Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1886 (14.04)  – В деревне Кушлауч (в другой транскрипции - Кушлавыч) Казанской губернии (ныне Арский район РТ) родился поэт, классик татарской литературы Габдулла Тукай (Габдулла Мухаметгарифович Тукаев)

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Наследие четырех казанских коллекционеров

9 марта в главном здании Государственного музея изобразительных искусств РТ открылась выставка, посвященная четырем казанским коллекционерам – Григорию  Мешкову, Ольге Александровой-Гейнс, Андрею Лихачеву и Алексею Ильинскому.

В ГМИИ Республики Татарстан хранится более 4 тысяч листов, представляющих искусство классической гравюры XVI-XIX веков восьми европейских школ: Нидерландов, Германии, Голландии, Фландрии, Италии, Франции, Испании, Англии. Почти половина этого богатого и разнообразного собрания происходит из коллекции Андрея Федоровича Лихачева (1832-1891).

Это исполненные резцом и офортом ручные репродукции старых мастеров, воспроизводящие памятники мирового искусства, виды европейских городов, интерьеры и декоративное убранство знаменитых дворцов и храмов.

Из ранних произведений выделяется часть большой панорамы Праги (1606) Иоганна Вехтера, работавшего при дворе императора Рудольфа II. К раритетам принадлежит немецкая ксилография 1574 года – большой лист с изображением астрономических часов в Страсбургском соборе, которые считались «восьмым чудом света».

Особенно любимое А. Ф. Лихачевым искусство «старых голландцев» на выставке представлено аллегорией Рафаэля Саделера, жанровыми композициями с работ Адриана Броувера, оттиском одного из поздних офортов Рембрандта.

 

Небольшая, но наиболее интересная часть коллекции западноевропейской гравюры, хранящаяся в музее, связана с именем Григория Мешкова, пензенского чиновника, обосновавшегося в Казани в 1870 году.

Григорий Иванович Мешков (1810-1890) – статский советник, почетный член Казанского университета с 1867 года, член-сотрудник Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете с 1878 по 1882 год.

В течение всей жизни он сохранял интерес к искусству и собрал коллекцию редчайших гравюр XVI–XVII веков. Несколько гравюр Мешков преподнес императору Александру II, сейчас они хранятся в фонде Государственного Эрмитажа.

Благодаря собранию Мешкова ГМИИ РТ имеет редкие оттиски гравюр Альбрехта Дюрера и Луки Лейденского, крупнейших художников Северного Возрождения. К лучшим в коллекции принадлежат листы фламандской школы XVII века, исполненные виртуозными граверами, работавшими в мастерской Питера Пауля Рубенса. Гравюра одного из крупнейших мастеров французской школы Жерара Эделинка (1640–1707) воспроизводит копию Рубенса со знаменитой картины Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари».

Присущий офорту дух импровизации всегда был близок искусству Жака Калло, блестящему французскому гравёру XVII века. Находясь в Италии, он посетил известную ярмарку под Флоренцией в 1619 году. Позже запечатлел её как аллегорическую картину мира в офорте «Ярмарка в Импрунете» (1620).

Отдел рукописей и редких книг Научной библиотеки имени Н.И. Лобачевского КФУ предоставил для выставки шесть рукописей переводов, выполненных Григорием Ивановичем Мешковым.

 «Интересуясь историей искусства и биографиями художников, Григорий Иванович начал переводить «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджио Вазари, «Биографию славных живописцев» Александра Дюма и т. д. В экспозиции представлены переводы Мешкова из этих произведений, посвященные Микеланджело Буонарроти, Тициану, Рафаэлю и Дюреру», – сообщила Э. Амерханова.

В конце жизни Мешков подарил университету свою библиотеку. В фонде отдела рукописей и редких книг имеются рукописи, письма-автографы Александра II и 160 столбцов XVI–XVII веков, подаренные им.

Одним из значимых собраний в музее можно считать коллекцию Ольги Сергеевны Александровой-Гейнс, казанской миллионерши и благотворительницы, получившей заслуженную славу в Казани 1890-х годов. Одним из увлечений Ольги Сергеевны было коллекционирование предметов живописи и прикладного искусства. Ей принадлежало более 80 работ художников отечественной реалистической школы живописи второй половины XIX века.

Главное место в коллекции занимают произведения русской реалистической школы. Особенно интересными для собирательницы были сюжетно-тематические произведения, в которых раскрывалось какое-либо действие. Произведения К.А. Трутовского «Пасха на Украине», «Возвращение из церкви» воспевали красочные стороны жизни Малороссии.

Об увлечениb ориентализмом свидетельствуют акварели К.А. Маковского «Каирские ремесленники» и Н.Н. Каразина «Хаджи – Самед. Сцена из жизни Средней Азии» Портретный жанр представлен итальянизирующими образами П.Ф. Плешанова и Н.П. Шаховского. Ядром коллекции, её гордостью являются портреты самой владелицы и её супруга кисти великого И. Е. Репина.

В годы Великой Отечественной войны ленинградский профессор, геоботаник Алексей Порфильевич Ильинский был в Казани в эвакуации и работал в Казанском государственном университете. Осенью 1942 года он организовал в Раифе Лесной стационар, приложив немало усилий для организации Волжско-Камского государственного природного заповедника.

Алексей Ильинский был знатоком искусства и коллекционировал гравюры И.И. Шишкина, отдавая дань таланту своего земляка в изображении родной природы.

В память о проведенных в Казани годах, коллекционер завещал часть своего собрания казанским музеям.

Частью экспозиции, посвященной четырем коллекционерам, являются предметы декоративно-прикладного искусства из фондов музея. Как пояснила сотрудница музея, к представленным коллекциям они отношения не имеют. Но наверняка привлекут внимание посетителей.

 Выставка будет работать до 15 июня. 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить