Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1984 – В Казани в присутствии композитора состоялась премьера оратории Екатерины Кожевниковой "Мулланур Вахитов" на слова поэта Рената Хариса
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Казань из кофра»: время, отраженное в кадре фотоаппарата
- 16 ноября 2022 года
В здании «Татмедиа» Рамиль Гали, один из ведущих фотохудожников республики, заслуженный работник печати и массовых коммуникаций РТ, председатель Союза фотографов Татарстана, презентовал книгу-фотоальбом «Казань из кофра».
В альбоме около 150 снимков города, который несмотря на современность, сохраняет национальный колорит и отражает богатую историю тысячелетней Казани.
Рамиль Гали в фотографии не новичок. Она начинал в Казани. С 1985 года работал в татарстанских СМИ. Его снимки можно было увидеть в уже ставших историей выпусках газет «Вечерняя Казань», «Татарстан яшьлэре», «Шахри Казан». В 2000 году он переехал в Москву по приглашению газеты «Комсомольская правда», в дальнейшем сотрудничал с «Коммерсантом» и «Гудком».
Для Рамиля это не первая выставка. В 2018 году его персональная выставка «Железные люди» по случаю 60-летия известного фоторепортера, демонстрировалась в «Манеже» Казанского кремля. Экспозиция была посвящена эпохе 1980-1990-х годов. В кадре - реалии эпохи перемен: многочисленные митинги, возрождение мусульманских и православных храмов, продуктовый дефицит и просто повседневную жизнь того периода.В залах манежа было представлено 100 фотографий, 60 из которых - на метровых пластиковых пластинах, остальные 40 снимков, к большому сожалению Гали, не вместились в зал, поэтому транслируются на специальном экране в цифровом формате.
Проект «Железные люди», по мнению фотохудожника, знаменовал собой начало системной работы по созданию фотоархива исторической хроники Казани. Тогда работа в этом направлении никем не велась, И Рамиль решил за нее взяться.
«Фотографических архивов просто не существует, никто этим никогда не занимался, - сказал он тогда. У нас фотографы умирают, уходят, и мы не можем найти ни Василия Мартинкова, ни Николая Седова, ни Алика Биктимирова, ни Анатолия Андронова. Это люди, которые фотографировали до меня и сельскую местность, и заводы, и магазины. Как журналисты они фотографировали всё. Поэтому если сейчас мы будем составлять какие-то учебники истории Татарстана, найти иллюстрации будет крайне сложно. Мы должны понимать, что фотография – это документ. Можно по-разному описать словами головной убор или обувь, но запечатлеть предметы на фото можно только объективно. Показать татарскую деревню, подменив ее русской, чувашской или украинской, – невозможно.
Мы сейчас можем остаться без истории, если не будем заниматься сбором и оцифровкой архивных фотографий.
Эту выставку я делаю как раз для того, чтобы привлечь внимание к важности этой темы: если сейчас фотографы-журналисты, которые плотно снимали всю свою жизнь, собирали архивы, уйдут, то пласт уйдет, и мы останемся без истории. Хочется, чтобы после этой выставки наши компетентные люди обратили внимание», – подчеркнул Рамиль на открытии выставки «Железные люди».
«А вы знаете, что КАМАЗ построили благодаря фотографии? Когда на Политбюро ЦК КПСС решили, что нужно делать большегрузные автомобили, то было выбрано несколько регионов для строительства завода. Наши руководители пошли на хитрость: установили большую бетонную плиту, написали на ней КАМАЗ (в интернете есть эта фотография), сфотографировали и повезли фото в Москву. Там они подсунули его Брежневу. Он посмотрел и говорит: «Они уже начали строить? Пусть там и будет этот завод!» Про Брежнева, может, и легенда, но факт остаётся фактом – КАМАЗ был построен благодаря той фотографии» - это цитата из интервью фотомастера журналу «Татарстан».
Наличие фотоаппарата не сделает человека, считает Гали: «Вот сейчас я смотрю старые фотографии 90‑х годов и вижу, что только единицы подошли к процессу увековечивания той эпохи художественно – мы видим не только изображение, мы ощущаем то время. Ведь фотография – это прошлое. Поэтому изображение является ценностью, и чем оно старше, тем ценнее».
Получив добро от руководства агентства «Татар-информ», где он теперь работает, Гали поначалу в одиночку начал заниматься сбором фотографий и негативов своих коллег, и довольно быстро понял, что эта работа уже запоздала. Но это не лишило его надежды собрать то, что еще можно найти.
Больше возможности для поисковой работы у него появилось после избрания на должность председателя Союза фотографов Татарстана. Идея перестала казаться призрачной, когда после настойчивых просьб Рамиля городские власти предоставили Союзу фотографов постоянное помещение в Доме дружбы народов РТ.
«Это моя первая книга, поэтому это событие навсегда останется в моей жизни. После того, как я приехал из Москвы, я увидел, насколько красива Казань. Я постоянно фотографировал и видел то, что раньше было неподвластно моему взору: красоту улиц, национальных праздников, ловил мгновения жизни города. Поэтому фотоальбом будет интересен как туристам, так и жителям», — отметил на презентации Рамиль Гали.
По словам автора книги, ее идея включает большой «котел», куда попали снимки разных сторон жизни Казани — культуры, архитектуры, спорта, моменты из повседневной жизни. При этом, в этом большой «казане» поместился уникальный колорит, национальная культура и лучшая палитра народов, проживающих в Татарстане.
«Для нас большая честь, что такая личность появилась в свое время в «Татмедиа». Там, где Рамиль — всегда жизнь. Это энергичный, созидательный человек, который всегда придумывает что-то новое. С его приходом мы начали возрождать фотонаправление. Фотография — это основа журналистики. Это только начало, и самые интересные проекты еще впереди», — подчеркнул генеральный директор АО «Татмедиа» Шамиль Садыков.
По словам Садыкова, у Рамиля журналистский подход к любой теме и каждая его фротография не просто содержит динамичый сюжет, она наполнена настроением и живыми эмоциями. Даже выполняя оперативные задания, Рамиль думает о завтрашнем дне. Под его руководством в «Татар-информе» создан архив из трех миллионов цифровых снимков современности, где запечатлен практически каждый день двух последних лет истории нашей республики, что помогает в электронном виде показать срез времени.
Некоторые фотографии из альбома «Казань из кофра» можно видеть на выставке в здании «Татмедиа».