Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1893 – В семье крестьянина-удмурта в селе Ново-Волково Глазовского уезда Вятской губернии родился революционер Иван Николаевич Волков, именем которого названа улица в Казани
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Искусство жить — этому надо учиться. Журналисты могут помочь
- Любовь Агеева
- 24 декабря 2022 года
Министр культуры Татарстана Ирада Аюпова провела 24 декабря итоговую встречу года с представителями СМИ.
На этот раз она назначила ее в новом культурно-просветительском центре «Искусство жить», который открылся 12 декабря.
Авторский проект «Искусство жить» педагога, кандидата филологических наук Айсылу Насыбуллиной существует уже 10 лет. Он объединил семь разных сфер: литература, кинематограф, музыка, изобразительное искусство, национальное изобразительное искусство, мода, философия. Каждый из экспертов центра с большим опытом и огромным багажом знаний. Все мероприятия раньше проходили на разных площадках. Теперь есть свой дом в центре Казани, в отреставрированном старинном особняке на улице Горького, номер 27. Как нам сказали, от старого дома остались только внешние стены, вся внутренняя часть построена заново. Центр имеет всё необходимое оборудование для работы. Лекции, встречи, мастер-классы теперь будут проходить здесь.
Центр – учреждение коммерческое, но на каждое мероприятие выделяется определенное число бесплатных билетов.
Журналисты услышали о новом центре много интересного, сами посмотрели, какие условия созданы для его посетителей. А это в основном школьники, хотя по записи в Интернете на его мероприятия приходят люди всех возрастов.
Место встречи с журналистами подсказало министру два наблюдения по итогам 2022 года.
Во-первых, всё востребованнее становятся лекции – это заметно на всех культурных пространствах. Впервые поворот к традиционной форме передачи культурно-просветительских знаний сделал Центр современного искусства «Смена».
Во-вторых, в Татарстане стало появляться много площадок социального предпринимательства. При этом одним из его направлений всё чаще становится просветительская деятельность.
«Если сегодня нет информации о событии в СМИ, то событие, можно считать, не состоялось. Вы летописцы нашей культурной жизни. Иногда обидно, что мероприятие прошло, а труд людей, которые его делали, не виден», — сказала Ирада Аюпова, призывая журналистов не делать акцент на деятельности чиновников - важно собирать отзывы, отклики тех, кто на него пришел.
«Для меня это очень ценная информация — я хочу сама понять, где у нас больше уязвимости и чего у нас не хватает. Хочется, чтобы статьи не были только негативными или только позитивными — надо организовать дискуссию. Очень важно, чтобы вопрос освещался хотя бы с двух разных точек зрения».
Министр и на этот раз не стала сообщать итоговой информации о деятельности сферы культуры в 2022 году, а предложила журналистам самим назвать наиболее яркие, резонансные и даже скандальные события, случившиеся в уходящем году, и прокомментировала некоторые из них.
Среди запомнившихся событий 2022 года журналисты назвали внезапное заявление организаторов фестиваля «Великий Болгар» о завершении проекта, премьеру Казанского ТЮЗа «Здесь был Кай», гастроли театра имени Вахтангова с постановками «Война и мир» и «Евгений Онегин», документально-художественный фильм «Ибн Фадлан», снятый Издательским домом «Хузур» по мотивам «Путевых заметок» арабского дипломата и исследователя Ахмеда ибн Фадлана, столетие Казанского театрального училища, 90-летие Казанского государственного театра юного зрителя, премьеру в Татарском государственном академическом театре имени Г.Камала «Пепел» по комедии японского драматурга, сценариста и режиссера Коки Митани «Академия смеха».
Ирада Хафизяновна напомнила журналистам, что в уходящем году в России отмечали 1100-летие принятия ислама народами Волжской Булгарии. Не только в Казани, но и в древнем городе Болгар было проведено много интересных мероприятий по этому поводу.
Говорили о плохом состоянии исторической части Казанского зооботсада (эту тему уже много лет оставляет на контроле Ольга Юхновская, корреспондент «Вечерней Казани») и разразившемся в социальных сетях скандале из-за балета «Личности Миллигана», который, по мнению тех, кто постановку не видел, но начал ее осуждать еще до премьеры, подрывает традиционные ценности.
Балет был показан во время V фестиваля современной хореографии #StagePlatforma, который проходит по инициативе премьера Татарского академического театра оперы и балета имени Джалиля Олега Ивенко при поддержке Президентского фонда культурных инициатив под патронажем Министерства культуры РТ. Спектакль хореографа Олега Габышева и композитора Эльмира Низамова, созданный под патронажем Ивенко, — это первый акт будущей постановки о Билли Миллигане, хрестоматийной фигуре в истории психиатрии и современной западной массовой культуры, в сознании которого уживались 24 личности.
Возрастной ценз постановки подняли с 12+ до 18+. Перед премьерой на входе у молодых зрителей проверяли паспорта и даже разворачивали отдельных матерей с детьми.
