Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Вспоминая Николая Ивановича Якушенко…» - в одном ряду с великими
- 11 декабря 2022 года
11 декабря в Музее А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина (филиале Национального музея РТ) состоялось открытие выставки «Вспоминая Николая Ивановича Якушенко».
Это совместный выставочный проект Казанского академического русского Большого драматического театра имени В.И.Качалова и Национального музея РТ посвящен 125-летию со дня рождения одного из выдающихся мастеров Качаловской сцены и представляет связанные с его жизнью и творчеством материалы из фондов Музея театра и Музея А.М.Горького и Ф.Шаляпина. Кураторами выставки являются от музея его директор Марианна Гаврилова, от театра - Роман Копылов, заведующий музеем.
В церемонии открытия выставки приняли участие актеры театра имени Качалова во главе с художественным руководителем Александром Славутским, музейные работники, все, кого привлекли анонсы об открытии выставки.
Основные темы экспозиции: первые шаги Николая Якушенко на театральной сцене, казанский период творческой биографии артиста и его образ в изобразительном искусстве.
Среди материалов из фондов Музея Качаловского театра, являющегося обладателем крупнейшей коллекции о жизни и творчестве Николая Якушенко, – уникальные биографические документы и семейные фотоальбомы артиста.
Фотографии, афиши, программки, костюмы выстраиваются в рассказ не только о профессиональном пути артиста на казанской сцене, но и об одном из самых знаковых периодов в истории театра - периоде творческого подъема труппы, создания репертуарного театра, формирования стационарной труппы, вошедшей в историю советского театра как одной из крупнейших и сильнейших провинциальных театральных трупп страны.
Эскизы декораций и шаржи известных театральных художников- сценографов Казанского БДТ Эрнста Гельмса и Владимира Никитина, портрет Николая Якушенко советского живописца Семена Ароновича Ротницкого, созданные им образы в карандашных набросках его коллеги - народного артиста ТАССР Петра Цветаева.
Яркой изобразительной и доминантой экспозиции стали костюмы, созданные по эскизам Владимира Никитина к одному из лучших исторических спектаклей Качаловского театра - «Царь Федор Иоаннович» Алексея Толстого, поставленному на сцене театра в 1955 году Львом Литвиновым. В экспозиции – три костюма, в том числе царя Федора Ивановича.
Интересная деталь – он был сшит к премьере 1955 года, а барма (наплечная накидка) появилась к премьере 1940 года.
Николай Якушенко в роли царя Ивана Федоровича
Музей А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина был связан с Николаем Якушенко прочными дружескими и профессиональными связями. За годы работы на казанской сцене, Николаем Якушенко было сыграно множество ролей в спектаклях по пьесам Максима Горького. Его Бессеменов в «Мещанах», Лещ в «Последних», Левшин во «Врагах», Лука в «На дне» получили любовь и признание зрителей, профессионального сообщества и критики. Н. Якушенко часто называли актером без определенного амплуа. Среди персонажей, созданных им, соседствуют представители разных сословий, люди разных характеров, возрастов, склада ума.
Вершиной актерского мастерства стала роль Старика в одноименном спектакле по пьесе М.Горького. Исполнение им этой роли стало событием всесоюзного масштаба, а окончательный вариант пьесы в Собрании сочинений писателя был сделан по тексту роли, сыгранной Якушенко.
Николай Якушенко в роли Старика
Выступая однажды на юбилейном вечере, Николай Иванович, вспоминая Горького, который говорил о том, что физически он родился в Нижнем Новгороде, а духовно – в Казани, сказал, что с ним случилось то же самое: физически он родился в Калуге, но творчески - в Казани.
Уникальный комплекс предметов, подаренный Николаем Якушенко музею, - костюм «Старика» и авторская кукла, изображающая артиста в этой роли - сегодня можно увидеть в постоянной экспозиции. На выставке представлены редкие документы и фотографии, мемориальные вещи артиста, некоторые из них экспонируются впервые.
Выставка «Вспоминая Николая Ивановича Якушенко» - это рассказ о выдающемся артисте, чье творчество вошло в золотой фонд истории российского театра, явилось продолжением и развитием тех традиций русской реалистической школы, которая до сих пор остается самым значительным завоеванием мирового театра XIX-XX веков.
Первый заместитель министра культуры РТ Юлия Адгамова
С музеем Горького и Шаляпина Николай Якушенко был тесно связан. В музее представлены его костюм из спектакля «Старик» и авторская кукла артиста – она изображает Якушенко в роли Старика, которая признана вершиной его актерского мастерства.
Окончательный вариант пьесы в собрании сочинений Максима Горького был напечатан по тексту роли, сыгранной артистом.
Когда в 1958 году город отмечал шестидесятилетие своего любимого артиста, надо было видеть гору поздравительных телеграмм, писем и грамот со словами благодарности и любви. В тот вечер одна из организаций авиастроительное предприятие имени Горбуного, преподнесла ему настоящую лодку, на борту которой значилось: «Дед Авдей» - напоминание о сыгранной им роли в театре.
Якушенко был замечательным рассказчиком не только на эстраде. Оладел пером писателя — всё, что им написано, читается с увлечением. Это его мудрые взгляды на жизнь и труд, строгое отношение к теории и практике современного театрального искусства. В 1979 году они были собраны в одну книгу, которую назвали очень точно – «Актер и гражданин». Горячо и взволнованно он выносит на суд читателя свои размышления о самовоспитании актера, режиссера, говорит о театральной критике и зрителе. Многое из того, что им написано, связано с его думами и заботами о творческой молодежи. Актер предостерегает тех юношей и девушек, кто думает, что театр — дело простое, и на пороге своей самостоятельной жизни видят себя в будущем знаменитыми актерами и актрисами.
Якушенко рассказывает о трудном пути актера к постижению сценической правды, преодолеть который может лишь тот, кто обладает и талантом, и способностью трудиться, трудиться неустанно, изо дня в день, над совершенствованием своего природного таланта.
Вот как писал о Николае Ивановиче Юрий Благов:
«Мастером перевоплощения Якушенко был первоклассным. Когда он выходил на сцену в роли Акима во «Власти тьмы» Л.Толстого, публику охватывало чувство удивлённой уверенности, что этого самого старичка, дрожащей рукой зачерпывающего похлёбку и бережно подставляющего под ложку кусок хлеба, чтобы не расплескалось на стол, она видела где-то в жизни, причём не однажды - настолько знакомы и достоверны были каждый жест, движение, интонации. Умом понимаешь, что это - артист Якушенко. И всё равно возникало ощущение чуда - какого-то абсолютного перевоплощения, перерождения...
А вот он на сцене в другой роли - деда Щукаря в «Поднятой целине» М.Шолохова - тоже деревенского старика, тоже тщедушного внешне, но это уже совсем иной старик. Пронырливый, любопытный, удивительно сочетавший наивное простодушие с хитрой изворотливостью, он являл собой целостный и весьма неоднозначный образ. Его сентенции, изрекаемые по всякому поводу, но всегда очень к месту, и заставлявшие до слёз смеяться зрительный зал, в устах Якушенко звучали истинно народной мудростью, заключали в подчас парадоксальной форме глубочайший смысл. Отсмеявшись, зритель невольно задумывался над сказанным, поражаясь верности наблюдения. Образ этот, пожалуй, более отчётливо выявил самую суть творчества Николая Ивановича Якушенко - за игрой, подчас забавной, увидеть правду жизни.
Якушенко был необыкновенно убедителен. Сопереживая, сочувствуя и веря ему, зритель не задумывался над тем, каких трудов стоило добиться этой лёгкости и свободы. «Знаете ли, как делается бриллиант? Из земли добывается драгоценный камень, а затем идёт филигранная, тончайшая скрупулёзная работа - шлифовочная, и только тогда он засверкает исключительным блеском. У артиста, имеющего природное дарование, должна быть вот такая ежедневная шлифовочная работа. Иначе дарование так и умрёт в нём», - писал Якушенко в одной из своих статей».
Николай Иванович Якушенко умер 7 февраля 1971 года. Он был похоронен со всеми почестями, которые присущи народному артисту СССР. Его прах покоится на Центральной аллее Арского кладбища Казани. Рядом с ним его знаменитая коллега – Людмила Прокофьевна Милова, тоже любимица казанской публики тех лет.
Могилы всегда ухоженные, возле них многие старожилы Казани непременно останавливаются, когда проходят мимо.
Читайте в «Казанских историях»
Николай Якушенко: в искусстве нельзя «работать», искусству надо служить
Справочная информация
В последующие дни, до 20 января, ее можно посетить по билетам, а также по «Пушкинской карте».
График работы музея: вт, ср, сб, вс — с 10:00 до 17:00, чт — 12:00 до 20:00, пт — выходной.
Первый вторник месяца — вход бесплатный.
Последняя среда каждого месяца — санитарный день.