Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Апрель | 2025 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | |
28 | 29 | 30 |
-
1919 - Постановлением Наркомпроса РСФСР Казанское промышленное училище преобразовано в политехнический институт
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани
Фотогалерея
Стиль жизни — в настоящем не забывать о прошлом
- Любовь Агеева
- 23 июля 2023 года
С 15 по 23 июля в Татарстане проходил многодневный этно-фестиваль «Возрождение: Эпос в современном прочтении».
Представляя его журналистам на пресс-конференции, министр культуры Ирада Аюпова сказала: «Это самое масштабное мероприятие их всех, что мы проводили». Проект «Возрождение: Эпос в современном прочтении» стал победителем первого грантового конкурса Президентского фонда культурных инициатив 2023 года.
В рамках фестиваля 19 июля во дворе Присутственных мест Кремля прошел народно-театральный перфоманс, в рамках которого были организованы выставки декоративно-прикладного искусства «Наследие и традиции», два показа мод ― театральный (участники могли примерить на себя костюмы артистов театра имени Г.Камала) и народный ― «Парад национальных костюмов» от проекта «Миллиард.татар» (в нем мог принять участие каждый желающий ― достаточно было прийти в собственном этнической костюме).
Отбор участников проводился в социальных сетях организаторов и партнеров мероприятия. Участников театрального показа отбирали в конкурсе среди подписчиков, участники народного показа должны были сделать фото в современном национальном костюме на локациях этно-fashion фестиваля «Стиль жизни — культурный код» в Присутственных местах или в городе Болгар.
В Кремле были показаны сцены из известных татарских спектаклей: «Старик из деревни Альдермыш», «Хужа Насретдин», «Голубая шаль». Мероприятие сопровождалось выступлением татарской этно-музыкальной группой «Алпар».
Организаторами народно-театрального перфоманса были Министерство культуры РТ, «Таткультресурсцентр», проект «Миллиард.татар».
Все остальные мероприятия фестиваля проходили на территории древнего Болгарского городища. Фестиваль «Возрождение: Эпос в современном прочтении» включал самые разные события, объединенные одной темой ― возможности сохранения в современном мире культурных традиций нашего прошлого, прошлого всех народов мира.
Посланцев всего мира его организаторы: Министерство культуры республики и Республиканский фонд возрождения памятников истории и культуры, конечно, собрать не могли, особенно учитывая политическую погоду за окнами наших домов, но, тем не менее, иностранные делегации получились представительные.
На показы мод, которые ежедневно проходили на свежем воздухе в «зрительном зале» возле Черной палата, приехали известные этно-дизайнеры Казахстана, Туркменистана, Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Объединенных Арабских Эмиратов, Катара, Индии, Бахрейна. Показали свои коллекции и дизайнеры нашей республики, гости из других городов России.
Стоит отметить, что это III этно-fashion фестиваль народного творчества и декоративно-прикладного искусства «Стиль жизни – Культурный код» ― Международный фестиваль этно-дизайнеров, который проходит в Великом Болгаре.
Второе, не менее интересное направление фестиваля ― это спектакли по древним народным эпосам, которые привезли наши гости: драма Государственного национального театра Карелии «Куллерво» по мотивам карельской и финской эпической поэмы «Калевала», драматическое сказание «Манасчы» Бишкекского театра, поставленное по мотивам киргизского эпоса «Манас», это квест-бот по бурятскому эпосу «Гэсэр», спектакли «Завет хана Кубрата» из болгарского города Варны, «Кыыс Дебилийэ» Театра «Олонхо» (Республика Саха-Якутия). «Кыыс Дэбилийэ» из Республики Саха (Якутия), а также спектакль «Завет хана Кубрата» из Болгарии (это один из проектов «Исторического парка» в этом городе).
В театральный блок программы входила также опера «Кара Пулат» («Черная Палата») татарского композитора Эльмира Низамова в постановке Татарского государственного театра драмы и комедии имени Карима Тинчурина.
Опера появилась в 2015 году при поддержке Республиканского Фонда возрождения памятников истории и культуры Татарстана.
Приветствуя участников и гостей фестиваля в воскресенье, день его закрытия, госсоветник РТ Минтимер Шаймиев, председатель попечительского совета Республиканского фонда «Возрождение», посол доброй воли ЮНЕСКО, сказал, что именно здесь, на земле Болгар, в прошлом году на показе оперы «Кара Пулат» родилась идея такого грандиозного события. Столица бывшего Болгарского государства, символически возрожденная на земле Татарстана, стала местом встречи прошлого и настоящего.
В эпосах, дастанах, былинах, легендах и сказаниях хранится многовековая мудрость народов, подчеркнул Минтимер Шаймиев. «Речь идет о нашем с вами прошлом, в данном случае ― прошлом предков и этой земли. Это новый подход. Когда мы восстановили Болгар, теперь от материального переходим к духовному возрождению. И будем этим последовательно заниматься».
Как подчеркнул Минтимер Шаймиев, «мудрость ― как священная книга, как алмаз, как золото — никогда не стареет, не теряет актуальности и всегда готова помочь человеку, народам и странам. Нужно только уметь воспользоваться этой мудростью во имя блага людей, народов и государств.
И суть, и смысл нашего фестиваля «Возрождение: эпос в современном прочтении» как раз и заключается в этом. Наша эпоха ― время активного диалога культур разных народов, наций, этнических групп, время обмена историческим опытом, время необходимости взаимопонимания. Поэтому диалог культур, особенно в нашей многонациональной, многоконфессиональной России, имеет колоссальное значение в деле укрепления единства народов и сохранения мира и благополучия на Земле».
Раис Татарстана Рустам Минниханов, обращаясь к участникам мероприятия, сказал, что становится все более востребованной с каждым годом:
«Это святая земля для нас земля. Мы видим, что этнокультура с каждым годом становится все более востребованной. Этот огромный труд людей, но самая большая благодарность вам за то, что сегодня вы вместе с нами».
Третье направление ― это специальная творческая лаборатория, в результате работы которой под руководством российского режиссера, актера театра и кино Александра Коручекова были поставлены и представлены зрителям эскизы спектаклей по произведению Кул Гали «Кысса-и Йусуф» и роману Чиниза Айтматова «И дольше века длится день...». В работе лаборатории приняли участие студенты ГИТИСа (мастерская С. Женовача) и Казанского театрального училища.
Еще одно важное направление ― деловое. В рамках фестиваля состоялась своего рода научно-практическая конференция по проблемам сохранения культурного наследия. Первая сессия называлась «Народные художественные промыслы и ремесла. Как не растерять все что имеем и сохранить культурный код страны в новых реалиях», вторая ― «Просветительский проект «Гастроли» – это стартовая точка входа института beinopen в регион».
Если первая носила более концептуальный характер ― это было обсуждение проблем и обмен опытом, то вторая была более прикладной. Перед участниками фестиваля выступил Алексей Баженов, идеолог проектов Beinopen, основатель Института развития индустрии моды Beinopen. С 2015 года институт проводит Форум новой модной индустрии Beinopen, который включает конференцию, выставку модных бизнесов и марок и международный фестиваль кино о моде и современной визуальной культуре BIOF.
За 7 лет институт beinopen проанализировал сотни модных проектов, выработал систему ценностей, собрал большое профессиональное сообщество. За последние три года его команда поработала с 12-ю регионами страны. «Гастроли» ― выжимка знаний о том, как делать моду в России сегодня и первый шаг к совместной работе ― так организаторы презентовал этот проект.
В субботу были подведены итоги образовательной программы «Маркетинг для мастеров народных промыслов». Ее автор ― Валентина Тарбеева, стратегический маркетолог, эксперт по дизайн-мышлению, предприниматель, наставник самозанятых в переходе от хаоса ремесленничества к системному прибыльному бизнесу. Что такое «цифровизация технологий», насколько это необходимо, что уже успешно «оцифровано» в культуре и что только предстоит?
Чего стоит опасаться и как это сможет отразиться на народном искусстве, традициях и в обычной жизни людей уже в самое ближайшее время? ― эти и другие вопросы обсудили представители малого и среднего бизнеса. Работа этой сессии завершилась презентацией VR-квеста «Игра ремесел. VR-погружение в мир народных промыслов», созданного специалистами РИА Новости по заказу Ассоциации «Наследие и традиции» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
В воскресенье прошел круглый стол «Народные художественные промыслы: универсальный культурный код нации». Его модератором была Елена Гущина, кандидат исторических наук, и.о. заведующего кафедрой антропологии и этнографии Казанского федерального университета. Это был свободный обмен мнениями по заранее выработанным вопросам, который предполагал в завершение выработку резолюций деловой программы, в частности, по законодательному регулированию в сфере народных художественных промыслов, их поддержке, интеграции в креативную экономику.
Составной часть деловой программа была выставка-ярмарка изделий народных мастеров.
Кроме перечисленного, фестиваль в Болгарах ― это многочисленные мастер-классы от мастеров народных промыслов, концертные программы, детский фестиваль народных игр «УЕН ФЕСТ» (многие участники фестиваля и гости приехали с детьми).
На территории Болгарского историко-архитектурного музея-заповедника работала площадка «ЧИРӘМ» ― в специальных домиках на берегу Волги можно было попить чай с травами. Гостей радовали дегустацией чая, меда и золотистых блинов.
Культурные программы в Болгарах, расположенных достаточно далеко от Казани, с каждым годом привлекают всё больше внимания казанцев. Во многом это забота организаторов, позаботившихся о трансфере, о местах в местных гостиницах, о питании и других услугах турбизнеса.
Есть в России много вариантов концертных площадок на свежем воздухе, но оригинальнее болгарской еще сыскать. Во-первых, сцена тут прямо у исторической Черной палате, во-вторых, вместо стульев ― спрессованные бруски соломы.
Естественно, и это немаловажно, здесь всё бесплатно. Но, скорее всего, часть расходов на проведение фестиваля окупилась. Возможно, не организаторам, а участникам, работавшим на выставке-ярмарке. Всё ― польза.
Снимки: Рамиль Гали (Татар-информ), Аяз Хасанов, Любовь Агеева и пресс-служба Раиса РТ.