Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Заглянуть в ад, чтобы знать о том, что он есть
- 26 января 2020 года
26 января 2020 года в Доме дружбы народов Татарстана прошло два мероприятия, посвященных международному Дню памяти жертв Холокоста и 75-летней годовщине освобождения концлагеря Аушвиц (Освенцим) войсками Красной Армии.
Они были организованы при поддержке Еврейской национально-культурной автономии Республики Татарстан и Республиканского благотворительного фонда «Еврейский Центр «Хэсэд Моше». Перед собравшимися выступил главный раввин Казани и Татарстана Ицхак Горелик.
В холле 4-го этажа открылась выставка московского художника-графика Лилии Ратнер, которая состоит из двух экспозиций – «Холокост» и «Пророки». Лилия Николаевна очень любила Священное Писание и сначала с удовольствием делала иллюстрации к Ветхому Завету для детского журнала «С нами Бог», который выпускался в первой половине девяностых годов. А потом она решила, что обязательно должна сделать графическую серию «Пророки», над которой вдохновенно работала в течение нескольких лет. Лилия Николаевна решила в черно-белой графике сделать, как она говорила, икону Ветхого Завета.
О Холокосте Лилия Николаевна размышляла давно. Когда она поняла, что Холокост — это не только ненависть фашистов к еврейскому народу, это бунт человека против Бога, родилась серия «Холокост». Художница показывает в концлагере пророков – Пророк Илья взмывает в небо из трубы газовой камеры, Пророк Моисей оказывается перед купиной под дулами автоматов.
Иллюстрация с сайта https://www.pravmir.ru/holokost-i-repressii-bunt-cheloveka-protiv-boga/
Всякий раз художница находила емкий образ, который давал ей возможность показать, что любой геноцид — это бунт против Бога, который дает жизнь. Бог создает человека для любви, для веры, для надежды, для радости. Вместо этого люди приносят в мир смерть, страдания, боль. Работы Лилии Николаевны – ответ тем, кто спрашивает: «А где же был Бог, когда происходили такие страшные вещи?». Она показывает, что Бог на месте страдающих… Не зря в работе «Оплакивание» герои изображены в арестантских робах.
На сцене концертного зала Дома дружбы народов был показан спектакль «Мальчики» по роману ирландского писателя Джона Бойна. В основе романа – жизнь девятилетнего немецкого мальчика Бруно, который с семьей переезжает в Освенцим, где сталкивается со всеми ужасами нацистского режима. Постановка – совместный проект из Екатеринбурга, в котором объединены творческие силы театра «Фейерверк» школы №167, школы искусств №15 и детского музыкально-театрального коллектива «Дебют» (режиссер – Татьяна Костырева).
Холокост (Holocaust) — от древнегреческого holocaustosis, означающего «всесожжение», «уничтожение огнем», «жертвоприношение». В современной научной литературе и публицистике обозначает политику нацистской Германии, ее союзников и пособников по преследованию и уничтожению шести миллионов евреев в 1933-1945 годах. Дата памятного дня выбрана не случайно. 27 января 1945 года Красная армия освободила крупнейший нацистский лагерь смерти Аушвиц (Освенцим) в Польше, в котором погибло, по разным оценкам, от полутора до четырех миллионов человек.
Мало кто из казанцев знает, что на Арском кладбище захоронен человек, который имел самое непосредственное отношение к освобождению в январе 1945 года немецкого концлагеря Аушвиц. Причем, он был не просто воином-освободителем – полковник Федор Михайлович Красавин командовал одной из стрелковых дивизий, которой выпала эта непростая операция. За освобождение Освенцима генерал-майор Красавин был награжден орденом Александра Невского.
Это была самая крупная фашистская «Фабрика смерти». Аушвиц (Auschwitz), известный в Советском Союзе как Освенцим (Oswiecim) был целым комплексом концлагерей, который располагался в районе польского городка Освенцима. Польша потеряла его в 1939 году, когда он был присоединен к Германии и получил новое название – Аушвиц.
Концентрационный комплекс Аушвиц состоял из трёх основных лагерей: Аушвиц I, Аушвиц II (известный как Биркенау, или Бжезинка) и Аушвиц III. Он являлся рабочим лагерем и одновременно был центром немедленного уничтожения евреев, где было всё необходимое для массового убийства и сжигания трупов. Уничтожение производилось газом «Циклон-Б», ранее уже испытанным на советских военнопленных.
В статистическом сборнике, посвящённом 70-й годовщине окончания Второй мировой войны, Государственное управление статистики Польши опубликовало следующие данные: общее число погибших – 1,1 млн. человек, в том числе:
евреи – 960 тысяч (польские евреи – 300 тыс.);
поляки – 70-75 тысяч;
цыгане – 21 тысяч;
советские заключённые – 15 тысяч;
другие национальности – 10-15 тысяч.
В 1996 году правительство Германии объявило 27 января, день освобождения Аушвица (Освенцима), официальным днём памяти жертв Холокоста. Позднее Международный день памяти жертв Холокоста был установлен ООН. В память о жертвах лагеря в 1947 году Польша создала музей на территории Освенцима (Государственный музей Аушвиц-Биркена́у). Одним из создателей музея стал бывший узник Освенцима Казимеж Смолень, который был его директором с 1955 по 1990 год. В 1967 году был открыт первый большой мемориальный памятник. В 1979 году Государственный музей Освенцим-Бжезинка был включён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Ежегодно его посещает около миллиона туристов со всего мира.
Генерал-майор Красавин закончил войну в Чехословакии. В Википедии есть точная дата – 11 мая 1945 года. После войны он был назначен начальником Казанского гарнизона и на этом посту оставался до последних дней жизни. Умер 7 февраля 1948 года. С воинскими почестями был похоронен на Арском кладбище, на Центральной аллее.
Подробнее о генерале Красавине и лагере Аушвиц читайте в «Казанских историях»:
Генерал-майор Федор Красавин освобождал концлагерь Освенцим
Фабрика смерти Освенцим, или Аушвиц
К 70-летию освобождения Европы от нацизма британский режиссер и антрополог Андре Сингер подготовил документальный фильм «Наступит ночь». Его анонсировали как фильм о Холокосте, хотя в немецких концлагерях находились не только евреи. Их, конечно, было больше.
Фильм показывали в Казани в мае 2015 года (Заглянуть в ад, чтобы помнить о том, что он есть).