Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Сто фотографий из СССР»
- 24 сентября 2020 года
Так называется фотовыставка, которая открылась 24 сентября в Национальной художественной галерее «Хазинэ» ГМИИ РТ в рамках празднования 100-летия ТАССР.
Семь фотографов из Казани – Зуфар Баширов, Владимир Зотов, Султан Исхаков, Валерий Михайлов, Юрий Филимонов, Эдвард Хакимов и Рифхат Якупов – организовали выставочный проект «Сто фотографий из СССР», посвященный 100-летию республики.
Первый ряд (слева направо): Юрий Филимонов, Зуфар Баширов, Рифхат Якупов. Второй ряд: Султан Исхаков, Эдвард Хакимов и Валерий Михайлов. На стене слева - портрет Владимира Зотова
К выставке выпущен каталог, который представляет каждого из них. Это небольшие биографические сведения и информация о выставках и коллективных фотоальбомах, в которых фотомастер участвовал. Все снимки даются в двух форматах – несколько большие снимков рядом с каждой биографией и все «контрольки», объединенные по залам экспозиции. Над каталогом работали Эдвард Хакимов (составитель, редактор, автор фотографий), Илья Чирков (дизайн).
Мы попросили рассказать о выставке ее куратора – Эдварда Хакимова, доктора философских наук, профессора, члена Союза фотохудожников России:
– Шестеро участников проекта были членами творческой фотогруппы «TASMA», известной в СССР и за рубежом. В переводе с татарского языка «Тасма» означает лента, и это символически обозначало работу фотографов в жанре документальной хроники, фиксирующей время и пространство в современном им социуме. Тасмовцы находились под сильным влиянием личности и творчества Анри Картье-Брессона, яркого представителя документальной, репортажной фотографии, и считали себя его последователями – «брессоновцами».
Сделать такую выставку я задумал давно, когда только-только началась подготовка к 100-летию республики. Ни в какие официальные планы к юбилею мы не попали. Пришли к Розалии Миргалимовны уже с готовым каталогом.
Я предложил друзьям-фотографам поучаствовать. Собирал цифровые снимки, сканировал пленки… Таким образом у меня оказался большой архив работ, 70 из которых можно увидеть в трех залах «Хазинэ». Чтобы напечатать выставочные образцы, издать на двух языков потребовались деньги. Поскольку спонсоров у нас не было, все сделали на свои средства. Помогла, и уже не в первый раз, Розалия Нургалимовна Нургалеева, директор Музея изобразительных искусств РТ: выделила прекрасные залы для выставки, предоставила подрамники, организовала торжественную церемонию открытия.
Выставку открывает Розалия Нургалиева
Начало нашей активной творческой деятельности приходится на 70-е годы прошлого столетия. С того времени в ТАССР, да и во всей стране произошли большие перемены, преобразившие социальную жизнь. Фотографии зафиксировали повседневность людей конца советской эпохи без приукрашивания действительности, создали точный портрет своего времени.
Выступает куратор выставки Эдвард Хакимов
Выставка рассказывает об особенностях жизни граждан первого в мире социалистического государства – праздничных демонстрациях и советских праздниках, работе и быте людей, живущих в сельской местности и в городе. Несмотря на запрет религии в стране, люди разных национальностей сохраняли свою культуру, справляли праздники, берущие начало в древних обрядах и религиозных верованиях. Авторы выставки показывают культуру народов, живших в советском государстве, семейные отношения и традиции, а также красивую природу огромной страны, протянувшейся от Дальнего Востока до Европы.
В кадре работы Владимира Зотова (слева) и Эдварда Хакимова
Эта выставка позволяет глубже понять духовную сущность людей, живших за «железным занавесом» под бдительным идеологическим контролем, но бережно хранивших генетическую память о своих предках и продолжающих оставаться частью глобального мира.
Выставочный проект с успехом демонстрировался в городе Голуэй, в Ирландии. Есть планы показать его в других странах. Потому каталог напечатали на русском и английском.
В кадре работа Владимира Зотова "Дефицит"
Своими впечатлениями о выставке поделилась Любовь Агеева:
Зуфара Баширова, Владимира Зотова, Султана Исхакова, Валерия Михайлова, Юрия Филимонова, Эдварда Хакимова и Рифхата Якупова я знаю (или знала – Юры Филимонова уже нет с нами) лично. Когда-то их творческие пути пересеклись с редакцией «Вечерней Казани», где я в ту пору работала. Благодаря дружбе с Володей Зотовым, с которым училась на одном курсе Казанского государственного университета имени Ульянова-Ленина, знала историю «ТАСМЫ», интересовалась творчеством «светописцев», как называли фотографов в прошлом, в разные годы жизни Казани.
На церемонию открытия пришли как маститые, так и начинающие фотографы. Фото на память
Для нас, журналистов «Вечерки», фотографы были интересны прежде всего как соавторы наших материалов. Фотоиллюстрация занимала в газете гораздо больше места, чем в других изданиях. Это были прежде всего портреты горожан, случайные и заказанные для рубрик о передовиках производства, репортажные снимки с каких-то событий, но порой публиковались пейзажные зарисовки и сюжетные фотографии без времени и места действия.
Ясно, что фотографы снимали и, как говорится, в стол. Мы увидели это только через много лет, когда в Казани стали проводиться фотовыставки. К тому же сегодня многое из того, что попало в кадр как подробность реального события, воспринимается прежде всего как часть общего портрета нашего города и нашей республики. И даже страны, как это стало со снимком Юрия Гагарина на ступеньках бунгало в молодежном лагере «Волга» (автор Владимир Зотов).
Только на снимках теперь можно увидеть остров Свияжск (фото Юрия Филимонова), огромную всесоюзную стройку в республике, в будущем автогигант «КАМАЗ» (Эдвард Хакимов). Только фотографы сохранили сюжеты праздничных демонстраций с портретами Ленина и членов КПСС (Владимир Зотов и Эдвард Хакимов), детей в пионерских галстуках (Эдвард Хакимов), осенние поездки горожан для уборки картошки в пригородные села (Юрий Филимонов, Зуфар Баширов). Повзрослели герои Валерия Михайлова, Султана Исхакова. Наверное, уже нет в живых героев с портретов Эдварда Хакимова…
Уже нет страны, в которой они и мы с вами жили. И Сабантуй, который так любит снимать Рифхат Якупов, теперь уже другой…
Фотографы словно зафиксировали дыхание советской эпохи. Советский человек не предстает на выставке как «совок» (терпеть не могу это слово). Люди не позировали перед камерой, они просто жили своей жизнью: работали, отдыхали, занимались каким-то делом. Мы не знаем их имен и фамилий, они не вошли в официальную историю республики. Но именно они писали эту историю.
Интересная деталь. В экспозиции всего два снимка, на которых изображены известные лица. Оба – от Эдварда Хакимова. Куратор выставки должен был соблюсти определенный политес.
Главное внимание – людям, а не лицам. Это тоже примета нашего советского прошлого. Достаточно взглянуть на «Вечернюю Казань» 70-80 годов прошлого столетия и сравнить ее с сегодняшними СМИ. Теперь у фотографов совсем другие главные герои…
Не могу не отметить ценность каталога, который можно приобрести. Особенно его обложку, которую Юрий Краснов смонтировал из двух снимков: портрета Гагарина Владимира Зотова и бюста Ленина Эдварда Хакимова. Видимо, бюст был частью конструкции наглядной агитации. В кадре мальчик, который бежит по лестнице рядом со скульптурой. На обложке – он бежит между Гагариным и Лениным.
Так и надо воспринимать ушедшую эпоху нашим детям и внукам. В единстве всего, что в ней было. Она для нас – не плохая и не хорошая. Она – наша, мы в ней прожили большую часть жизни. И чем дальше уходит советская эпоха, тем позитивнее она нами воспринимается. Таково свойство человеческой памяти.
Теперь лучше понимаешь, почему снимки наших фотокорреспондентов так востребованы на Западе. В них есть та самая русская загадочная душа, которая не дала Гитлеру дойти до Москвы. И русский человек, которого за рубежом ценили за искренность и доброту.
Фото с церемонии открытия выставки Олега Маковского
Выставка будет работать до конца октября.
Три снимка с выставки, сделанные 25 октября:
Когда я попросила Эдварда Хакимова попозировать для портрета, он взял в руки последний номер журнала "Казань". По его словам, это единственное СМИ, которое поддерживает казанских фотографов (спасибо Юрию Балашову).
А на этом снимке Эдвард с юным посетителем выставки. Тот сам подошел, чтобы познакомиться с куратором выставки. Бабушка ему подсказала...
Катрин Цейнер преподает немецкий в гимназии №36 с углубленным изучением ее родного языка. Она пришла на выставку, чтобы увидеть именно советскую эпоху. У нее к ней хорошее отношение
Любовь Агеева
Читайте в «Казанских историях»:
Честный взгляд на страну и людей – о выставке «ТАСМА. Казанская фотогруппа» (октябрь 2014)