Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1920 – В Казани впервые состоялось представление трагедии Шекспира «Отелло» на татарском языке

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Когда на концерте можно всплакнуть...

24 мая в Государственном большом концертном зале имени Салиха Сайдашева прошел концерт, посвященный Дню славянской письменности и культуры.

Это была специальная программа, подготовленная оркестром Центра современной музыки Софии Губайдуллиной (художественный руководитель – заслуженная артистка РТ Анна Гулишамбарова) и Хором-капеллой  мальчиков и юношей детской музыкальной школы имени Федора Шаляпина (художественный руководитель Дмитрий Железнов).

Дирижировал сводным коллективом исполнителей Дмитрий Железнов. Музыкант он молодой – выпускник Казанского музыкального колледжа имени И.В. Аухадеева и двух факультетов Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова: дирижерско-хорового и оперно-симфонического дирижирования. На сцене не в первый раз, но пока для него такие концерты – все-таки испытание. Это ощущалось.

Капеллу мальчиков Дмитрий создал в 2013 году. Свое 10-летие коллектив отметил недавно большим концертом на сцене ГБКЗ, на котором присутствовали создатели исполняемых хором произведений: композиторы Анна Петряшева, Эльмир Низамов и Миляуша Хайруллина.

Хор-капелла мальчиков и юношей под управлением Дмитрия Железнова – коллектив среди музыкантов уже известный, много раз «дипломированный» на различных конкурсах, выступал в Москве и Санкт-Петербурге. В 2018 году в ГБКЗ состоялся сольный концерт хора. Годом ранее он стал лауреатом ХV Международного фестиваля хорового искусства «Поющий мир», проходившего в Санкт-Петербурге. Казанский хор вернулся домой лауреатом первой премии сразу в нескольких номинациях – «Вокальные ансамбли», «Хор мальчиков и юношей», «Духовная музыка» и лауреатом второй премии в номинации «Современная музыка». Кроме того, специальных призов жюри удостоились Игорь Семикин как лучший концертмейстер конкурса, художественный руководитель капеллы Дмитрий Железнов – за педагогическое мастерство и Никита Шаётов – как лучший юный солист конкурса.

Держать в высокой профессиональной форме детский хор непросто – состав постоянно меняется. Юные певцы быстро взрослеют. Такова специфика детских коллективов, тем более хоров мальчиков. У них мальчишеский век недолог – в 13-15 лет голос ломается, и не всем удается продолжить выступления в хоре.

Но судя по концерту 24 мая и по биографии коллектива, с которой я познакомилась в сети, Дмитрию удается поддерживать хор на высоком исполнительском уровне. Своим воспитанникам он доверяет и детские песни, на которых выросло не одно поколение советских ребятишек, и серьезные сочинения. Например, на этом концерте прозвучал романс Сергея Рахманинова «Весенние воды».

Было приятно наблюдать, как Дмитрий Железнов после каждого номера с солистами благодарил мальчиков мужским рукопожатием. В сети я читала много добрых отзывов о нем от благодарных родителей юных артистов.

Романс был включен в программу в знак уважения таланта выдающегося русского композитора, 150-летний юбилей которого отмечается в нынешнем году.  А в честь 100-летнего юбилея дагестанского поэта Расула Гамзатова, которое будет отмечаться 8 сентября, прозвучала знаменитая песня «Журавли» Яна Френкеля на его стихи. Она была исполнена Исламом Мингазовым с таким высоким эмоциональным чувством, что на глазах у многих навернулись слезы.

Концерт начался знаменитым Вальсом Арама Хачатуряна в исполнении оркестра. Этот коллектив, которым руководит Анна Гулишамбарова, я слышала неоднократно и не могла не пожалеть, что далее он выступал в роли аккомпаниатора. Уже во втором номере к оркестру присоединился хор. Получился прекрасный союз творцов, и этому не помешало то, что один коллектив профессиональный, а второй самодеятельный. Правда, в своей жизни я встречала немало самодеятельных артистов, которые не только не уступали профессионалам, но и превосходили их по уровню мастерства.

Программа концерта определялась спецификой момента – он был включен в большую афишу торжеств по случаю Дня славянской письменности и культуры, который отмечался 24 мая по всей России.

Сегодня на календаре – День памяти святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла, создавших славянскую письменность. В 1985 году, еще в СССР, когда отмечалось 1100-летие преставления Мефодия, день 24 мая был объявлен праздником славянской культуры и письменности. 30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление о ежегодном проведении Дней славянской культуры и письменности. Праздник стал государственным. Местом его проведения каждый год становился какой-нибудь новый населённый пункт России (кроме 1989 и 1990 годов, когда столицами были соответственно Киев и Минск). С 2010 года основные события происходят в Москве, но сегодня в его орбиту вовлекаются  концерты хоровой музыки во всех регионах страны. В Казани, в том числе.

Организаторы казанского концерта представили зрителям и слушателям профессиональный оркестр и самодеятельный хор – и не ошиблись в результате. Дружные аплодисменты, крики «Браво!» сопровождали практически каждый номер.

Впрочем, это была не только оценка артистов, но и ярко выраженная благодарность за доставленное удовольствие. Ведь исполнялись хорошо знакомые советские песни, даже такие, как практически не звучащие «Марш энтузиастов» Исаака Дунаевского и «Родина» Серафима Туликова. В зрительном зале были в основном люди пожилые, приглашенные районными советами ветеранов. И хотя никто не рискнул подпевать, наверняка каждый это делал про себя. Я тоже. 

Слишком много у нас связано с этой музыкой, с этими стихами, с этим временем. А песни Евгения Крылатова вообще были бальзамом для многих зрительских сердец. Это была музыка детства для молодых ветеранов. Покорила зал татарская песня «Таган тел», исполненная хором.

Зал тепло приветствовал солистов. В основном это были мальчики, но песню Крылатова о прекрасном далеко исполнила Альмира Давлетханова.

Кирилл Черкашин вместе с хором спел «Крылатые качели» Крылатова, вызвав в зале бурю восторга.

При исполнении песни Максима Дунаевского из одноименного мультфильма «Летучий корабль» солистов было четверо.

Оригинально прозвучали в дуэте «Нежность» Александры Пахмутовой (Полина Шаётова и Амир Хадиев) и «Синяя вечность» Муслима Магомаева Никита Шаётов и  Арслан Кадыров).

В исполнении Азата Вакказова задорно прозвучала песня «От Волги до Енисея» из репертуара группы «Любэ» (композитор Игорь Матвиенко, слова Александра Шаганова).

Концерт завершился, как и можно было предположить, грандиозной патриотической песней:

Славься, славься, ты, Русь моя,
Славься ты, русская наша земля.
Да будет во веки веков сильна
Любимая наша родная страна.

Песня «Славься» из заключительной сцены оперы «Иван Сусанин» Михаила Глинки (до революции она называлась «Жизнь за царя») еще звучала, когда в зале раздались первые аплодисменты, а с последней нотой зал, как по команде, встал.

Когда хор исполняет «Славься», где бы это не случалось, возникает огромное духоподъемное чувство. Не зря одно время эту мелодию рассматривали как неофициальный гимн Российской Федерации, а с 2000 года мы слышим ее во время инаугурации президента страны.

Зрители, в основном это были женщины, выходили из зала, обмениваясь впечатлениями: «А я всплакнула от радости…», «Словно в прошлом побывала…». 

А я думала о том, что если этих детей, и тех, которые были на сцене, и тех, которые пришли послушать друзей в качестве зрителей, воспитывают на таком репертуаре, еще у нас не всё потеряно. Будет кому передать и страну, и наши традиции, и наши песни.

Постскриптум

Вечером казанскую публику с праздником, светским и религиозным одновременно, поздравил Государственный камерный хор Татарстана под управлением заслуженного деятеля искусств РТ Миляуши Таминдаровой. Хору аккомпанировал оркестр Центра современной музыки Софии Губайдулиной. Думаю, что и там зрители остались в восторге.

Любительские фото автора. Других не нашла

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить