Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Декабрь 2024 > >>
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
  • 1918Совет Казанского университета с 1 января 1919 отчислил 96 профессоров и преподавателей, ушедших в сентябре с Белой Армией и не возвратившихся из отпуска

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Павлинка», объединившая два театра

20 и 21 октября в рамках Качаловского театрального фестиваля на сцене театра имени Качалова шла веселая комедия «Павлинка».

Этот спектакль выбран для показа в Казани не случайно. Он считается визитной карточкой Национального академического театра имени Янки Купалы.

Старейшая постановка в репертуаре театра пользуется большой любовью зрителей. С «Павлинки» начинается каждый театральный сезон.

Датой основания театра имени Янки Купалы считается 14 сентября 1920 года, когда открылся Белорусский государственный театр (Белгосет). Но история театра начинается с 26 июня 1888 года. В этот день состоялась торжественная закладка здания театра на улице Энгельса в Минске.

В 1944 году театру было присвоено имя великого белорусского поэта и драматурга Янки Купалы, а в 1955 году ― звание академического. С 1993 года он имеет статус национального театра.

Как пишется в анонсе, обычную историю о том, как девушка выбрала себе жениха вопреки родительской воле, народный поэт Белоруссии Янка Купала щедро украсил национальным колоритом и сочным народным юмором. Секрет уникального успеха ее сценического воплощения сочетание ярких народных характеров, интересного сюжета, народных песен и танцев, благозвучного языка классика белорусской литературы и мастерства исполнителей. За время существо­вания спектакля участие в нем принимали несколько поколений лучших артистов республики, а сам он стал настоящей школой сценического мастерства.

Павлинка (Анастасия Воронкова) и Яким Сорока (Илья Крук)

Были опасения, что многие зрители в Казани (кстати, в Качаловском театре оба вечера был аншлаг) будут испытывать трудности с восприятием, ведь спектакль идет на белорусском языке. И хотя он во многом похож на русский, все равно такие трудности неизбежны. Театр подстраховался, и вместе с программкой все получили краткое содержание истории Павлинки и ее жениха.

Позитивное настроение, с которым играли наши гости, не могло не заразить зрителей. Казанцы приняли «Павлинку» удивительно тепло. Аплодисменты сопровождали многие мизансцены, особенно те, где звучали песни. Народный белорусский танец «Лявониха» вообще шел под аплодисменты.

Адольф Быковский - Михаил Свито

Актеры играли с большим вдохновением, и исполнители главных ролей, и молодые артисты участники вечеринки в доме Криницких, которые больше молчали, зато хорошо пели и задорно танцевали. Особенно яркими, можно сказать, жаржированными, получились образы Агаты Пусторевич (заслуженная артистка Республики Беларусь Тамара Миронова) и польского шляхтича Адольфа Быковского (Михаил Свито). