Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1924 – В Казани национализирован кинотеатр «Грингри», который назвали «Унион». В 1938 кинотеатр был реконструирован по проекту архитектора П.Борисова и переименован в «Родину»

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Зачем живым Долина смерти?»

Так называется книга журналиста Михаила Черепанова, презентованная 24 апреля в музее-квартире Мусы Джалиля.

Это первая книга о многолетних поисках в районах кровопролитных боев начала Великой Отечественной войны, где смертью храбрых полегли воины Второй ударной армии, в рядах которой сражался не только с оружием в руках, но и с «лейкой и блокнотом» фронтовой корреспондент Муса Джалиль.

Тысячи незахороненных бойцов были обнаружены и преданы земле студентами КГУ – бойцами «Снежного десанта». Благодаря им, солдаты Великой Отечественной войны были посмертно реабилитированы. Ведь до того их, как солдат власовской армии, считали предателями. Благодаря стараниям «долинников» (так называли себя поисковики) было возвращено доброе имя тем, кто десятилетиями числились пропавшими без вести.

В августе 1988 г. руководители поискового объединения Казанского государственного университета «Долина» организовали за счет участников первую в истории поискового движения крупномасштабную экспедицию. Около 500 поисковиков из различных областей страны 10 дней работали под Новгородом на местах боев 2-й Ударной армии. В результате их усилий 3500 останков павших обрели покой в воинских могилах.

А в октябре 1988 г. проведена первая организованная на средства комсомола совместная полевая экспедиция. В Волоколамском районе, под Москвой, собралось около 120 активистов поиска со всех республик и областей СССР. Была уже довольно холодная осень, но, несмотря на непогоду, шла работа по подъему останков из 3 безвестных захоронений. Три дня в осклизлых раскопах рядом трудились привычные к такой работе искатели и функционеры. Не все из них выдержали с честью экзамен, но те, кто доработал до конца и участвовал в торжественном погребении останков 460 воинов, стали верными союзниками искателей.

После этой экспедиции родилась мысль о целесообразности реорганизации Всесоюзной Вахты Памяти в рабочие сводные поисковые экспедиции на местах боев. Первая такая Всесоюзная Вахта Памяти открылась 28 апреля 1988 г. в районе д. Мясной Бор под Новгородом».

Вот как представляет книгу ее автор в предисловии:

«Вот и пролетело 25 лет с тех пор, как мы, будучи наивными, верящими официальной истории студентами филфака КГУ окунулись в «бездонное болото» поисков исторической истины. Окунулись по собственному желанию, преодолевая запрет научного руководителя – кандидата исторических наук – и неодобрительные мнения партийной общественности университета. Мы и сами тогда не знали, какую бурю государственного масштаба породим своими попытками добраться до истины.

Это сегодня станция Мясной Бор стала для поисковиков чем-то вроде Мекки. Даже Министр обороны РФ, посещая созданный мемориал, цитирует Суворова по поводу последнего непохороненного солдата и окончания войны. Он, конечно, не знает, что первыми эту цитату здесь произнесли мы – казанские студенты, пытаясь в 1987 году доказать новгородским властям, что безымянные советские солдаты, погибшие в волховских лесах и болотах – не презренные власовцы, а защитники Отечества. И что хоронить необходимо всех найденных, а не только опознанных по медальонам. И делать это открыто, на братском кладбище Мясного Бора, а не потихоньку на обочине дороги у д. Мостки.

Не знает он и того, что именно мы подняли проблему незахороненных солдат в «Комсомольской правде» еще в мае 1988 года. Для всей страны это был эффект разорвавшейся бомбы. Ведь лозунгами «Никто не забыт» государственные чиновники до сих пор прикрывают собственное бессилие в решении этой проблемы. Вместо конкретной организации поиска пропавших без вести или захоронения останков погибших они зарабатывают огромные деньги на так называемом «увековечении памяти», воздвигая очередной Мамаев курган, Поклонную гору или Вечный огонь.

Самое обидное, что о значении вклада татарстанских «долинников» в развитие поискового движения России и стран бывшего СССР не знает не только Министр обороны, но и многие сегодняшние поисковики Татарстана. Не знают потому, что до сих пор не написана правдивая и полная история поисковых экспедиций в Долину смерти, не воссоздана биография движения «Снежных десантов» и «долинников». Даже в экспозиции Музея Великой Отечественной войны в Казанском кремле, посвященной поисковикам, практически нет следов тех, кто был у истоков экспедиций и кто составлял 25 лет их духовную основу – С. Пестрецова, В.Ерхова, Н.Усанова, А.Некрасова, В.Трошина, М.Котенковой, А.Майорова и многих других. Нет рассказа об истинных, а не формальных лидерах движения, о самых главных событиях, находках, достижениях поисковиков Татарстана».

В маленьком музее среди экспонатов, посвященных подвигу джалильцев, Михаил Черепанов рассказывал молодым слушателям о своей работе над книгой «Зачем живым Долина смерти?».

– В книге собраны мои публикации за период с 1977 года. Сначала идут материалы об экспедициях в Долину смерти, по следам Мусы Джалиля, который был сотрудником фронтовой газеты «Отвага», о легионе «Идель-Урал». Я попытался опубликовать новые сведения, которые удалось найти в архиве КГБ. Использовались также рассказы очевидцев.

Отдельная статья – работа над «Книгой памяти Республики Татарстан». В том числе над «Книгой памяти жертв политических репрессий». Я попытался добавить ранее не известные факты.

Мне повезло взять интервью, одно из последних, у Михаила Девятаева, за не несколько месяцев до его кончины, когда он впервые рассказал о том, за что в действительности ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Сам генеральный конструктор Королев ходатайствовал об этом. Не только и не столько за то, что Девятаев с другими военнопленными угнал вражеский самолет, а за то, что в этом самолете оказалось оборудование по сопровождению ракет «ФАУ-2». Девятаев указал координаты расположения этих ракет (в итоге это место разбомбили, чтобы их больше нельзя было запускать) и, что самое важное, он сообщил Королеву, где находятся технически необходимые агрегаты этих ракет. Их нашли в Пенемюнде (ракетодром Вернера фон Брауна – Ред.) в 1945 году. И первая советская ракета оказалась похожей на «ФАУ-2». Именно из этих агрегатов собрали немецкую ракету и привезли ее в Казань! И эти агрегаты до сих пор находятся в КГТУ-КАИ.

Тираж книги всего пятьсот экземпляров. К сожалению, не удалось найти достаточно средств, чтобы выпустить ее большим тиражом.

Фото автора

 

Дополнительная информация

ЧЕРЕПАНОВ Михаил Валерьевич

Родился 12.12.1960 г. в г. Ишим Тюменской обл.

Школу окончил на ст. Лянгасово Кировской обл. с Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ. В 1983 г. с отличием окончил Казанский государственный университет по специальности «журналистика». В 1983-1989 гг. – старший литсотрудник журналов «Коммунист Татарии» и «Татарстан», работал в газете «Вечерняя Казань».

Поисковой работой начал заниматься с 1977 г. В поход со «Снежным десантом» КГУ впервые пошел в августе 1980 г. С сентября 1981 г. принял участие в 40 поисковых экспедициях по захоронению останков солдат (в Новгородской, Ленинградской, Волгоградской, Калужской, Тверской, Московской областях, в Крыму и Кабардино-Балкарии.

Был командиром «Снежного десанта» филологического факультета КГУ, командиром объединенного поискового отряда «Снежный десант» ТАССР, поискового объединения Республики Татарстан «Долина», членом правления Союза поисковых отрядов России. С 1990 г. – заместитель главного редактора «Книги Памяти», руководитель рабочей группы.

Один из создателей 26-томной книги «Память» Республики Татарстан о погибших в годы Второй мировой войны, 17-ти томов «Книги Памяти жертв политических репрессий Республики Татарстан, «Книги Памяти жертв войны в Афганистане», многотомной книги «Они вернулись с Победой», книги «Герои Социалистического труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы – наши земляки», сборников «Татарстан в годы Великой Отечественной войны», «Казанцы – Победе. Вахитовский район» и десятка других.

За заслуги в поисковой и издательской деятельности присуждена Государственная Премия РТ в области науки и техники, звание «Заслуженный работник культуры РТ». Награжден медалями Жукова, «В память 850-летия Москвы», Знаком ЦК ВЛКСМ «Воинская доблесть», Почетными Знаками Советского Комитета ветеранов войны, Российского комитета ветеранов войны, Всероссийского Совета ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов.

С 2000 г. – редактор газеты «Открытый урок».

В 2005 г. избран членом-корреспондентом Академии Военно-исторических наук.

 «Казанские истории», №4, 2007 год

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить