Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1893 – В семье крестьянина-удмурта в селе Ново-Волково Глазовского уезда Вятской губернии родился революционер Иван Николаевич Волков, именем которого названа улица в Казани
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Последние крупицы старины прямо на наших глазах исчезают – и мы бессильны»
- 19 апреля 2018 года
С территории старообрядческих захоронений Арского кладбища Казани исчезли несколько секций двухметровой кованой ограды семейной могилы купца Павла Григорьевича Суслова, выходца из Нижегородской губернии.
Об этом сразу после Пасхи сообщил редакции газеты «Казанские истории» духовный настоятель Казанской старообрядческой общины Старо-Поморского согласия отец Александр (Хрычев). Я посчитала, что будет лучше, если об этом напишет более посещаемое СМИ.
Это захоронение уже было предметом нашего интереса, мы писали о нем в материале В поле зрения – Арский некрополь, в котором анализировали, что сделано после посещения Арского кладбища рабочей группой Института истории имени Ш. Марджани и руководства Управления по организации ритуальных услуг. Мы увидели тогда и захоронение купца Суслова на подходе к старообрядческому участку, рядом со служебным зданием из красного кирпича. Ранее мне показал его Леонид Абрамов. Чей это памятник, он не знал. Надпись на традиционном для старообрядцев саркофаге была едва различима. Надгробный памятник, оказавшийся вне ограды, был завален строительным мусором.
Роман Царевский и Иван Султанов, которые начинали работать в нашей группе, сообщили, что здесь похоронен купец Суслов, это его семейное захоронение. В протокол мы тогда записали: очистить надгробие от мусора и изучить вопрос о его переносе в ограду. Это было в июле 2017 года.
Летом ситуация не изменилась, надгробие по-прежнему оставалось под завалами. И в апреле кто-то решил, что красивая ограда, в которой нет надгробия, никому не принадлежит.
С разрешения автора публикуем материал корреспондента агентства «Татар-информ» Оксаны Романовой с места события от 16 апреля.
Кстати, после случившегося место, где находится надгробие купца Суслова, расчистили. Красивое надгробие оказалось…
Любовь Агеева, руководитель рабочей группы, изучающей Арское кладбище
Под самый корешок: на Арском кладбище Казани болгаркой выпилили ограду могилы купца-старообрядца
«Павел Григорьевич Суслов, как написано на надгробии, – выходец из деревни Хвостиково Семеновского уезда Нижегородской губернии. Захоронен в 1885 году, здесь же была захоронена его семья. Ограда очень красивая, кованая, сооружена в то же время – то есть это вторая половина XIX века. Две секции из десяти ограды еще осталось, срезана передняя часть, судя по всему, болгаркой, и вывезена», – рассказал Александр Хрычев.
Старообрядцы, как рассказал собеседник, еженедельно проверяют на территории кладбища свою часовню, присматривают за склепом Шамова и в целом за порядком на этом участке. Захоронение Суслова, с которого исчезла ограда, находится как раз около старообрядческой постройки из красного кирпича, поэтому пропажу заметили вскоре после самого факта разграбления.
«Я помню, что в начале 80-х годов там еще и ажурные кресты стояли. В 90-е они исчезли, осталось только надгробие самого купца Суслова. Теперь вот перед Пасхой, в Лазареву субботу (31 марта – прим. Т-и) ограды не стало», – с горечью констатировал Хрычев.
Как рассказал член старообрядческой общины Роман Царевский, в разговоре с сотрудниками компании «Ритуал» староверы узнали, что якобы это не единственное место на Арском кладбище, где похищен металл.
Захоронение Сусловых солидное, поэтому семья, очевидно, была состоятельная. Судя по оставшимся подставкам, раньше здесь были и другие надгробные камни. Надгробие Суслова очень похоже на надгробие известнейшего казанского купца-старообрядца Шамова. Оно выполнено из черного мрамора или, возможно, из другого камня глубокого черного цвета – лабрадора.
Мы восстанавливаем надгробия не из-за того, что это президентская или еще какая-то программа, а потому что совесть не позволяет мимо проходить, потому что у нас там и родственников много, и просто наших единоверов. Многое было неизвестно об этих могилах, пока мы не начали искать информацию по архивам, а здесь уже не остановишься.
Про нижегородского Суслова очень мало информации, поэтому пока даже непонятно, старообрядец он был: единоверец, поповец, беспоповец?.. Можно забить тревогу и свалить все на ритуальщиков (сотрудники похоронной компании «Ритуал» – прим. Т-и), но какой им смысл? Они же знают, что сейчас на кладбище для создания мартиролога исторических могил работает комиссия (общественное движение «Казанские некрополи» – прим. Т-и). Все сфотографировано, записано, и вдруг ограда исчезает. Это им не на руку. Многие люди возмущаются в подобных случаях, но так, чтобы зафиксировать, что работник «Ритуала» подошел, срезал и унес, у меня таких данных нет», – подчеркнул Роман Царевский.
