа Вернера Пейнера «Негритянка», не соответствующая по тематике расовой теории Третьего Рейха, написанная им после трехмесячного путешествия по Восточной Африки в 1935 году.

 

К выставке «Матисс, Пикассо, Шагал… Искусство Западной Европы 1910-1940-х годов в собрании Эрмитажа» подготовлен научный иллюстрированный каталог (Изд. «Славия», 2019), который предваряет вступительная статья Н.Б. Дёминой.

С 24 по 26 октября будут проходить Дни Эрмитажа в Казани, в программе которых лекции по теме выставки и две экскурсии. 26 октября в «Эрмитаж-Казань приглашают детей – в 13 часов здесь интерактивная детская программа «Путешествие в искусство». Программа Дней Эрмитажа ниже. С начала открытия выставки до апреля 2020 года научные сотрудники Эрмитажа прочтут в Казани 60 лекций.

 Программа Дней Эрмитажа в Казани

24 октября

12.00 Лекторий Государственного Эрмитажа к открытию выставки «Матисс. Пикассо. Шагал. Искусство Западной Европы 1910-1940-х годов в собрании Эрмитажа». Лектор историк искусства, филолог-романист Людмила Евгеньевна Торшина. Тема «У истоков искусства XX века». Европейский авангард 1900-х (фовизм, кубизм, экспрессионизм, парижская школа)

В течение дня в лекционном зале центра «Эрмитаж-Казань» будет осуществляться показ фильма VR-кинотеатр, демонстрирующий фильм «Эрмитаж. Виртуальное погружение во времени и пространстве» с Константином Хабенским в главной роли.

25 октября

12.00 и 18.30 Лекторий Государственного Эрмитажа к открытию выставки «Матисс. Пикассо. Шагал. Искусство Западной Европы1910-1940-х годов в собрании Эрмитажа». Лектор историк искусства, филолог-романист Людмила Евгеньевна Торшина. Тема «Европейское искусство между двумя мировыми войнами». 1910 – 1940-е. Направления, школы, мастера.

 

13.00 «Экскурсия с куратором» по выставке «Матисс. Пикассо. Шагал. Искусство Западной Европы в 1910-1940-х годов собрании Эрмитажа». Наталья Борисовна Демина куратор выставки, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа

В течение дня в лекционном зале центра «Эрмитаж-Казань» будет осуществляться показ фильма VR-кинотеатр, демонстрирующий фильм «Эрмитаж. Виртуальное погружение во времени и пространстве» с Константином Хабенским в главной роли.

26 октября

12.00 и 18.30 Лекторий Государственного Эрмитажа к открытию выставки «Матисс. Пикассо. Шагал. Искусство Западной Европы 1910-1940-х годов в собрании Эрмитажа». Лектор историк искусства, филолог-романист Людмила Евгеньевна Торшина. Тема «Из истории коллекции западноевропейского искусства первой половины XX века в Государственном Эрмитаже»

13.00 Интерактивная детская программа «Путешествие в искусство» на выставке «Матисс. Пикассо. Шагал. Искусство Западной Европы 1910-1940-х годов в собрании Эрмитажа».

15.00 Экскурсия по выставке «Матисс. Пикассо. Шагал. Искусство Западной Европы в 1910-1940-х годов собрании Эрмитажа».

В течение дня будет осуществляться показ фильма VR-кинотеатр, демонстрирующий фильм «Эрмитаж. Виртуальное погружение во времени и пространстве» с Константином Хабенским в главной роли.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить