Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1924 – В Казани национализирован кинотеатр «Грингри», который назвали «Унион». В 1938 кинотеатр был реконструирован по проекту архитектора П.Борисова и переименован в «Родину»

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Галия Кайбицкая, соловей татарской сцены

4 октября 2002 года в музее имени Галии Кайбицкой (филиал Национального музея РТ), который находится в селе Б. Кайбицы, состоялась презентация специального номера журнала «Казань», посвященного Галие Кайбицкой, символу и легенде национального музыкального искусства.

Среди приглашенных гостей представители Министерства культуры РТ, администрации Кайбицкого района, близкие родственники и дети легендарной актрисы, представители творческой интеллигенции республики: писатели, артисты, а также создатели экспозиции Музея имени Г.Кайбицкой и журнала «Казань».

В 2006 году исполнится сто лет со времени создания татарского театрального коллектива «Шимбэ» и труппы «Сайяр», положивших начало профессиональному татарскому театру. Годом раньше мы отметим 100-летие со дня рождения звезды татарской сцены Галии Кайбицкой, с именем которой связаны замечательные страницы национального театрального искусства. Галие Кайбицкой и созвездию других блестящих имен в истории татарской культуры посвящена основная часть публикаций специального номера журнала «Казань».

Семья, в которой родилась и воспитывалась Галия Мутыгулловна Тухватуллина (Кайбицкая), занимает особое место в истории татарской культуры. Ее отец Мутыгулла хазрат Тухватуллин, создатель медресе «Мутыгия» в Уральске, обессмертил свое имя тем, что стал учителем и наставником Габдуллы Тукая и основателя татарской театральной труппы «Сайяр» Габдуллы Кариева, бывших шакирдами медресе. О значительной роли Мутыгуллы Тухватуллина в их воспитании и образовании многие десятилетия было не принято говорить из-за его духовного сана. Одним из самых прогрессивных людей своего времени был старший брат Галии Кайбицкой Камиль Тухватуллин (Мутыги) – друг Тукая и Кариева, издатель и знаменитый певец, которого называли «татарским Шаляпиным».

Выдающаяся оперная певица Галия Кайбицкая (колоратурное сопрано) стояла у истоков создания татарского профессионального музыкального искусства и первого национального музыкального театра с новым жанром – музыкальная драма. Ее творчество стало частью незабываемого взлета татарского театрально-музыкального искусства, связанного с именами Салиха Сайдашева, Назиба Жиганова, Джаудата Файзи, Мусы Джалиля, Тази Гиззата, Аделя Кутуя, Ситдика Айдарова, Ильяса Аухадеева, Фахри Насретдинова, Ниаза Даутова и многих других известнейших деятелей культуры.

Творческая биография Г.Кайбицкой уникальна. Она довольно поздно вышла на оперные подмостки, но за ее плечами был богатый опыт сценической жизни: она играла героинь в музыкальных спектаклях драматического театра. Двадцать лет она блистала на оперной сцене, став первой исполнительницей сложнейших колоратурных партий татарских композиторов, русских и зарубежных классиков в Татарском оперном театре. Среди них – Райхан («Качкын» Н.Жиганова – этим спектаклем открылся театр), Галиябану (одноименная опера М.Музафарова), Сарвар («Башмачки» Дж. Файзи), Виолетта («Травиата» Дж. Верди). Незабываема ее Алтынчеч в одноименной опере Н.Жиганова, образ которой до сих пор живут в памяти многих слушателей.

Г. Кайбицкая, которую благословил еще девочкой Тукай, а ее творческий путь озарил Сайдашев, пожила нелегкую, но счастливую жизнь. Звонкий голос Галии Кайбицкой, как сказал в свое время Сибгат Хаким, навсегда останется символом красоты, изящества и вдохновения.

Событием большого культурного значения стало создание в административном центре Кайбицкого района музея первой народной артистки республики Г. Кайбицкой. Он стал первым в районе музеем и был торжественно открыт 29 октября 1998 г. в итоге совместной работы администрации района при большой поддержке ее прежнего главы Азата Сафиновича Ханифатуллина, Национального музея РТ (генеральный директор Геннадий Степанович Муханов), земляков артистки и творческой интеллигенции, близких родственников Г. Кайбицкой, в том числе ее старшего сына – известного ученого Сайяра Ситдиковича Айдарова и дочери Рушании Ильясовны Ожеговой (Аухадеевой). Экспозиция создавалась фирмой «Музейный дизайн» (директор Аида Гарифжанова; в творческую группу входили заместители генерального директора Национального музея РТ Розалия Галиакбаровна Гарифжанова и Алсу Даниловна Хайруллина, главный хранитель фондов Гузель Хамзовна Еникеева, заведующая сектором этнографии отдела фондов Маргарита Константиновна Завьялова и художник-реставратор Александр Семенович Угаров. За прошедшие годы музей под руководством директора Марьям Сагдеевны Шафигуллиной при постоянной поддержке главы администрации Кайбицкого района Завдата Рашитовича Гаффарова стал важным центром пропаганды национальной культуры.

В журнале «Казань» через экспонаты музея раскрывается творческий путь певицы, ее учителей и товарищей по сцене. Сами авторы публикаций также составляют созвездие имен людей, которые вносят значительный вклад в национальную культуру. Среди них доктор архитектуры профессор Сайяр Ситдикович Айдаров, писатели Рустем Кутуй и Фоат Галимуллин, народный артист республики Усман Альмеев, народные артисты России и Татарстана Айрат Арсланов и Зиля Сунгатуллина, режиссеры: народный артист СССР Марсель Салимжанов (возможно, это последняя подготовленная им лично при жизни публикация), заслуженный деятель искусств Татарстана Фарид Хабибуллин, другие известные деятели культуры.

Впервые жизненный и творческий путь звезды татарской сцены раскрывается с такой полнотой и разнообразием, рассказывается о некоторых событиях, не являвшихся до настоящего времени достоянием широкой общественности.

Пресс-релиз редакционно-издательского отдела Национального музея РТ и журнала «Казань».

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить