Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1989 – В 5 часов 22 минуты произошел сильный подземный толчок силой 6 баллов в Елабуге. Колебания земли ощущались в Набережных Челнах и Менделеевске

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Казань снова на Пасхальном маршруте Симфонического оркестра Мариинского театра

17 апреля на сцене Государственного большого концертного зала имени С. Сайдашева состоялись два концерта XХII Московского Пасхального фестиваля.

 XХII Московский Пасхальный фестиваль в нынешнем году проходит с 16 апреля по 9 мая.  Его организатор  — Благотворительный фонд «Фонд Валерия Гергиева». Фестиваль проходит при поддержке Правительства Москвы, Министерства культуры Российской Федерации и по Благословению Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Первый фестиваль состоялся в 2002 году. Как вспомнил маэстро при посещении первой музыкальной школы в Казани перед дневным концертом 17 апреля, эта идея пришла к нему именно в Казани:

«Это был 2001 год – мой первый визит в Казань. Когда мы общались с Шаймиевым, а я тогда видел, как строится Кул Шариф, а рядом православные храмы, тогда и возникла идея этого фестиваля» (Оксана Романова, Татар-информ). 

 Гергиева тогда поддержал Мэр Москвы Юрий Лужков, и уже с 2003 года Пасхальный фестиваль стал всероссийским. С каждым годом он расширял свою орбиту. Казань попала в нее в 2014 году, и с тех пор весна приходит в наш город с концертами Симфонического оркестра Мариинского театра. Не стал исключением и нынешний год.

Пасхальный фестиваль из года в год восхищает слушателей обширной географией и насыщенными программами — симфонической, хоровой и звонильной. Всего концертами будет охвачено более 50-ти городов. Оркестр Мариинки услышат в 30-ти города России. Причем программа каждый год меняется, и чаще всего слушатели покупают билеты, не зная, что услышат на концерте. Но такова магическая сила слова ГЕРГИЕВ.

Неизменными остаются главные принципы фестиваля: благотворительная, образовательная и просветительская деятельность. За счет Фонда Валерия Гергиева выкупаются сотни билетов, которые раздаются тем, кто не может позволить себе купить билет на концерт оркестра. Благотворительная помощь расширяется в регионах, по ходу следования спецпоезда, который на три недели будет домом для музыкантов и солистов, занятых в фестивальных концертах. 

В 2023 году концерты приурочены к памятным датам страны, а также юбилеям русских  мастеров искусства, среди которых два друга - композитор и пианист Сергей Рахманинов и наш земляк, знаменитый бас Федор  Шаляпин. В 2023 году им обоим исполнилось бы 150 лет.

«Мариинский театр широко отмечает юбилей Сергея Рахманинова. Могучий талант композитора принадлежит всему миру, но прославляет, прежде всего, Россию. Я думаю, что очень многие музыканты во всем мире делают все возможное, чтобы не пройти мимо такой славной великой даты... Музыка, сочиненная Сергеем Васильевичем, прозвучит и на родине композитора в Новгороде, и на Тамбовщине в Ивановке, в имении Рахманинова», — поделился маэстро Гергиев.

Начало гастрольного маршрута XХII фестиваля было положено днем 16 апреля в Твери, где Симфонический оркестр Мариинского театра дал первый концерт. Вечером светлого Воскресения  прошло торжественное открытие фестиваля в Московском концертном зале «Зарядье». А днем 17 апреля оркестр встречали в Казани, где были запланированы два концерта в ГБКЗ: в  15:00 и 19:00 часов.

Перед концертами маэстро посетил детскую музыкальную школу №1 имени Чайковского, осмотрел учебные классы, побывал в музее истории старейшего учебного заведения города, посетил внутренний дворик, где оборудована летняя сцена для выступлений учащихся.

Школа размещается в историческом здании. Оно было построено еще в 1905 году, а несколько лет назад пополнило перечень объектов культурного наследия республиканского значения. Первая музыкальная школа Казани была открыта в 1932 году, долгие годы работала в небольшом деревянном здании, в котором сейчас Музей Евгения Боратынского. Сейчас у школы большой кирпичный особняк дореволюционной постройки на этой же улице, неподалеку. В прошлом году он был отреставрирован. На обновление объекта культурного наследия и его современное приспособление под музыкальную школу, в том числе на закупку оборудования, было направлено из бюджета почти 174 млн рублей. 

Валерий Гергиев с особым интересом познакомился с Музеем истории музыкальной школы. Он занимает небольшое пространство в цокольном этаже здания, в нем есть и исторически ценные экспонаты, и оригинальный мультимедийный контент об истории школы, которую начинал небольшой коллектив во главе с Рувимом Львовичем Поляковым.

В 1916 году молодой воспитанник Петроградской консерватории начал работать преподавателем класса виолончели в Казанском музыкальном училище. В 1919 году Рувим Поляков вместе с известным музыкальным деятелем Николаем Кашкиным, московским музыковедом, другом Петра Чайковского, который приехал в Казань из голодной Москвы, принял участие в реформировании Казанского музыкального училища в двухступенчатое музыкальное учреждение, первая ступень которого соответствовала детской музыкальной школе, вторая – музыкальному училищу. Рувим Поляков возглавил школу.

Одна из удачных визуализаций музея  – музыкальное древо, которое дает представление о преемственности музыкальных течений во времени с фамилиям композиторов на его ветвях, очень понравилась знаменитому гостю.

