Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Октябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | |
28 | 29 | 30 | 31 |
-
1977 – С 12 по 18 октября в Казани проходили концерты Владимира Высоцкого. Он выступал во Дворце спорта и Молодежном центре. Был еще один концерт, бесплатный – в Доме актера
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Мастер света» художник Александр Рубцов
- Любовь Агеева
- 24 мая 2023 года
28 мая закрывается выставка «Между Тунисом и Россией / Between Tunisia and Russia» в художественной галерее «Хазинэ» (Музей изобразительных искусств РТ).
На ее открытие сходить не удалось, а потом дела закрутили… И вот на финише все-таки решила сходить. Друзья очень советовали.
И не пожалела – получила уникальные впечатления. Какое чудо можно сотворить, используя в основном несколько красок. Какими разными представляются нехитрые восточные постройки. Каким, оказывается, может быть красивым песок на холсте.
Выставка довольно большая, так что о творчестве совершенно не знакомого мне до этого художника дает полное представление. Не искусствовед, оценивать не могу. Просто рекомендую обязательно сходить. Заодно заглянуть на выставку казанского художника Петра Сперанского. Она рядом. И тоже 28 мая закрывается.
О выставке Александра Рубцова расскажу, используя информационное сообщение агентства «Татар-информ». Она открылась еще в декабре прошлого года. Это событие произошло при поддержке Посольства Тунисской Республики в Российской Федерации и Государственного Русского музея.
Выставка «Между Тунисом и Россией / Between Tunisia and Russia» - это 128 произведений живописи и графики эмигранта первой волны Александра Рубцова. Более 80 его живописных произведений и графика разных лет из частной коллекции, а также работы академических преподавателей художника Я. Ционглинского, Д. Кардовского из коллекции Русского музея.
«Пейзажи, от которых веет раскаленным камнем белоснежных построек Туниса и Марокко, южные женщины — занимающихся ремеслом и просто позирующих в национальных костюмах, совсем юные жители североафриканской страны, южные цветы и море, а также городские пейзажи Стамбула, Италии, Франции, а в последнем зале — несколько масштабных работ в жанре ню», - так представлял необычную для нас экспозицию корреспондент Татар-информа.
Александр Рубцов предпочитал жанры пейзажа и портрета. На выставке пейзажи самые разные. Это не только восточные города, но и Париж, Венеция, другие европейские города.
Удивительное впечатление производят его портреты, в основном женские. Сосредоточенные лица «моделей» - скорее всего это женщины, которых он встречал на улицах, яркие восточные одежды. Нельзя не обратить внимания на то, что несколько портретов подписаны одним и тем же именем - Алия. Они датированы разными годами – 1917, 1947… Не могу утверждать, одно это лицо или нет – портреты висят в разных частях экспозиции, трудно сравнить. Пыталась найти какую-то информацию об этом в сети – не нашла. Может, соседка.
Специалисты утверждают, что Рубцов был мастером света. В его картинах, даже сюжетных, интересен не столько сам рисунок, сколько цвет и особенно свет. Видимо, сказывалось знакомство Рубцова с опытом художников-импрессионистов. Но у него нет такого буйства красок, как у, скажем, Матисс или Модильяни. Он рисовал другую натуру...
Естественно, захотелось узнать о художнике. Интересно было прочитать очерк Людмилы Флам с сайта международного проекта «Мы».
В русскоязычном мире имя художника Александра Рубцова (1884-1949) почти не известно - ни в России, ни в эмигрантской среде, хотя художник нередко бывал в Париже, этом центре скопления эмигрантов, и там выставлялся. Во французских кругах уроженец Петербурга приобрел известность своими работами в Тунисе, который в то время был французском протекторатом. Там прошла почти вся творческая жизнь Рубцова, и там он скончался.
Его происхождение до конца не выяснено. Искусствовед Н.О. Гадалина в своей книге (единственной на русском языке) пишет, что ребенок появился на свет 24 января 1884 года в питерском приюте и был записан как сын незамужней Евгении, внук потомственного почетного гражданина Александра Ивановича Рубцова.
В имеющихся источниках много говорится о Яне Францевиче Ционглинском, художнике польского происхождения. Именно он занимался художественным воспитанием юного Саши. Ционглинского, который окончил в Петербурге Императорскую академию художеств, нельзя причислить к знаменитым живописцам прошлого. Однако за ним признают, что он был чуть ли ни первым в России импрессионистом. Преподавал Ционглинский одновременно в Академии художеств, в школе Общества поощрения художеств и в собственной частной мастерской на Литейном проспекте, где была и его квартира.
В 1900 году Александр вместе с Яном Ционглинским и художницей Екатериной Вахтер, его крестной мамой, которая тоже оказала на него большое влияние, - провели месяц в Крыму. Там на будущего художника произвела большое впечатление экзотика, столь отличная от сумрачного Петербурга. Особенно поразил его Бахчисарай. «Фонтаны Бахчисарая, - записал он в дневнике - обладают невыразимым исламским очарованием».
Так было заложено зерно будущей страсти художника к исламскому миру, его традициям, архитектуре и пейзажам Юга.
Вступительные экзамены в Академию художеств Александр выдержал блестяще. Последующие четыре года, не считая летних поездок, Александр проводил в изучении технического наследия академической школы, в том числе в классе самого Ционглинского. Стенами Академии обучение молодого художника не ограничивалось, он занимался также в мастерской художника Д. Н. Кардовского и одновременно в частной студии Ционглинского.
Ционглинский был страстным путешественником и привил эту страсть Александру. Ян Францевич побывал на Востоке, в Испании, Тунисе и Марокко, и всюду рисовал. Рубцов знал эти работы. Вскоре он сам совершил путешествие по тем же местам.
Блестяще закончив обучение в Академии художеств в 1912 году, Рубцов получил право на четырехлетнюю пенсионерскую поездку за границу (на выставке можно прочитать отчет Рубцова об этой поездке). Он путешествовал по Европе – посетил Англию, Испанию, Францию, Германию, Швейцарию. Тогда же состоялась его первая встреча с Африкой.
Казалось, судьба во всем улыбается молодому художнику, но… Умирает Ционглинский (есть сведения, возможно, именно он был отцом Александра). Во время его очередного пребывания вне России там происходят события исторического значения. Сначала путь домой ему отрезала Первая мировая война, потом две революции. В 1917 году он был в Тунисе, где остался навсегда. Рубцов принял французское гражданство, время от времени выезжал в Европу; почти ежегодно выставлял свои работы во Франции, а также неоднократно - в столице Марокко, Рабате. В 1924 году был он награжден орденом Французской Академии художеств. В Тунисе художник принял участие в создании тунисского Центра искусств.
Приезжий из далекой России художник запечатлел то, что сохранялось тысячелетиями, в момент его исчезновения под натиском европейской цивилизации. В Тунисе Рубцова чтут не только за эстетические качества его работ, но и как хроникера и этнографа, зафиксировавшего старинную архитектуру, виды, уличные сценки, одежду в период, когда фотография еще не получила там широкого распространения.
Художник совершенно не общался с русскими, хотя они в Тунисе были. «Как он жил в своем поднебесье, мало кто знал». Тем не менее, умирая в 1949 году в Тунисе, художник в бреду говорил по-русски.
После его смерти (по одним источникам, от лейкемии, по другим от туберкулеза) 26 ноября 1949 года в возрасте 65 лет его картины и архив перешли господину Boglio. У братьев Больё художник проводил много времени в последний период жизни. Они его и похоронили. Рубцов покоится в Тунисе на кладбище Боржель, его каменное надгробие напоминает по форме палитру.
Братья Болье не только сохранили работы Рубцова; они приняли участие в создании музея Александра Рубцова в городе Монпелье на юге Франции. Там и находятся все его картины, за исключением тех, которые он сам при жизни кому-то продал или подарил. Сам художник почти не продавал свои работы, но все-таки часть его картин оказались в частных коллекциях.
В Казань выставка из частного собрания Александра Рубцова приехала по рекомендации дружественного Музею изобразительных искусств РТ Русского музея, где за пять месяцев привлекала 100 тысяч посетителей.
Картины, представленные на выставке в Казанском кремле, - это частная коллекция тунисского бизнесмена Меди Дусса, причем не полная. Когда узнаешь об этом факте из текста на справочной панели, нельзя не восхититься. Во-первых, тем, с каким интересом отнесся выходец из далекого Туниса к творчеству нашего соплеменника. Во-вторых, щедростью и умением крупного бизнесмена разумно тратить большие деньги на благие дела.
В 2019 году Меди Дусс показывал свою коллекцию в Москве и Санкт-Петербурге. Этому способствовали российские и тунисские дипломаты и лично министр иностранных дел России Сергей Лавров, посол России в Тунисе С.А. Николаев и посол Туниса в России Тарак Бен Салам. И вот теперь выставка у нас. Редкое везение…
Меди Дусс живет в Москве, владеет элитными рыбными ресторанами-бутиками. Он приезжал на открытие выставки. О том, как узнал художника из России, жившего в Тунисе, рассказал так:
«Всего существует около 3 тысяч произведений Александра Рубцова, но они рассеяны по миру, приходится выкупать их у коллекционеров и на аукционах. Идею подсказал мне мой друг-коллекционер из Марокко. Сейчас у меня около 250 произведений Александра Рубцова, и я буду продолжать собирать их.
Я и прежде знал, что был такой русский художник Александр Рубцов, и оказалось, что и у меня на родине в Тунисе дома было несколько его картин, но я не обращал на них внимания до того, как стал целенаправленно выкупать их. Сначала, признаюсь, выкупал все подряд, которые находил. Просто моя жизнь и жизнь Александра Рубцова удивительно зеркально похожи: я уже 40 лет живу в России, он 35 лет прожил в Тунисе».
«Рубцов, создавший более трех тысяч картин, неповторим в своем творчестве. Он никогда не поддавался влиянию моды и преходящих тенденций в искусстве, не связывал себя с какими-либо живописными школами. Он повиновался лишь зову души и собственной фантазии: «У меня нет заранее предначертанного плана действий. Скорее сам сюжет диктует мне стиль и технику выполнения работы». Рубцов был одержим магией света и стремился к совершенству в отображении игры его оттенков. Он отмечал, что в Тунисе свет всегда окутан синтетической гаммой, полной неожиданностей и гармонии одновременно».
Источник - https://proza.ru/2022/12/02/1383
На выставке я неожиданно увидела картину Василия Кандинского, совершенно не характерную для него и тем особенно интересное — немногие знают, но он тоже бывал в Тунисе. А еще картину Ционглинского — городской пейзаж, на котором вдали виден минарет мечети. От этого художника Александр Рубцов перенял манеру передачи южного света и считал его своим учителем.
Рубцова сегодня почитают в Тунисе и помнят во Франции. В России о петербуржце, который волею судеб стал «певцом Туниса», до этого практически не знали. И грех не воспользоваться возможностью увидеть его картины собственными глазами.