Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Дети и история: новости января 2004 года
- 25 января 2004 года
Завершился казанский этап международного конкурса открыток «Всемирное наследие – юношеский взгляд-2004». По его итогам более ста лучших работ отправлены в Словакию для участия в следующем этапе.
Всего на конкурс было представлено более 600 работ. Жюри, в состав которого входили педагоги и известные художники, отметило 15 из них.
Интересно, что многие нарисовали Казань. Самой юной участнице конкурса 7 лет. Виктория Кондорова занимается в изостудии «Капелька» центра внешкольной работы Приволжского района. За героя древних преданий – дракона Зиланта ей дали второе место.
Кто лучше знает историю?
В январе по традиции проходили городские предметные олимпиады, в том числе историческая.
В первом, письменном туре, который проходил 6 января на базе лицея №33 Вахитовского района, приняли участие сто учеников 9-11 классов всех семи районов Казани. Как явствует из анализа работ, проведенного членами жюри, старшеклассники лучше ориентируются в событиях древней истории, в истории государственных учреждений эпохи средневековья и нового времени. А вот советский период истории вызывает у подростков много вопросов, они испытывают серьезные затруднения в определении понятий. Как выяснилось, наши дети, имеющие доступ ко многим специализированным изданиям, часами сидящие у телевизора или пропадающие в Интернете, не способны самостоятельно преодолеть разноголосицу мнений и оценок.
А может, по телевизору и в Интернете их интересует совсем другая информация? Этот вопрос не может не возникнуть, когда знакомишься с участниками второго, устного тура, который уже второй год проходил в музее истории Казанского государственного университета. Здесь дети показали совершенно иной уровень знаний.
По результатам первого тура в городской финал прошли 8 девятиклассников, 7 десятиклассников и 7 учеников выпускных классов. Во втором туре победителями стали Александр Кириллович (9 класс, школа 12) и Данил Гурьянов (11 класс, лицей-интернат 2). Среди десятиклассников первое место не было присуждено никому. В призеры вышли:
Второе место:
среди девятиклассников – Зарина Аухадеева (гимназия 52); среди десятиклассников – Яна Мазо (лицей 33) и Артур Шарифуллин (школа 90); среди учеников 11-го класса – Рамиль Файзиев (лицей-интернат 2)
Третье место:
среди девятиклассников – Данис Мазитов (школа 103); среди десятиклассников – Илья Попов (школа 167); среди учеников 11-го класса – Амир Райманов (лицей-интернат 2).
Знания ребят оценивало компетентное жюри в составе кандидатов исторических наук С.Ионенко (председатель), Л.Тимофеевой, Н.Федоровой, А.Бикташевой, старшего преподавателя М.Базиной и старшего научного сотрудника Института истории Е.Липакова.
Гайдар: обыкновенная биография в необыкновенное время
В Национальном музее РТ открылась выставка «Школа мужества», посвященная 100-летию со дня рождения Аркадия Петровича Гайдара, известного детского писателя. Выставка – первая из тематического цикла «Календарь знаменательных и памятных дат 2004 года».
Аркадий Петрович Гайдар (1904 – 1941) прожил неполных 38 лет. Из них в литературе он проработал всего полтора десятилетия. Это был не только писатель совершенно особого и чистого, как лесной ключ, таланта, но и человек необыкновенной отваги, верный солдат революции и истинный знаток ребячьей души. «Жизнь Гайдара была как бы продолжением его книг, а может быть иногда их началом», – писал К. Паустовский. Четырнадцати лет А. Гайдар вступил в ряды Красной Армии. Он воевал на многих фронтах, а в промежутках между боями учился на Киевских командных курсах, потом в Высшей стрелковой школе и в 16 лет уже командовал полком.
О своей жизни А. Гайдар говорил так: «Не биография у меня необыкновенная, а время было необыкновенное». Он начал свою жизнь солдатом и погиб как солдат в 1941 году.
Выставка «Школа мужества» воссоздает фрагменты жизненного и творческого пути Аркадия Гайдара, рассказывает о боевой юности, о книгах писателя, о его участии в гражданской и Великой Отечественной войнах.
На ней посредством типологических предметов эпохи 1920-х годов, пионерской и комсомольской атрибутики 1930-1940 годов, фотографий и документов отражается героика этих войн, атмосфера времени, в которой жили автор и его литературные герои.
Личный государственный заказ
В Государственном Большом концертном зале имени Салиха Сайдашева прошел юбилейный концерт, посвященный 75-летию со дня рождения известного татарского композитора, заслуженного деятеля искусств РФ и РТ Бату Мулюкова.
Он родился 17 апреля 1928 года в Узбекистане, в деревне Байсун, в семье учителя. В 1948 году поступил в Оренбургское музыкальное училище, а в 1949-м встретился с приехавшим в Оренбург с концертом Салихом Сайдашевым. Тот и предложил ему ехать учиться в Казань.
Мулюков закончил сначала Казанское музыкальное училище, потом Казанскую государственную консерваторию. Будучи руководителем различных школьных хоровых коллективов, он тесно соприкоснулся с песенно-хоровой музыкой, на практике познал закономерности хорового письма и возможности певческого голоса. В результате появились кантаты «Времена года», «Татарстан».
Более сорока лет своей жизни Бату Гатауллович посвятил музыкальному творчеству, плодотворно работал в различных жанрах. Он автор двух опер, крупных хоровых полотен, сочинений для симфонического и духового оркестров, оркестра народных инструментов. Творческое наследие композитора включает также камерно-инструментальные и вокальные сочинения. Любителям музыки хорошо известны проникновенные песни и романсы композитора. Увертюра «Праздник в Челнах» была непосредственным откликом на главную всенародную стройку пятилетки. Крупное сочинение – оратория «Казань» для солистов, хора, чтеца и оркестра – связано с историей столицы Татарстана, ее прошлым и сегодняшним днем.
Кто-то твердил с высоких трибун и газетных страниц о необходимости развития национального музыкального искусства, а он написал оперу «Кара за любовь» по повести Мажита Гафури «Черноликие», которая была поставлена на сцене театра оперы и балета имени Джалиля. За это произведение в 1984 году автор и постановочная группа спектакля были удостоены Государственной премии РТ имени Габдуллы Тукая. Из последних работ композитора – оратория «Тукай» и опера «Сююмбике» на либретто Ханзафарова. Его сочинения всегда были тесно связаны с историей и жизнью татарского народа, родной республики. Это был его личный государственный заказ.
Более 25 лет Бату Мулюков успешно сочетал творческую деятельность с педагогической работой в Казанском институте культуры. Его не стало 25 октября 1999 года.
Свидетельства блокадного времени
В январе казанцы, как и все жители России, отмечали 60-летие снятия блокады Ленинграда.
Юбилейная выставка открылась в читальном зале Центрального государственного архива историко-политической документации РТ. Среди реликвий военного времени были представлены дневник старшего лейтенанта Величко, запечатлевший боевой путь 385-й Ленинградско-Хинганской дивизии, полное впечатлений о восстановлении города на Неве письмо ленинградской писательницы Елены Верейской татарскому писателю Ахмеду Исхаку, написанное после возвращения из эвакуации. В числе других исторических свидетельств той трагичной и героической поры – экземпляры газеты «Ленинградская правда» за 1942 и 1945 годы, фотографии ребятишек, эвакуированных из осажденного города, снимки, запечатлевшие бойцов Ленинградского фронта.
Как выяснилось, в Казани проживает около 550 жителей и 620 защитников блокадного Ленинграда. Для них прошли праздничные встречи и концерты во всех районах города. В центрах социального обслуживания населения были предусмотрены оздоровительные процедуры и обширная культурная программа.
Для блокадников были организованы экскурсии в Раифский монастырь и бесплатные спектакли в театрах имени Г.Камала и К.Тинчурина.