«Я сам принадлежу вот к этому крылу, – сказал он, указывая на одну из ветвей музыкального древа. – Это пример всем музыкальным школам России. Все-таки могли они, в СССР, организовать обучение. Думаю, во мне зажглась идея тоже сделать что-то подобное».

Естественно, в школе не удержались и похвастались своими воспитанниками. Среди них  известные композиторы и  исполнители, которые составляют славу отечественной и мировой музыки, и прежде всего всемирно известный композитор София Губайдуллина, знаменитая скрипачка и педагог Московской консерватории Ирина Бочкова и многие другие.

Не преминули сказать, что в школе есть рояль 1887 года, за которым в Казани в 1910 году играл сам Сергей Рахманинов. Уверили, что этот факт - достоверный. 

Естественно, на обоих концертах в Казани был аншлаг. В зале поставили дополнительный ряд, на два места увеличили существующие ряды. И все равно мест всем желающим не хватило. 

Как всегда, перед органом укрепили строгий красный плакат с пасхальным яйцом. Не было  официальных речей, на сцену выходила только ведущая. И так бывает всегда. На этот раз не было и пресс-подхода. Счет времени в такой необычной гастрольной поездке идет  даже не на часы, а на минуты.

После концерта, как ни старались слушатели снова и снова выманивать Гергиева на сцену, традиционного «биса» не состоялось. Их вообще не бывает на Пасхальном фестивале.  

Программа концертов была разная. Днем оркестр исполнил три симфонических сочинения — «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси, Итальянскую симфонию Мендельсона и Пятую симфонию Шостаковича, вечером - Четвертую, Романтическую, симфонию австрийского композитора Антона Брукнера. Вечерний концерт начался с Модеста Мусоргского, с вступления в опере «Хованщина", и кто-то в зале уже слышал это сочинение, поскольку Мариинка показала в Казани эту оперу на последнем Шаляпинском фестивале. 

О дневном концерте написала Анастасия Попова, моя коллега из газеты «БИЗНЕС Online». И это не информационное сообщение, которое могу сделать я, а профессиональный анализ услышанного, ведь Настя, в отличие от меня, в области музыки специалист. Приведу фрагмент из ее материала, который вполне можно повторить и после второго концерта. Вот что она написала о Гергиеве:

«В свои 69 лет он уже давно не ищет признания (которое снискал как минимум до конца карьеры), а ведет увлекательный равный диалог с композиторами. Выплыв на сцену и сдержанно поклонившись, он тут же ушел в себя (читай: в партитуру) и остался там до финала, не отвлекаясь ни на бурные овации публики, ни на крики «браво!» (единственная, кто на миг вернула маэстро в реальность, — девочка, вышедшая к нему на поклонах с презентом)».  

Правда, на вечернем концерте чей-то телефон все-таки отвлек маэстро от оркестра. Сначала он совершенно спокойно, одним жестом, усмирил зал, когда-то кто-то начал аплодировать после первой части и его примеру последовали другие. Потом сделал вид, что не слышал телефона. Хотя, как говорят, в подобной ситуации он вообще может уйти со сцены.  Нет, на этот раз не ушел, дождался завершения второй части и только тогда повернулся к залу.

Кто-то расценил это как завершение исполнения, и в зале снова раздались аплодисменты. На этот раз дружные. Дождавшись, когда они стихнут, Валерий Абисалович что-то сказал, обращаясь к публике. На нашем ряду слов слышно не было. Думаю, что это было дипломатичное внушение не только тому, кто отвлек дирижера своим телефоном, но и всему залу. 

 К сожалению, на подобных концертах бывают не только истинные любители музыкального искусства, почитатели талантов, удостоивших наш город своим посещением, но и люди, для которых концерт - не более чем светская тусовка. Откуда им знать, что между частями симфонии не аплодируют?

И еще несколько слов, не столько о концерте, сколько о своих ощущениях. Вечерний концерт 17 апреля завершал очень трудный для меня день, вместивший две прощальные панихиды. И я бы наверняка пошла домой, а не на концерт, если бы не Гергиев. Мне не удалось посмотреть «Хованщину» в театре имени Джалиля, хотя бы концерт...

Из концертного зала я уходила уже с другим настроением. Музыка Романтической симфонии была написана как будто для того, чтобы врачевать душевные раны. Она убеждала, что в жизни есть все: и горе, и радости, увлекая проникновенными лирическими, можно сказать, пасторальными сценками, которые сменялись эпизодами огромной драматической силы, за которыми  следовал жизнеутверждающий апофеоз. 

Признаюсь, раньше я эту симфонию не слышала. И как вовремя услышала!.. 

Пасхальный фестиваль еще в самом начале. За 24 дня музыканты и маэстро планируют преодолеть на чартерном поезде более 16 тысяч километров пути и выступить в 30 городах России.

Не могу не заметить, что в хоровой программе XХII Московского Пасхального фестиваля принимает участие Государственный камерный хор РТ под управлением народной артистки Республики Татарстан Миляуши Таминдаровой. Его выступления пройдут в Москве 5 и 8 мая.

В новом сезоне хоровой программы более 20 коллективов России и Беларуси исполнят духовную музыку в ее богатейших традициях и разнообразии. Хоровые выступления пройдут в храмах и на концертных площадках Москвы и близлежащих городов.

8 мая  музыканты порадуют столичную публику двумя выступлениями в концертном зале «Зарядье». 9 мая, в День Великой Победы, на Поклонной горе пройдет ежегодная общедоступная акция — концерт Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. А уже вечером на сцене Большого зала Московской консерватории состоится торжественное закрытие XХII Пасхального фестиваля.  

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить