Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Февраль | 2025 | > | >> | ||
1 | 2 | ||||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
-
1989 – В Татарском театре оперы и балета имени М. Джалиля награждали победителей первого конкурса молодых вокалистов имени Федора Шаляпина
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани
Фотогалерея
Казань снова на Пасхальном маршруте Симфонического оркестра Мариинского театра
- Любовь Агеева
- 17 апреля 2023 года
17 апреля на сцене Государственного большого концертного зала имени С. Сайдашева состоялись два концерта XХII Московского Пасхального фестиваля.
XХII Московский Пасхальный фестиваль в нынешнем году проходит с 16 апреля по 9 мая. Его организатор — Благотворительный фонд «Фонд Валерия Гергиева». Фестиваль проходит при поддержке Правительства Москвы, Министерства культуры Российской Федерации и по Благословению Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Первый фестиваль состоялся в 2002 году. Как вспомнил маэстро при посещении первой музыкальной школы в Казани перед дневным концертом 17 апреля, эта идея пришла к нему именно в Казани:
«Это был 2001 год – мой первый визит в Казань. Когда мы общались с Шаймиевым, а я тогда видел, как строится Кул Шариф, а рядом православные храмы, тогда и возникла идея этого фестиваля» (Оксана Романова, Татар-информ).
Гергиева тогда поддержал Мэр Москвы Юрий Лужков, и уже с 2003 года Пасхальный фестиваль стал всероссийским. С каждым годом он расширял свою орбиту. Казань попала в нее в 2014 году, и с тех пор весна приходит в наш город с концертами Симфонического оркестра Мариинского театра. Не стал исключением и нынешний год.
Пасхальный фестиваль из года в год восхищает слушателей обширной географией и насыщенными программами — симфонической, хоровой и звонильной. Всего концертами будет охвачено более 50-ти городов. Оркестр Мариинки услышат в 30-ти города России. Причем программа каждый год меняется, и чаще всего слушатели покупают билеты, не зная, что услышат на концерте. Но такова магическая сила слова ГЕРГИЕВ.
Неизменными остаются главные принципы фестиваля: благотворительная, образовательная и просветительская деятельность. За счет Фонда Валерия Гергиева выкупаются сотни билетов, которые раздаются тем, кто не может позволить себе купить билет на концерт оркестра. Благотворительная помощь расширяется в регионах, по ходу следования спецпоезда, который на три недели будет домом для музыкантов и солистов, занятых в фестивальных концертах.
В 2023 году концерты приурочены к памятным датам страны, а также юбилеям русских мастеров искусства, среди которых два друга - композитор и пианист Сергей Рахманинов и наш земляк, знаменитый бас Федор Шаляпин. В 2023 году им обоим исполнилось бы 150 лет.
«Мариинский театр широко отмечает юбилей Сергея Рахманинова. Могучий талант композитора принадлежит всему миру, но прославляет, прежде всего, Россию. Я думаю, что очень многие музыканты во всем мире делают все возможное, чтобы не пройти мимо такой славной великой даты... Музыка, сочиненная Сергеем Васильевичем, прозвучит и на родине композитора в Новгороде, и на Тамбовщине в Ивановке, в имении Рахманинова», — поделился маэстро Гергиев.
Начало гастрольного маршрута XХII фестиваля было положено днем 16 апреля в Твери, где Симфонический оркестр Мариинского театра дал первый концерт. Вечером светлого Воскресения прошло торжественное открытие фестиваля в Московском концертном зале «Зарядье». А днем 17 апреля оркестр встречали в Казани, где были запланированы два концерта в ГБКЗ: в 15:00 и 19:00 часов.
Перед концертами маэстро посетил детскую музыкальную школу №1 имени Чайковского, осмотрел учебные классы, побывал в музее истории старейшего учебного заведения города, посетил внутренний дворик, где оборудована летняя сцена для выступлений учащихся.
Школа размещается в историческом здании. Оно было построено еще в 1905 году, а несколько лет назад пополнило перечень объектов культурного наследия республиканского значения. Первая музыкальная школа Казани была открыта в 1932 году, долгие годы работала в небольшом деревянном здании, в котором сейчас Музей Евгения Боратынского. Сейчас у школы большой кирпичный особняк дореволюционной постройки на этой же улице, неподалеку. В прошлом году он был отреставрирован. На обновление объекта культурного наследия и его современное приспособление под музыкальную школу, в том числе на закупку оборудования, было направлено из бюджета почти 174 млн рублей.
Валерий Гергиев с особым интересом познакомился с Музеем истории музыкальной школы. Он занимает небольшое пространство в цокольном этаже здания, в нем есть и исторически ценные экспонаты, и оригинальный мультимедийный контент об истории школы, которую начинал небольшой коллектив во главе с Рувимом Львовичем Поляковым.
В 1916 году молодой воспитанник Петроградской консерватории начал работать преподавателем класса виолончели в Казанском музыкальном училище. В 1919 году Рувим Поляков вместе с известным музыкальным деятелем Николаем Кашкиным, московским музыковедом, другом Петра Чайковского, который приехал в Казань из голодной Москвы, принял участие в реформировании Казанского музыкального училища в двухступенчатое музыкальное учреждение, первая ступень которого соответствовала детской музыкальной школе, вторая – музыкальному училищу. Рувим Поляков возглавил школу.
Одна из удачных визуализаций музея – музыкальное древо, которое дает представление о преемственности музыкальных течений во времени с фамилиям композиторов на его ветвях, очень понравилась знаменитому гостю.
