Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1874 – В час дня после торжественного водосвятия в Лядском саду открыт казанский водопровод. В небо ударил фонтан в 4 сажени вышиной. «Строитель» водопровода – г.Губонин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Петр Сперанский: «архитектор» татарского театра
- Любовь Агеева
- 24 марта 2023 года
В галерее «Хазинэ», в двух залах третьего этажа, 24 марта открылась выставка «Петр Сперанский. «Архитектор» татарского театра».
Предыдущая выставка известного театрального художника и педагога была посвящена 120-летию со дня его рождения. В январе 2021 года был его 130-летний юбилей (он родился 20 декабря 1890 года по старому стилю). Выставка открывается в 2023-м. Как говорится, лучше поздно, чем никогда.
Учителями Петра Сперанского в Казанском художественном училище были Николай Фешин и Павел Беньков. Он учился там в 1908-1914 годах. С 1915 по 1919 год вместе с Павлом Беньковым был декоратором спектаклей оперной труппы Казанского городского театра. Там же в 1918 году был его первый самостоятельный спектакль как сценографа. В 1915-1917 годах он оформлял постановки татарской труппы «Сайяр» ― прародительницы Камаловского театра.
Петра Тихоновича Сперанского называют одним из основоположников советского театрально-декорационного искусства в нашей республике. В течение творческой жизни он работал в трех театрах: Казанском Большом драматическом, Татарском драматическом имени Октябрьской революции (так тогда назывался Татарский академический театр имени Г. Камала), Татарском оперы и балета. По его проектам создавались декорации и костюмы к десяткам постановок. Данные в источниках называются разные – 200, 300 и даже 400 спектаклей.
Эскиз к спектаклю "Дон-Кихот"
Петр Сперанский оставил творческое наследие не только как сценограф, но и как архитектор. Много лет преподавал. Был одним из основателей Татарской Ассоциации художников революционной России (АХРР) и Союза архитекторов ТАССР.
Портрет Петра Сперанского из фондов Музея изобразительных искусств РТ
Как выяснилось, многие свидетельства его творчества в театрах не сохранились. Тем не менее, организаторы готовы были разместить экспозицию в четырех залах. Но предоставили только два. На выставке можно видеть эскизы к декорациям и костюмы к операм «Евгений Онегин», «Богема», «Иван Сусанин», к балетам «Дон Кихот», «Спящая красавица», к драматическим спектаклям «Гроза», «Король Лир». В экспозиции ― несколько костюмов, сшитых по эскизам Сперанского для спектаклей Татарского академического театра из театрального музея, эскизы к сценическим образам.
Большой интерес представляют лирические пейзажи художника с видами Казани, Крыма, Кавказа (смотрите «Казань Петра Сперанского) https://dinasovkova.livejournal.com/1284768.html).
В экспозиции можно увидеть многочисленные зарисовки татарского орнамента, ставшие основой альбомов Сперанского «Татарский народный орнамент», изданных в 1948 и 1953 годах.
О жизни и творчестве Сперанского рассказывают архивные материалы ― фотографии и документы из собраний Государственного музея изобразительных искусств РТ и Татарского академического театра имени Г. Камала, частных архивов.
«Выставка настолько позитивная, красочная, яркая, она нас возвращает в ту прекрасную, любимую нами сценографию. Сейчас в наших театрах сценография не такая, как была в середине ХХ века, она ушла. Мы с такой любовью и преданностью смотрим эти детализированные великолепные произведения, в которых предстают самые разные эпохи. Для того чтобы создать такую сценографию, конечно, Петр Тихонович обладал неиссякаемой энергией и эрудицией, свободно умея ориентироваться в различных эпохах. И западноевропейская, и русская, и татарская классика ― все, что проходило в театрах в ХХ веке, ко всему прикоснулась творческая личность Петра Тихоновича», - отметила на церемонии открытия заместитель директора по научному обеспечению и издательской деятельности музея, искусствовед Дина Хисамова.
О Сперанском-архитекторе рассказал на открытии выставки Сергей Саначин. «Первые заработки Петра Сперанского художником были в Народном театре Общества трезвости имени Гоголя в Суконной слободе. Потом он поступил помощником на Пороховой завод к нашему выдающемуся архитектору Константину Савиновичу Олешкевичу. И дальше половина его жизни шла как художника, половина ― как архитектора», ― подчеркнул он.
Сперанский, как подчеркнул Саначин, был первопроходцем во многих областях архитектуры. Например, он первым начал проектировать многоэтажные дома ― такими тогда считались пятиэтажки. Он же был первым, кто работал по государственной программе о надстройках имеющихся зданий, что позволяло экономить на прокладке дорогих коммуникаций. В этом направлении главное творение Петра Сперанского ― Дом специалистов, прозванный Бегемотом, то есть историческое здание Гостиного двора, надстроенное третьим этажом (сейчас главное здание Национального музея РТ). Сперанский также первым выполнял проекты спортивных сооружений, например, он автор проекта гигантской водной станции, затопленной после запуска Куйбышевского водохранилища, или стадиона «Динамо», известного нам как стадион «Трудовые резервы» у Центрального парка имени Горького. Фонтан «Владыкой мира будет труд» в сквере у Сенного базара (ныне улица Московская), памятник рыбаку в сквере на улице Клары Цеткин ― тоже работы Петра Сперанского.
Он работал над интерьерами здания бывшего Купеческого клуба, который Татарский драматический театр имени Октябрьской революции получил в 1940 году. В здании, где сейчас работает Театр юного зрителя, в верхнем и нижнем белом фойе, сохранены мавританские мотивы от Петра Сперанского.
«Есть у меня пригласительный билет на яналифе, там о нем написано ― «раис Петр Сперанский», ― заметил Сергей Саначин.
Гостями церемонии открытия выставки были руководитель Музея театра имени Камала Луара Шакирзянова, главный художник Татарского академического театра оперы и балета, заслуженный художник России и народный художник Татарстана Сергей Скоморохов.
На открытие выставки пришли внучка Петра Сперанского Наталья Сперанская и правнучка Анастасия Абрамова. Обе живут в Казани, закончили детскую художественную школу №1, которая когда-то была организована при поддержке Петра Сперанского.
«Это очень важно, что его наследие живо. Тема татарского орнамента очень актуальна сейчас, а здесь представлены такие красивые работы. Дедушка сделал очень многое для развития культуры Татарской АССР, ― сказала корреспонденту «Татар-информ» Наталья Сперанская. ― Я сама с художественно-архитектурной деятельностью никак не связана, являюсь руководителем бюро «Русфонда» в Татарстане ― это фонд, который помогает тяжело больным детям. А моя дочь в некоторой степени пошла по стопам прадедушки ― она дизайнер интерьера объектов туристической сферы, и просто реинкарнация дедушки».
Анастасия иногда занимается дизайном одежды ― создает модные образы, как некогда прадедушка, когда работал над эскизами костюмов для театра.
Музей изобразительных искусств РТ планирует издать большой альбом, в котором об архитекторе, художнике и «архитекторе» татарского театра расскажут искусствоведы Гузель Валеева-Сулеймановаи Дина Хисамова, директор Казанского художественного училища Ольга Гильмутдинова, архитектор Сергей Саначин и другие. Среди авторов ― Лариса Донина, старший научный сотрудник Института истории имени Ш. Марджани. В 2020 году она подготовила и издала альбом-каталог «П.Т.Сперанский, Л.Л.Сперанская-Штейн. От эскиза к спектаклю». Задача будет непростая, поскольку информация в имеющихся источниках, а их не так много, неполная и противоречивая. Тем важнее значение такого альбома.
Выставку «Петр Сперанский. «Архитектор» татарского театра» можно будет посетить в галерее «Хазинэ» до 21 мая.
При написании заметки использовано сообщение
информационного агентства «Татар-информ»