Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1984 – В Казани в присутствии композитора состоялась премьера оратории Екатерины Кожевниковой "Мулланур Вахитов" на слова поэта Рената Хариса
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Мальчик Кай живет среди нас
- 25 июня 2022 года
В Казанском ТЮЗе 24 и 25 июня прошла премьера спектакля «Здесь был Кай» по пьесе Екатерины Тимофеевой, созданной по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева».
Спектакль поставлен в рамках федерального проекта «Культура малой Родины» партии «Единая Россия». Его замысел появился во время театральной лаборатории в ТЮЗе, посвященной Евгению Шварцу.
Это довольно вольная детективная интерпретация «Снежной королевы» Ганса Христиана Андерсена под названием «Здесь был Кай».
– В прошлом году меня пригласили в театр на лабораторию Шварца. Сказали, что буду делать «Снежную королеву». Сам бы я никогда не взял ставить эту постановку, потому что не люблю ставить то, что уже давно всем известно. Но меня вдруг ударило, что это же детектив про пропавшего подростка. Я стал искать информацию про пропавших людей. Нашел много историй о том, как люди пропадали бесследно, будто в воздухе растворялись. Я понял, что нужно делать свою версию «Снежной королевы». Это что-то новое для меня. Возможно, зрители будут в шоке, но в шоке 14+, – рассказал на пресс-конференции в агентстве «Татар-информ» режиссер-постановщик Артем Устинов, номинант Национальной театральной премии «Золотой маски».
По его словам, его спектакль – это «взгляд на сказку со стороны». Однако, несмотря на такой радикальный отход от оригинальной истории Андерсена, все сюжетные ситуации он сохранил, дополнив авторским видением.
В постановке Артема Устаинова известная сказка раскрывается по-новому через призму современности. Важно, чтобы родители пришли со своими детьми-подростками: каждому есть, что получить от этого спектакля по ощущениям. Непосредственное участие в работе над спектаклем принимал поисковый отряд «Лиза Алерт», который занимается поиском пропавших, и очень часто это дети.
История строится на пропаже Кая, однако сам мальчик появится лишь в конце. Главную роль, как и в оригинальной сказке, играет Герда. Стоит сказать, что сама Снежная Королева на сцене не появится – она будет неким невидимым образом, который разделил персонажей, а также изменил характер Кая.
Почему пропадают дети? Как вести себя в этой ситуации? Как принять то, что мы не в силах изменить? Есть ли срок давности у настоящей любви и в чем истинный смысл нашей хрупкой жизни? Театр пытается ответить на эти и другие вопросы.
Еще одна особенность спектакля – музыка, режиссер считает ее неотъемлемой частью истории. Это дебют в репертуарном театре для композитора Булата Абдуллина.
Художник – Надежда Иванова, художник по свету – Ания Шепелюк, хореографы – Марсель и Мария Нуриевы. В спектакле заняты народная артистка РТ Галина Юрченко, заслуженные артисты РТ Алсу Густова и Павел Густов, артисты Эльмира Рашитова, Анна Иванова, Эльвина Сафина, Эрнест Маторкин, Мария Мухортова, Ярослав Кац, Руслан Зубайраев.
Следующий сезон юбилейный
Театр закрывает свой 89-й сезон. 30 ноября ТЮЗу исполняется 90 лет, так что уходящий сезон - предъюбилейный.
– Уходящий сезон был богат на премьеры. Мы стараемся выпускать спектакли на достаточно актуальные и важные темы. Иногда наши спектакли окружены встречей со зрителями, образовательными лекциями, обсуждениями. Такое у нас было с «Удивительным чердаком».
Кроме того, в этом сезоны мы провели Всероссийский детский фестиваль «ПоколениеNext». Напоминаю, что мы его начинали в 2019 году как республиканский фестиваль. Но уже в прошлом году к нам присоединились 30 регионов России. Мы постепенно становимся некой методико-образовательной фестивальной детской площадкой, – подводит итоги сезона директор ТЮЗа Айгуль Горнышева.
Открывали сезон спектаклем «Северное сияние» режиссера Лилии Ахметзяновой. Пьеса, приуроченная к Году родных языков, строится на народных сказках народов Поволжья. В постановку вошли башкирская сказка о настоящей храбрости, чувашский «ужастик» про водяных, марийский эпос о великанах, удмуртская легенда о небе и татарская сказка о девушке на Луне.
Уже в октябре зритель увидел вторую премьеру - спектакль «Юбилей ювелира» по пьесе Николы МакОлиффа в переводе Ольги Варшавер и Татьяны Тульчинской, автор идеи и режиссер – Радион Букаев. За «Юбилем ювелира» ТЮЗ выпускает документальный спектакль «На свет», экологический «Удивительный чердак», «Приключение Гены Стратофонтова». В рамках творческой лаборатории Шварца появился спектакль «Тень», который теперь показывается в репетиционном зале. За стенами театра, в винном баре «Истина», выходит «Счастливая Шарлотта» – еще один эксперимент Казанского ТЮЗа.
Уже готов спектакль «Шварц, человек, тень». театр предваряет его таким анонсом:
«Часто фигура сказочника остается за пределами его сюжетов. Мы попробуем исследовать процесс возникновения сказок и расскажем документальную сказку об истории жизни Шварца, в которой переплетаются дневниковые записи драматурга и его сказочные сюжеты».
В новом театральном сезоне зрители увидят все три спектакля, рожденные в рамках творческой лаборатории, посвященной Шварцу. Театр пригласил трех режиссеров - и получил три спектакля.
24 сентября в афише спектакль «Квадрат» (Сторителлинг, который мы заслужили), спектакль-рейв — между драматическими сценами у зрителей есть возможность врываться в игровое пространство и танцевать с актерами под хиты 90-х. Пьеса, по которой поставлен спектакль, представляет собой документальный текст, основанный на воспоминаниях 5-х одноклассников из провинциального города, чье детство пришлось на рубеж веков. Она вошла в шорт-лист драматургического конкурса пьес о 90-х Ельцин-центра — «Зачем я это помню?».
Спектакль является лауреатом премии «Золотой Софит» 2021 года за лучший актерский ансамбль.
Большой гордостью для ТЮЗа остается аудиоспектакль «Ночной трамвай», который вышел в 2019 году. За это время трамвай №5 (именно он является «сценой» для пьесы) совершил 105 заездов, которые собрали 2 184 зрителей. Аудиоспектакль по пьесе драматурга Зои Рутер рассказывает об Александре Белове, который попал в аварию. Пока его тело находится в РКБ, душа мужчины поселилась в трамвае №5. Саша бесконечно катается по кругу и раз за разом прокручивает в голове свою недолгую жизнь, которая без остатка уместилась в маршрут длиной 34 километра и 49 остановок. Спектакль покорил сердца не только казанских зрителей, но и успел завоевать симпатию за пределами Татарстана. Подобные спектакли уже появились в нескольких регионах.
Перед самим юбилеем театр покажет несколько спектаклей-проектов по воспоминаниям. Они будут разделены по временам-блокам. Проекты будут показываться в фойе, на большой и малой сценах, а в день юбилея будет обобщенный портрет театра в воспоминаниях.
За всеми подробностями можно смотреть на страничках театра в соцсетях
Фото с премьерного спектакля предоставлены пресс-службой театра