Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Казанская международная биеналле «Всадник» в пятый раз
- 23 ноября 2019 года
С 12 сентября по 23 ноября 2019 года в Национальной художественной галерее ГМИИ РТ работала V Казанская международная биеналле «Всадник».
На открытии присутствовали заместитель министра культуры РТ Ленар Хакимзянов, заслуженный художник РФ Александр Суворов, директор ГМИИ РТ Розалия Нургалеева. Почетными гостями стали Роберто Джанинетти – художник, победитель IV Казанской международной биеннале печатной графики «Всадник», Магдалена Касперска (Польша, Лодзь) – художник, преподаватель Академии изобразительных искусств им. В. Стржеминского в Лодзи, Натэлла Войскунская – искусствовед, почетный член РАХ, член-корреспондент Международной академии культуры и искусства (МАКИ), директор Фонда «Развитие народного творчества «ГРАНИ», Александр Артамонов – художник, почетный член РАХ, заслуженный художник РТ, куратор и экспозиционер биеннале.
Александр Суворов – действительный член Российской Аакадемии художеств, профессор МГАХИ им. В.И.Сурикова, председатель жюри биеннале, поделился своими впечатлениями от конкурсной программы и огласил лауреатов и призеров очередной Казанской биеннале печатной графики.
Призерами биеналле стали:
1 место: Вера Владимировна Карасева (Россия, Казань)
2 место: Алексей Борисович Парыгин (Россия, Санкт-Петербург)
3 место: Магдалена Касперска (Польша, Лодзь) / MAGDALENA KACPERSKA (POLAND, ŁÓDŹ)
Молодежная номинация «Перспектива»:
Регина Леонидовна Маврина, Екатерина Юрьевна Ренкова (Семина) (Россия, Зеленодольск).
В рамках открытия биеналле состоялась презентация международного художественного проекта VARIETAS DELECTAT/РАЗНООБРАЗИЕ ДОСТАВЛЯЕТ УДОВОЛЬСТВИЕ (РОССИЯ/ШВЕЦИЯ): Светлана Ланшакова (офорт), Марина Гурова (трафаретная печать), Оксана Негода (театральные образы), оригинальная музыка Патрик Вингорд и Себастиан Ринг (Швеция). Роберто Джанинетти провел мастер-класс по цветной ксилографии.
Камерный оркестр Центра современной музыки С. Губайдуллиной «Новая музыка» под управлением заслуженного деятеля искусств РТ Анны Гулишамбаровой выступил с программой, в которой прозвучали произведения Н. Жиганова, Д. Шостаковича и Л. Бернстайна.
Вела церемонию открытия Ольга Улемнова, кандидат искусствоведения, куратор биеннале.
Казанская международная биеннале печатной графики – выставка-конкурс, которая проводится каждые 2 года. В 2015-м она получила название «Всадник» – в честь казанского графического коллектива, деятельность которого в 1920-е годы превратила Казань в один из центров развития гравюры и графического искусства России.
Как рассказала Ольга Улемнова, в конкурсной программе 2019 года принимали участие более 120 художников из 15 стран мира: Беларуси, Германии, Греции, Израиля, Италии, Латвии, Мексики, Нидерландов, Польши, Сирии, Турции, Украины, Черногории, Швеции, Японии, а также из больших и малых городов, регионов и национальных республик России, представляя обширную географию нашей страны от Севера до Юга, от западных границ до восточных, и, конечно, художники из Татарстана – Казани, Набережных Челнов, Зеленодольска.
«Вливаясь в общий культурный тренд 2019 года – Года театра в России – организаторы выбрали девиз 5-й казанской биеннале: «Игра в театр», задав тем самым художникам определенную тему, в то же время не слишком ограничивая их в выборе сюжетов. Тема оказалась весьма интересна авторам, которые проявили себя в разных жанрах и стилях, отталкиваясь от конкретных театральных сюжетов – трагедий и комедий Шекспира, Гольдони и Брехта, опер Рамо и Монтеверди, давая свои интерпретации театральным эпохам, жизни и творчеству театральных деятелей, театральной сценографии.
Многим оказалось важнее погрузиться в философское прочтение темы, варьируя максиму «Вся жизнь – театр…», изобретая причудливые графические формы для разнообразных жизненных ситуаций. В работах, на первый взгляд совершенно не связанных с темой театра (пейзажах, натюрмортах, портретах) проявилась собственная драматургия произведений – зарождение, кульминация и финал коллизии, выраженные в композиции, контрастах света и тени, пластике линий и пятен, графической фактуре.
В произведениях, представленных на биеннале, можно увидеть широкий спектр техник – от традиционных ксилографии, офорта, меццо-тинто, линогравюры, литографии, монотипии и пр., до их современных модификаций, использующих новые материалы и способы обработки доски.
Основная особенность печатной графики в ее тиражности, что обусловлено самой техникой, подразумевающей создание художником печатной формы, с которой можно сделать достаточно большое количество оттисков. Это делает произведения печатной графики самыми демократичными и доступными широким массам, способствует популярности в современном мире разнообразных графических выставок и конкурсов. В то же время гравюра это один из самых элитарных видов искусства, так как по достоинству оценить произведения печатной графики не только с точки зрения сюжета, но и с точки зрения художественного языка, позволяют серьезные знания технологических особенностей и специфики выразительных средств.
Казанская биеннале показывает, с одной стороны, общий интерес художников из разных стран к искусству печатной графики, к теме театра, общие культурные коды. С другой стороны, отражает разницу в мировосприятии, обусловленную историческими, географическими и национальными особенностями. Этот графический форум способствует развитию художников нашей республики через расширение арсенала технических средств, обогащение художественного языка, освоение новых форм интерпретации окружающей действительности. Для зрителей выставка открывает своеобразный мир современной печатной графики с ее особым пластическим языком и неисчерпаемыми возможностями».
Помимо конкурсной программы, экспозиция биеннале включает несколько спецпроектов:
«Homo ludens / Человек играющий» – персональная выставка Роберто Джанинетти (Италия, Верчелли), победителя IV биеннале; «Графический спектакль» – творчество художников из Академии изобразительных искусств им. В. Стржеминского, куратор: Магдалена Касперска (Польша, Лодзь); «Varietas delectat / Разнообразие доставляет удовольствие» – международный проект куратора Натэллы Войскунской (Россия, Москва), который представляют собой синтез печатной графики и высокой моды в 1-й части, посвященной Моцарту (офортист Светлана Ланшакова и модельер Оксана Негода, Россия, Москва), синтез печатных форм, света, движения и музыки – во 2-й части (художник Марина Гурова (Россия, Москва), композиторы Патрик Вингорд (Швеция, Хамбургсунд) и Себастиан Ринг (Швеция, Стокгольм)).
На церемонии открытия присутствовали зарубежные и российские художники-участники биеннале Роберто Джанинетти (Италия), Магда Касперска (Польша), Сильвио Поццати (Италия), Светлана Ланшакова (Москва), Марина Гурова (Москва), Оксана Негода (Москва), искусствоведы и галеристы, принимавшие участие в подготовке выставки, Натэлла Войскунская (Москва), Галина Зайдель (Германия). Будут объявлены победители и лауреаты, выбранные международным жюри под председательством известного офортиста Александра Суворова (Россия, Москва).
Постоянным партнером биеннале является Центр современной музыки Софии Губайдуллиной, обеспечивающий музыкальное сопровождение: на открытии выступал камерный оркестр «Новая музыка» (художественный руководитель и дирижер Анна Гулишамбарова, Казань) со специальной программой, посвященной Году театра.