«Я сам принадлежу вот к этому крылу, – сказал он, указывая на одну из ветвей музыкального древа. – Это пример всем музыкальным школам России. Все-таки могли они, в СССР, организовать обучение. Думаю, во мне зажглась идея тоже сделать что-то подобное».
Естественно, в школе не удержались и похвастались своими воспитанниками. Среди них известные композиторы и исполнители, которые составляют славу отечественной и мировой музыки, и прежде всего всемирно известный композитор София Губайдуллина, знаменитая скрипачка и педагог Московской консерватории Ирина Бочкова и многие другие.
Не преминули сказать, что в школе есть рояль 1887 года, за которым в Казани в 1910 году играл сам Сергей Рахманинов. Уверили, что этот факт - достоверный.
Естественно, на обоих концертах в Казани был аншлаг. В зале поставили дополнительный ряд, на два места увеличили существующие ряды. И все равно мест всем желающим не хватило.
Как всегда, перед органом укрепили строгий красный плакат с пасхальным яйцом. Не было официальных речей, на сцену выходила только ведущая. И так бывает всегда. На этот раз не было и пресс-подхода. Счет времени в такой необычной гастрольной поездке идет даже не на часы, а на минуты.
После концерта, как ни старались слушатели снова и снова выманивать Гергиева на сцену, традиционного «биса» не состоялось. Их вообще не бывает на Пасхальном фестивале.
Программа концертов была разная. Днем оркестр исполнил три симфонических сочинения — «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси, Итальянскую симфонию Мендельсона и Пятую симфонию Шостаковича, вечером - Четвертую, Романтическую, симфонию австрийского композитора Антона Брукнера. Вечерний концерт начался с Модеста Мусоргского, с вступления в опере «Хованщина", и кто-то в зале уже слышал это сочинение, поскольку Мариинка показала в Казани эту оперу на последнем Шаляпинском фестивале.
О дневном концерте написала Анастасия Попова, моя коллега из газеты «БИЗНЕС Online». И это не информационное сообщение, которое могу сделать я, а профессиональный анализ услышанного, ведь Настя, в отличие от меня, в области музыки специалист. Приведу фрагмент из ее материала, который вполне можно повторить и после второго концерта. Вот что она написала о Гергиеве:
«В свои 69 лет он уже давно не ищет признания (которое снискал как минимум до конца карьеры), а ведет увлекательный равный диалог с композиторами. Выплыв на сцену и сдержанно поклонившись, он тут же ушел в себя (читай: в партитуру) и остался там до финала, не отвлекаясь ни на бурные овации публики, ни на крики «браво!» (единственная, кто на миг вернула маэстро в реальность, — девочка, вышедшая к нему на поклонах с презентом)».
Правда, на вечернем концерте чей-то телефон все-таки отвлек маэстро от оркестра. Сначала он совершенно спокойно, одним жестом, усмирил зал, когда-то кто-то начал аплодировать после первой части и его примеру последовали другие. Потом сделал вид, что не слышал телефона. Хотя, как говорят, в подобной ситуации он вообще может уйти со сцены. Нет, на этот раз не ушел, дождался завершения второй части и только тогда повернулся к залу.
Кто-то расценил это как завершение исполнения, и в зале снова раздались аплодисменты. На этот раз дружные. Дождавшись, когда они стихнут, Валерий Абисалович что-то сказал, обращаясь к публике. На нашем ряду слов слышно не было. Думаю, что это было дипломатичное внушение не только тому, кто отвлек дирижера своим телефоном, но и всему залу.
К сожалению, на подобных концертах бывают не только истинные любители музыкального искусства, почитатели талантов, удостоивших наш город своим посещением, но и люди, для которых концерт - не более чем светская тусовка. Откуда им знать, что между частями симфонии не аплодируют?
И еще несколько слов, не столько о концерте, сколько о своих ощущениях. Вечерний концерт 17 апреля завершал очень трудный для меня день, вместивший две прощальные панихиды. И я бы наверняка пошла домой, а не на концерт, если бы не Гергиев. Мне не удалось посмотреть «Хованщину» в театре имени Джалиля, хотя бы концерт...
Из концертного зала я уходила уже с другим настроением. Музыка Романтической симфонии была написана как будто для того, чтобы врачевать душевные раны. Она убеждала, что в жизни есть все: и горе, и радости, увлекая проникновенными лирическими, можно сказать, пасторальными сценками, которые сменялись эпизодами огромной драматической силы, за которыми следовал жизнеутверждающий апофеоз.
Признаюсь, раньше я эту симфонию не слышала. И как вовремя услышала!..
Пасхальный фестиваль еще в самом начале. За 24 дня музыканты и маэстро планируют преодолеть на чартерном поезде более 16 тысяч километров пути и выступить в 30 городах России.
Не могу не заметить, что в хоровой программе XХII Московского Пасхального фестиваля принимает участие Государственный камерный хор РТ под управлением народной артистки Республики Татарстан Миляуши Таминдаровой. Его выступления пройдут в Москве 5 и 8 мая.
В новом сезоне хоровой программы более 20 коллективов России и Беларуси исполнят духовную музыку в ее богатейших традициях и разнообразии. Хоровые выступления пройдут в храмах и на концертных площадках Москвы и близлежащих городов.
8 мая музыканты порадуют столичную публику двумя выступлениями в концертном зале «Зарядье». 9 мая, в День Великой Победы, на Поклонной горе пройдет ежегодная общедоступная акция — концерт Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. А уже вечером на сцене Большого зала Московской консерватории состоится торжественное закрытие XХII Пасхального фестиваля.