Настоятель Казанской старообрядческой общины Старо-Поморского согласия отец Александр заявил, тем не менее, что старообрядцы намерены действовать, разобраться в произошедшем и заставить администрацию кладбища нести ответственность за вверенную им территорию.
«Кого ни спросишь: «Мы не знаем». Последние крупицы старины прямо на наших глазах исчезают – и мы бессильны. Только поговоришь и руками разведешь. Администрация кладбища ссылается, что у них маленький бюджет, поэтому они не могут по штату содержать охранников», – резюмировал Александр Хрычев.
По мнению инициатора общественного движения «Казанские некрополи» Любови Агеевой, ограду могли спилить, чтобы «установить на чью-то новую могилу, а могли просто сдать в металлолом».
«Одно ясно – в сумке украденное не унесешь. Сейчас, во-первых, нужно принять все меры, чтобы найти ограждение и вернуть его на место, наказать тех, кто это сделал. Во-вторых, хотя бы на время, например, на год, категорически запретить какие-либо сносы старых захоронений в исторической части кладбища. Любых. Иногда надписи стерты, а там, возможно, упокоился кто-то очень важный. И третье: принять действенные меры по охране кладбища. В советское время там был милицейский пост. Возможно, нужно его восстановить. Установить камеры, хотя бы на аллеях с историческими захоронениями: первой, центральной, на немецком, католическом кладбищах, на воинском участке. Дорого? Наверное, да. Но эту проблему надо решать, и где взять деньги – пусть думает городская власть. Это уровень ее компетенции. И не Ишкина (Марат Ишкин, начальник Управления по организации ритуальных услуг исполкома Казани – прим. Т-и), а мэра и депутатов», – сказала Любовь Агеева.
Старообрядческие общины Казани объединились, чтобы совместно своими силами организовать присмотр за могилами предков, еще за несколько лет до инцидента с оградой на могиле Суслова и появления общественного проекта «Казанские некрополи». Кроме того, они уже инициировали процедура перевода исторически старообрядческой части кладбища в статус вероисповедального, то есть предназначенного для погребения умерших одной веры, в данном случае старообрядцев. При этом такое кладбище остается в ведении органов местного самоуправления, но функционирует по согласованию с соответствующими религиозными объединениями.
«Проблема кладбища существует давно. И буквально в прошлом году мне митрополит Московский и всея Руси Корнилий (предстоятель Русской Православной старообрядческой Церкви – прим. Т-и) дал поручение перевести все старообрядческие кладбища в статус вероисповедальных, то есть когда на старообрядческой части захоранивают только старообрядцев. Тогда у нас возникнет юридическое право, чтобы вместе с МУП «Ритуал» на этой части проводить уборку, регистрацию захоронений, в целом контролировать порядок. Для этого от всех согласий старообрядцев, по предложению МУП, в его состав войдет один человек, который будет участвовать во всех внутренних процессах и мероприятиях, планирующихся на всех старообрядческих кладбищах», – прокомментировал, со своей стороны, заместитель управляющего Казанско-Вятской епархией Русской Православной старообрядческой Церкви Василий Кириллов.
К слову, сейчас в Казани шесть старообрядческих кладбищ, в том числе четыре действующих, а также участок в составе Арского кладбища и еще одно разрушенное на полуострове Локомотив.
«Хочу подчеркнуть, что мы ни в коем случае не будем пытаться переносить могилы тех людей, которые не являются старообрядцами, но тоже были захоронены на этой территории. Мы только хотим восстановить историческую справедливость, а не мешать другим и какой-то дикостью заниматься. Ни заборов, ни каких-то оград, ни недопусков людей другой веры – все будет открыто», – предваряя вопросы и гипотезы, акцентировал Роман Царевский.
Как рассказал Василий Кириллов, планы старообрядцев и ситуация со спиленной оградой у захоронения Суслова обсуждались на специальном совещании в мэрии Казани. Стороны пришли к выводу, что сотрудникам «Ритуала» на волне давно идущих переговоров о новом статусе старообрядческой части захоронений не было смысла делать что-то, что сорвало бы намерения.
«Мы пришли к тому, что вместе нужно работать во имя создания, сохранения и благоустройства этого кладбища. Что и будем делать. Протокольно ответ по новому статусу старообрядческого участка кладбища, думаю, будет уже до конца года. И тогда мы просто будем официально параллельно работать с МУП», – заключил Кириллов.
P.S. Согласно действующему законодательству, уничтожение, повреждение или осквернение мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий является уголовным преступлением. Ответственность за деяния, подобные спилу ограды у захоронения Суслова, прописана в статье 244 УК РФ «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения».