Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Июнь 2024 > >>
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
  • 1970 – В Казани сданы в эксплуатацию высотная гостиница «Татарстан» и подземный переход через площадь Куйбышева (ныне пл.Тукая), первый в городе

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Горький в Казани: как это было ― взгляд из дня сегодняшнего

Со 2 по 4 июня в Казани проходил фестиваль искусств «Горький+», посвященный 155-летию писателя.

Целых три дня Казань была погружена в творчество Максима Горького. В общей сложности прошло около 70 разнообразных мероприятий: спектакли, концерты, дефиле, лаборатории, лекции и многое другое. Как говорится, на любой вкус и цвет, тем более что большинство мероприятий были бесплатными и попасть на них мог каждый желающий.

Напомним, что изначально горьковский фестиваль начал свою историю в прошлом году в Москве, но под названием «Горький в парке Горького». Часть мероприятий и его участников ― актеров, занятых в проектах, с которыми казанцы могли познакомиться, перекочевали в этот раз к нам, а часть была создана нашими артистами для жителей города.

Например, спектакль-променад «Легкий человек» по одноименному рассказу Горького, поставлен главным режиссером ТЮЗа Радионом Бакаевым. В нем участвуют два артиста, с которыми зрители бродят по казанским улицам ― от Дома актера по улицам Щапова, Гоголя, Горького до музея Горького и Шаляпина.

Сашку играет Савелий Виноградов, Максимыч, рассказчик, ― Алексей Зильбер. Как писали в анонсе театра, вместе с Сашкой зрители откроют для себя город глазами «легкого человека» — жадного до новых впечатлений, любви, удовольствий и самой жизни.

В качестве площадок для мероприятий фестиваля были выбраны театры, музеи, Национальная библиотека РТ, лекторий Присутственных мест Кремля   и даже улицы Казани.

На площади около Театра Камала прошло сразу несколько мероприятий. Одним из них стал спектакль-дефиле «Горький. Человек» (художник — лауреат «Золотой маски» Виктория Севрюкова, режиссер ― Константин Муханов). Это московский проект, созданный для прошлогоднего фестиваля.

Спектакль похож на урок русского языка и литературы, посвященному жизни и творчеству Максима Горького. История начиналась с детства писателя, постепенно перетекая в более взрослые годы. Как нам поведали, «вчерашний бродяга поражал своих приятелей знакомством с произведениями классиков». И в 1893 году, то есть ровно 130 лет назад, он опубликовал свой рассказ «Макар Чудра», который подписал М. Горький. Псевдоним Алексей Пешков придумал сам и впоследствии говорил: «Ну, не зваться же мне в литературе Пешковым!».

Уже в 1895 году рассказ «Челкаш» приносит первую литературную известность своему автору ― МАКСИМУ ГОРЬКОМУ. С этого момента начинается путь уже всем известного писателя-классика. Он создает новые произведения, его книги начинают скупать с невероятной скоростью. Его произведения начинают переводить на многие языка мира.

Теперь это не тот бедный мальчишка, теперь это великий писатель.

Ростовые куклы, яркие наряды прошлого столетия, гармоничная музыка, чтение фрагментов из горьковских произведений ― всё погружало нас в ту самую атмосферу, в которой жил Максим Горький.

В пятницу у Камаловского театра прошел музыкальный спектакль «Горький в Италии». Здесь выступила солистка Мариинского театра Айгуль Хисматуллина вместе с оркестром Татарского академического театра имени Г. Камала под руководством нового главного дирижера ― Данияра Соколова. Лауреат Международного конкурса имени П.И. Чайковского исполнила несколько итальянский арий, а позже перешла на песни Рустема Яхина.

Огромная сцена, живая музыка, сильный красивый голос певицы ―  все здесь было прекрасно. Но, к сожалению, зрителей оказалось не так мало, как хотелось бы. Возможно, плохо сработала реклама. Ведь нигде на афишах не было подробно расписано, что будет происходить на сцене. Поэтому многие из присутствующих гостей оказались просто прохожими, которые заметили происходящее и решили стать зрителями.  

Более популярной площадкой стал Лядской сад. Здесь на протяжении всех дней фестиваля можно было стать зрителями эскиза спектакля-променада по мотивам рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль», создателем которого является главный режиссер казанского ТЮЗа Радион Букаев. Этот эскиз он поставил в прошлом году для московского фестиваля «Горький в парке Горького». В нынешнем году московские артисты, занятые в постановке, приехали удивить нас. И у них это прекрасно получилось.

Старуху Изергиль сыграла Эльвина Мухутдинова, ей помогали артист Театра имени Вахтангова Ян Гахарманов и актер Театра имени Гоголя Марк Бурлай. Нельзя не отметить композитора Альфита Фархадшина.

Спектакль начинается неожиданно: на одной из аллей Лядского сада появляется тележка с женщиной, которую везут двое мужчин. Она предлагает нам проследовать за ними и по ходу движения рассказывает кратко биографию Максима Горького, задает вопросы и за правильные ответы награждает конфетами.

Если читатели помнят уроки литературы в школе, рассказ  состоит из трех частей. В него вошли две легенды: о Ларре и Данко, а также старуха  Изергиль вспомнит мужчин, которых она любила на протяжении своей жизни.

Спектакль был выстроен так, что мы, зрители, в какие-то моменты принимали участие в судьбе героев: думали, как нам поступить с Ларрой, пытались помочь Данко, изображали кавалеров Изергиль. Общаясь со зрителями, вовлекая нас в действие, актеры создали настоящий интерактив. Ты чувствовал себя частью всей этой волшебной истории.

А в конце действия нас пригласили подумать. Три героя явили нам три примера жизненной судьбы: жить вне людей и для себя, жить с людьми, но для себя», жить с людьми и для людей. Какую выбрать? И этот выбор очень актуален сегодня.

Мероприятие было бесплатным, проводилось по предварительной записи. По ходу спектакля зрителей становилось всё больше и больше ― примкнули те, кто пришел прогуляться по саду, даже не знав, что здесь проходит такое мероприятие.

Хочу отметить, что среди зрителей было много детей, которым очень понравился такой формат спектакля. Дети с удовольствием слушали и тоже принимали участие в постановке. Спектакль завершился громкими аплодисментами и словами благодарности.

Для зрителей более взрослого возраста, которые неплохо знакомы с жизнью и творчеством писателя, в Национальном музее РТ прошла театрализованная читка с эскизом под названием «Солнце всходит». Режиссёр проекта ― Лилия Нурель, продюссер ― Наргис Самигуллина, музыкальное оформление ― Даниил Федоров. Актеры ― Андрей Белозеров, Елена Кудряшова, Даниил Федоров, Иван Балашов, Юлия Дудченко, Ирек Галлямов и Руслан Зубайраев. 

Читка ― это тоже некий спектакль, в котором группа исследователей работает над «Делом» Максима Горького. Они пытаются разобраться в его жизненном пути, восстановить историю его жизни как писателя, ставшего одним из классиков мировой литературы. Им помогают архивные материалы, театральные пьесы и строки из писем писателя.

Из писем и диалогов актеров мы узнаем о дружбе Горького со Станиславским и Лениным, о его сильной любви к своему сыну, о его переживаниях и невзгодах, о слухах, которые ходили около него, и событиях, который повлияли на него как на писателя.

В субботу во дворе Национального музея состоялся музыкальный спектакль «Солнце над островом Капри». Это еще один проект московского фестиваля «Горький в Парке Горького». Режиссер ― Дмитрий Сердюк. За дирижёрским пультом была Мария Максимчук, дирижер Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. В проекте приняли участие актеры Владимир Ерёмин и Илона Гайшун, барочный ансамбль Tempo Restauro, Анастасия Белукова и Кирилл Золочевский.

 За основу сценария были взяты письма Максима Горького, написанные им в Италии и адресованные товарищам и близким, в том числе К. Станиславскому, В. Ленину и сыну Максиму, а также фрагменты из его «Сказок об Италии». Из писем нам становится известно, что на переезд писателя в Италию повлияла революция 1905 года. Он вынужден был на какой-то период уехать за границу. Итальянцы были в восторге от приезда знаменитого писателя. Не было ни дня, чтобы Максим Горький оставался без внимания. Поэтому он и принял решение перебраться в более тихое и уединенное место. Таким местом для него и для его Музы ― Марии Федоровны Андреевой ― стал остров Капри, на котором они жили практически одни.

Несмотря на то, что Горький был за границей, мысли о Родине и происходящих там событиях не давали ему покоя. Специально для него Мария Андреевна переводила ежедневные газеты, знакомя со всеми новостями. Именно здесь, на острове Капри, он познакомился со знаменитой женщиной- революционером Верой Фигнер.

Следующей точкой фестиваля «Горький+» в нынешнем году станет Нижний Новгород: здесь он пройдет с 6 по 9 июля. В Москве, где и зародился фестиваль, «Горький+» намечен с 11 по 20 августа.

Честно признаюсь, для меня Максим Горький не был любимым писателем. Еще в школьные годы я читала его произведения только потому что надо, а не потому, что хотела. Герои его произведений меня иногда удивляли, я не понимала, почему они такие, почему совершают столь непонятные мне поступки.

Сейчас же, посетив множество мероприятий, послушав его историю жизни, я посмотрела на него и на его произведения по-новому. Возможно, нужно набраться опыта и стать немного взрослее, чтобы начать понимать его идеи.

Но сейчас я твердо могу сказать, что этот писатель заслуживает нашего внимания.

Фото Юлии Сергивановой и Розы Садриевой

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить