Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Вспоминая Николая Ивановича Якушенко…» - в одном ряду с великими

11 декабря в Музее А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина (филиале Национального музея РТ) состоялось открытие выставки «Вспоминая Николая Ивановича Якушенко».

Это совместный выставочный проект Казанского академического русского Большого драматического театра имени В.И.Качалова и Национального музея РТ посвящен 125-летию со дня рождения одного из выдающихся мастеров Качаловской сцены и представляет связанные с его жизнью и творчеством материалы из фондов Музея театра и Музея А.М.Горького и Ф.Шаляпина. Кураторами выставки являются от музея его директор Марианна Гаврилова, от театра - Роман Копылов, заведующий музеем.

В церемонии открытия выставки приняли участие актеры театра имени Качалова во главе с художественным руководителем Александром Славутским, музейные работники, все, кого привлекли анонсы об открытии выставки.  

Основные темы экспозиции: первые шаги Николая Якушенко на театральной сцене, казанский период творческой биографии артиста и его образ в изобразительном искусстве.
Среди материалов из фондов Музея Качаловского театра, являющегося обладателем крупнейшей коллекции о жизни и творчестве Николая Якушенко, – уникальные биографические документы и семейные фотоальбомы артиста.

Фотографии, афиши, программки, костюмы выстраиваются в рассказ не только о профессиональном пути артиста на казанской сцене, но и об одном из самых знаковых периодов в истории театра - периоде творческого подъема труппы, создания репертуарного театра, формирования стационарной труппы, вошедшей в историю советского театра как одной из крупнейших и сильнейших провинциальных театральных трупп страны.

Эскизы декораций и шаржи известных театральных художников- сценографов Казанского БДТ Эрнста Гельмса и Владимира Никитина, портрет Николая Якушенко советского живописца Семена Ароновича Ротницкого, созданные им образы в карандашных набросках его коллеги - народного артиста ТАССР Петра Цветаева.

Яркой изобразительной и доминантой экспозиции стали костюмы, созданные по эскизам Владимира Никитина к одному из лучших исторических спектаклей Качаловского театра -  «Царь Федор Иоаннович» Алексея Толстого, поставленному на сцене театра в 1955 году Львом Литвиновым. В экспозиции – три костюма, в том числе царя Федора Ивановича.

Интересная деталь – он был сшит к премьере 1955 года, а барма (наплечная накидка) появилась к премьере 1940 года.

Николай Якушенко в роли царя Ивана Федоровича

Музей А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина был связан с Николаем Якушенко прочными дружескими и профессиональными связями. За годы работы на казанской сцене, Николаем Якушенко было сыграно множество ролей в спектаклях по пьесам Максима Горького. Его Бессеменов в «Мещанах», Лещ в «Последних», Левшин во «Врагах», Лука в «На дне» получили любовь и признание зрителей, профессионального сообщества и критики. Н. Якушенко часто называли актером без определенного амплуа. Среди персонажей, созданных им, соседствуют представители разных сословий, люди разных характеров, возрастов, склада ума.

Вершиной актерского мастерства стала роль Старика в одноименном спектакле по пьесе М.Горького. Исполнение им этой роли стало событием всесоюзного масштаба, а окончательный вариант пьесы в Собрании сочинений писателя был сделан по тексту роли, сыгранной Якушенко.

Николай Якушенко в роли Старика

Выступая однажды на юбилейном вечере, Николай Иванович, вспоминая Горького, который говорил о том, что физически он родился в Нижнем Новгороде, а духовно – в Казани, сказал, что с ним случилось то же самое: физически он родился в Калуге, но творчески - в Казани.

Уникальный комплекс предметов, подаренный Николаем Якушенко музею, - костюм «Старика» и авторская кукла, изображающая артиста в этой роли - сегодня можно увидеть в постоянной экспозиции. На выставке представлены редкие документы и фотографии, мемориальные вещи артиста, некоторые из них экспонируются впервые.

Выставка «Вспоминая Николая Ивановича Якушенко» - это рассказ о выдающемся артисте, чье творчество вошло в золотой фонд истории российского театра, явилось продолжением и развитием тех традиций русской реалистической школы, которая до сих пор остается самым значительным завоеванием мирового театра XIX-XX веков.

Первый заместитель министра культуры РТ  Юлия Адгамова

С музеем Горького и Шаляпина Николай Якушенко был тесно связан. В музее представлены его костюм из спектакля «Старик» и авторская кукла артиста – она изображает Якушенко в роли Старика, которая признана вершиной его актерского мастерства.

Окончательный вариант пьесы в собрании сочинений Максима Горького был напечатан по тексту роли, сыгранной артистом.

Когда в 1958 году город отмечал шестидесятилетие своего любимого артиста, надо было видеть гору поздравительных телеграмм, писем и грамот со словами благодарности и любви. В тот вечер одна из организаций авиастроительное предприятие имени Горбуного, преподнесла ему настоящую лодку, на борту которой значилось: «Дед Авдей» - напоминание о сыгранной им роли в театре.

Якушенко был замечательным рассказчиком не только на эстраде. Оладел пером писателя — всё, что им написано, читается с увлечением. Это его мудрые взгляды на жизнь и труд, строгое отношение к теории и практике современного театрального искусства.  В 1979 году они были собраны в одну книгу, которую назвали очень точно – «Актер и гражданин». Горячо и взволно­ванно он выносит на суд читателя свои размышления о самовоспитании актера, режиссера, говорит о театраль­ной критике и зрителе. Многое из того, что им написано, связано с его думами и заботами о творческой молодежи. Актер предостерегает тех юношей и девушек, кто думает, что театр — дело простое, и на пороге своей самостоятельной жизни видят себя в будущем знаменитыми актерами и актрисами.

Якушенко рассказывает о трудном пути актера к постижению сценической правды, преодолеть который может лишь тот, кто обладает и талантом, и способ­ностью трудиться, трудиться неустанно, изо дня в день, над совершенствованием своего природного таланта.

Вот как писал о Николае Ивановиче Юрий Благов:

«Мастером перевоплощения Якушенко был перво­классным. Когда он выходил на сцену в роли Акима во «Власти тьмы» Л.Толстого, публику охватывало чувство удивлённой уверенности, что этого самого старичка, дрожащей рукой зачерпывающего похлёб­ку и бережно подставляющего под ложку кусок хле­ба, чтобы не расплескалось на стол, она видела где-то в жизни, причём не однажды - настолько знакомы и достоверны были каждый жест, движение, интонации. Умом понимаешь, что это - артист Якушенко. И всё равно возникало ощущение чуда - какого-то абсолют­ного перевоплощения, перерождения...

А вот он на сцене в другой роли - деда Щукаря в «Поднятой целине» М.Шолохова - тоже деревенско­го старика, тоже тщедушного внешне, но это уже со­всем иной старик. Пронырливый, любопытный, уди­вительно сочетавший наивное простодушие с хитрой изворотливостью, он являл собой целостный и весьма неоднозначный образ. Его сентенции, изрекаемые по всякому поводу, но всегда очень к месту, и застав­лявшие до слёз смеяться зрительный зал, в устах Яку­шенко звучали истинно народной мудростью, заклю­чали в подчас парадоксальной форме глубочайший смысл. Отсмеявшись, зритель невольно задумывался над сказанным, поражаясь верности наблюдения. Об­раз этот, пожалуй, более отчётливо выявил самую суть творчества Николая Ивановича Якушенко - за игрой, подчас забавной, увидеть правду жизни.

Якушенко был необыкновенно убедителен. Сопе­реживая, сочувствуя и веря ему, зритель не задумы­вался над тем, каких трудов стоило добиться этой лёг­кости и свободы. «Знаете ли, как делается бриллиант? Из земли добывается драгоценный камень, а затем идёт филигранная, тончайшая скрупулёзная работа - шлифовочная, и только тогда он засверкает исключи­тельным блеском. У артиста, имеющего природное дарование, должна быть вот такая ежедневная шли­фовочная работа. Иначе дарование так и умрёт в нём», - писал Якушенко в одной из своих статей».  

Николай Иванович Якушенко умер 7 февраля 1971 года. Он был похоронен со всеми почестями, которые присущи народному артисту СССР. Его прах покоится на Центральной аллее Арского кладбища Казани. Рядом с ним его знаменитая коллега – Людмила Прокофьевна Милова, тоже любимица казанской публики тех лет.

Могилы всегда ухоженные, возле них многие старожилы Казани непременно останавливаются, когда проходят мимо.

 

Читайте в «Казанских историях»

Николай Якушенко: в искусстве нельзя «работать», искусству надо служить

 

Справочная информация

В последующие дни, до 20 января, ее можно посетить по билетам, а также по «Пушкинской карте».

График работы музея: вт, ср, сб, вс — с 10:00 до 17:00, чт — 12:00 до 20:00, пт — выходной.
Первый вторник месяца — вход бесплатный.
Последняя среда каждого месяца — санитарный день.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить