Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Учиться жить вместе
- 27 октября 2004 года
27 октября в Казани работал международный семинар по проекту «Великий Волжский речной путь: объединение морей (Балтийского, Каспийского и Черного) в целях образования для устойчивого развития и сохранения всемирного наследия с помощью информационно-коммуникационных технологий».
Открыл заседание программный специалист Московского Бюро ЮНЕСКО Бадарч Дендев (Монголия), огласивший порядок и регламент работы семинара. Организационную часть начала госпожа Ливия Салдари (Италия), выступившая с вопросом о выборе членов президиума. Председателем единогласно была избрана Заместитель Председателя Казанского Совета народных депутатов Людмила Андреева.
I сессия «Взаимосвязь между Всемирным наследием и устойчивым развитием в поддержку качества образования и разработка образовательных мер и подходов» началась докладом госпожи Мэри Элизабет Кававшки (США, сектор образования ЮНЕСКО). Проект «Великий Волжский путь» был одобрен и принят генеральной конференцией ЮНЕСКО, заявила госпожа Кавашки. Но начало ему было положено раньше, в Новгороде, на молодежном форуме ЮНЕСКО в августе 2002 года. Нам важно помнить об этом, так как основная цель подобных семинаров состоит не просто в общении, а в зарождении идей и во внесении новых предложений.
Волга является символом России, это одна из крупнейших рек Европы. В проекте участвует более 170 стран мира, и 15 из них расположены в бассейне реки Волга. С момента принятия конвенции Всемирного наследия в 1972 году было выделено 788 объектов культурного наследия, из них 611 – культурных, 154 – природных и 23– смешанных. Эти объекты ежегодно посещает 700 млн. человек. Но особое место занимает здесь Казань и ее главная достопримечательность – Казанский Кремль, отметила госпожа Кавашки.
Что касается образования, то в мире в настоящее время существует 800 млн. неграмотных взрослых людей, большая часть из которых – женщины. Поэтому одной из важнейших задач является обеспечение качественного образования для всех жителей Земли. Эта идея должна лежать во главе этих пилотных проектов.
Кроме того, следует опираться на следующие принципы:
– Учиться, чтобы знать.
Это во многом зависит от адекватности наших учебных планов.
– Учиться, чтобы делать
Необходимо выпускать высокообразованных профессионалов.
– Учиться, чтобы быть.
Следует изменить ментальность и подходы к обучению.
– Учиться жить вместе.
В этом аспекте чрезвычайно важно углублять знания и практиковать межкультурный диалог.
В настоящее время 20% населения потребляет 80% мировых ресурсов. Надо помнить о том, что Земля -это не наследство от предков, а своеобразный долг человечества у будущего поколения. Поэтому устойчивое развитие – это, прежде всего, максимальное удовлетворение потребностей настоящего, не отрицая того, что в будущем сохранится такая же тенденция. При этом ключевым фактором устойчивого развития является образование.
Проект «Великий Волжский путь» будет первым, основанным на информационно-коммуникационных технологиях. Для успешной работы необходимо разнообразить выпускаемые материалы, больше использовать Интернет, создавать в сети всевозможные форумы и чаты. Из 60 школ, записавшихся в проект, 92% имеют информационно-коммуникационное обеспечение.
При вступлении в проект ассоциированные школы заполняли специальную анкету. Согласно ее результатам 28 школ видят приоритет своей деятельности – сохранение окружающей среды, 23 школы – в сохранении устойчивого развития, 8 школ – сохранение культурных ценностей.
Господин Сэнтош Хатри (Непал, сектор образования ЮНЕСКО) объявил о том, что в период с 2005 по 2014 г.г. во всем мире пройдет декада устойчивого развития.
Если уменьшить все население планеты до деревни, число жителей которой составляет 100 человек, то получим следующие данные. В этой деревне будут жить:
– 61 азиат, 12 европейцев, 14 южноамериканцев, 13 африканцев и 1 представитель Океании;
– 33 христианина, 18 мусульман, 16 последователей индуизма;
– 50% мужчин и 50% женщин;
– 59% богатств будут сосредоточены в руках 6 человек;
– 70% населения будут неграмотны, и только 1 будет иметь диплом университета;
– 16 человек будут говорить на китайском языке, 10 – на испанском и 9 – на английском.
На примере данной модели господин Хатри сделал вывод, что повышение качественного образования сегодня как никогда важно. В первую очередь, необходимо обратить внимание на улучшение общедоступного образования, на повышение грамотности населения. Проект «Великий Волжский путь» – это лишь ниточка, которая потянет за собой всех.
Нужно знать, кто мы такие и как нам жить вместе. А мы, как люди, работающие в образовании, должны осознавать, чему мы можем научить. При этом крайне важно объединять наши усилия, заявил он.
Господин Чарльз Ричард Хольмквист (Франция, сектор коммуникации и информации ЮНЕСКО) заявил, что потребность в информации возрастает вместе с ростом и усовершенствованием технологий. Свободный доступ к информации открывает новые перспективы для СМИ, повышает качество образования, улучшает жизнь людей. Не мене важным является и обеспечение доступа к технологиям, а также эффективное их использование.
Госпожа Мэрил Ричон (Франция, Центр всемирного наследия ЮНЕСКО) обратила внимание присутствующих на сам знак ЮНЕСКО. Это сочетание полукруга, обозначающего природу, и квадрата, обозначающего творение человека. То есть объединение природы и культуры, которое нуждается в целостном подходе.
Наш проект должен опираться на все заинтересованные стороны. Это и начальные школы, и преподаватели всех рангов и степеней, это и всевозможные учебные заведения. Кроме того, создаются специальные программы обучения для местных гидов, которые являются визитной карточкой каждого города. И большое внимание уделяется публикациям различных материалов: от буклетов до научной литературы. Также, кроме организации семинаров для учителей, создаются анимационные фильмы для детей.
Обучая языку, музыке, географии, литературе, поэзии, религии и т.д., мы обучаем и при этом изучаем сами всемирное наследие. Поэтому самое важное в проекте «Великий Волжский путь» – это образование, заявила госпожа Ричон.
После перерыва 27 октября 2004 года международный семинар по проекту «Великий Волжский Речной Путь: объединение морей (Балтийского, Каспийского и Черного) в целях образования для устойчивого развития и сохранения всемирного наследия с помощью информационно-коммуникационных технологий» продолжил свою работу.
С докладами выступили госпожа Аннука Липпонен (Финляндия, сектор естественных наук), начальник отдела социологических и исторических исследований Казанского Совета народных депутатов Сулейман Рахимов.
Заместитель директора государственного музея-заповедника «Казанский Кремль» Нияз Халитов в своем докладе назвал Казанский Кремль территорией патриотического воспитания. Современная российская идеология опирается на два столпа: патриотизм и национальную идею, подчеркнул он. Сегодняшний Татарстан – это зона толерантного сосуществования нескольких коренных народов, история каждого из которых дает примеры высочайшего развития национальной культуры и примеры героической истории. В настоящее время, когда этнические и межконфессиональные конфликты сотрясают многие страны мира, особенно важно сохранить эту традицию толерантности в Татарстане и суметь привить нашим детям ощущение стабильности.
Нияз Хаджиевич сравнил Казань с экзотическим цветком Востока на европейском поле России. Но казанский Кремль – не просто объект Всемирного наследия. Это символ Казани, его центральный исторический объект, связанный как с прошлым, так и с настоящим. Все это делает его важным объектом патриотического воспитания молодежи и благоприятным образовательным материалом. Образовательные мероприятия можно подразделить на 6 категорий:
– образ Кремля и его отдельных сооружений как символ Родины;
– Кремль может стать ценнейшим учебным пособием при изучении различных общеобразовательных предметов, таких как история, математика, уроки труда, подшефная работа;
– многие массовые мероприятия (ежегодные ристалища – рыцарские турниры, спортивно-интеллектуальные игры) проводятся на территории Казанского Кремля;
– это уникальный объект для осуществления музейной педагогики;
– большим подспорьем в образовательной работе является издательская деятельность, то есть издание литературы и иных материалов в помощь учителям истории.
В заключении Нияз Халитов отметил, что подобные конференции мобилизуют нас на новое осмысление общеизвестных фактов и заставляют по-новому взглянуть на привычные вещи.
Национальный координатор проекта ассоциированных школ ЮНЕСКО в России Татьяна Потяева в своем докладе остановилась на основных целях и задачах ЮНЕСКО, связанных с модернизацией Российского образования.
Крайне важно для нас развивать межкультурную коммуникацию и содействовать укреплению мира, заявила Татьяна Александровна. В этом смысле проект «Великий Волжский путь», как крупный международный проект, представляет для нас большой интерес. Кроме того, мы должны изучать, внедрять и распространять позитивный опыт в системе образования и воспитания для повышения качества образования в XXI веке. А ассоциированные школы должны получать дополнительные возможности для развития международных контактов. Не менее важно создавать условия для творческого и научного развития учителей и преподавателей учебных заведений, входящих в систему ассоциированных школ ЮНЕСКО, а также распространять информацию об ООН и ЮНЕСКО в мире.
Участие в проекте «Великий Волжский путь» требует от ассоциированных школ новых форм участия в его реализации:
– сбор материала по истории, культуре, природных особенностях региона,
– выработка предложений главам государств, мэрам городов по стабилизации положения в регионе,
– проведение конференций, телемостов, экскурсий и т д.,
– обмен опытом по Интернету с использованием WEB-сайта, созданного Московским бюро ЮНЕСКО, где каждой школе отведена своя страница и т.д.
В заключении Татьяна Александровна подчеркнула, что реализация данного проекта даст новый импульс участию молодого поколения в деле сохранения Всемирного культурного и природного наследия в целях стабилизации и устойчивого развития.
На конкретных фактах подтвердил слова Татьяны Потаниной национальный координатор проекта ассоциированных школ ЮНЕСКО в Азербайджане Сабир Хамидов. Так, команда ассоциированной школы №220 г. Баку совместно с командой из Нигерии заняла I место в конкурсе МОНДИАЛОГО, проводимым ЮНЕСКО в Барселоне 21 сентября 2004 года. А годом раньше школа №160 г. Баку получила от ЮНЕСКО премию «Столб мира» за активную помощь старикам, беженцам и прочим нуждающимся. Кроме того, учительница из ассоциированной школы «Современный образовательный центр» Ирада Алиева выиграла фотоконкурс, проводимый ЮНЕСКО.
В основе заметки сообщение пресс-центра международного семинара по проекту «Великий Волжский Речной Путь: объединение морей (Балтийского, Каспийского и Черного) в целях образования для устойчивого развития и сохранения Всемирного наследия с помощью информационно-коммуникационных технологий».
«Казанские истории», №19-20 2004 года