«Показывая сложные взаимоотношения Билли с отчимом, мы затрагиваем тему дискриминации, побуждаем родителей любить и ценить своих детей, — подчеркнул в беседе с «БИЗНЕС Оnline» продюсер и исполнитель главной роли Олег Ивенко. — Зритель может заглянуть в подсознание героя и задуматься о том, как нужно относиться к своим родным и близким» (Монстры внутри: «Личности Миллигана» – гуманистический триллер-балет в Казани).
«У культуры не должно быть страусиной позиции, - сказала Ирада Аюпова. - Невозможно отгородиться и сказать, что мы будем рассказывать только о сказках. Да, сказки — это целое направление. Тогда давайте Кафку отменим всего, зачем он нам — тяжело читать. Или Толстого всего. Есть произведения, например, «Анна Каренина», которые тоже далеко от традиционных культурно-нравственных ценностей. Литература, живопись — любое искусство призвано вскрывать проблемы общества. Его деятельность направлена прежде всего на высмеивание пороков. Так было всегда. Доверие людей к искусству строится на том, что искусство вскрывает проблемы общества.
Если ты не показываешь, что такое плохо, то люди не будут понимать, что такое хорошо. Полемика об искусстве — очень хороший фактор. Культура общества будет развиваться тогда, когда будет коммуникация внутри самого культурного сообщества. Я понимаю, что движущей силой развития культуры является конфликт».
Министр считает, что огульная критика в соцсетях выявила важную проблему: нужно больше коммуницировать с родительским сообществом, с помощью СМИ коммуницировать со зрителями, чтобы они понимали, как делать нельзя.
Ирада Аюпова сообщила журналистам, что в первом подъезде Присутственных мест может появиться музей Казанского Кремля. Точное решение станет известно в следующем году. По ее словам, во время обсуждений было предложено две концепции: первая — по отдельным объектам, что позволит рассказывать о каждом здании Кремля. Другая концепция позволит создать повествование о кремлевском холме в разные периоды его истории, начиная от оборонительной крепости, с которой когда-то началась история нашего города. В конечном итоге решили совместить обе эти возможности.
Журналисты поинтересовались мнением министра об открытии в цирке молельной комнаты, которая предназначена для представителей всех конфессий, но, без сомнения, она больше нужна мусульманам. У православных нет обязательных молитв в течение дня. Для зрителей, которые исповедуют ислам, в комнате есть перегородка — ее можно использовать для разделения помещения на мужскую и женскую части.
Эта новость вызвала недоумение у некоторых горожан. Однако Ирада Аюпова считает, что молельные комнаты в учреждениях культуры — вполне нормальное явление. По ее словам, программа культурных мероприятий сегодня настолько насыщена, что люди могут находиться в музее или театре целый день. И у человека, исповедующего ислам, должна быть возможность совершить намаз.
— Очень важно уважать потребности каждого человека. Молельные комнаты есть везде: в аэропортах, в театрах, - заметила министр. Она добавила, что задача культуры — создать комфорт для каждого человека.
«Здоровья, определенности больше и научиться не видеть всё в черном свете», — пожелала Ирада Аюпова представителям медиа в новом году.
«Следующий год будет не менее активным — это Год национальных культур и традиций, и очень хочется, чтобы этот год оказался не безликим, а наполненным ярким событийным календарем», — сказала она на прощанье.
Журналистам напомнили, что в предстоящем году будет немало мероприятий, посвященных 150-летию со дня рождения великого оперного певца Федора Шаляпина.
О некоторых направлениях деятельности министерства и учреждений культуры можно сказать уже сейчас. 19 декабря на заседании Общественного совета при Министерстве культуры определены публичные цели на 2023 год.
В голосовании за 15 предложенных приоритетных целей и задач Министерства культуры РТ на 2023 год приняли участие около 3,2 тысячи человек. Каждый желающий мог предложить свой вариант публичной цели или написать о том, что его волнует. Результаты голосования озвучил председатель совета Нияз Игламов. Общественный совет Министерства культуры РТ выбрал семь приоритетных целей.
Планируется создание интернет-портала «Культура РТ», разработка новых мер поддержки творчества молодых композиторов, субсидии 15-ти организациям народных художественных промыслов, внедрение не менее 10-ти проектов по реализации новых форм работы с творческой молодёжью, реализация не менее трёх научно-просветительских художественных проектов по сохранению, изучению и популяризации культурного наследия народов Татарстана. Кроме того, планируется проведение комплексного обследования самобытности пяти районов Татарстана для активизации культурного потенциала и конкурентоспособности в культуре. Для популяризации мероприятий планируется обучить 200 работников учреждений культуры по направлению «Журналистика и связи с общественностью».
Каждый участник встречи с министром культуры РТ получил новогодний «мешок» с очень нужными подарками: календари от Казанского ТЮЗа и Камаловского театра, первый номер 2023 года журнала «Казань» с историей городского досуга и билет на спектакль «Бабайлар чуагы» («Запоздалое лето») по пьесе Ильгиза Зайнуллина в постановке Фарида Бикчантаева уже в январе 2023 года. Кроме того, в «мешке» отказалась ярко иллюстрированная книжка «Герои моего детства» со сказками Пушкина – издание в рамках исполнения республиканского плана основных мероприятий Года родных языков и народного единства.
Фото Аяза Хасанова, газета "Известия Татарстана"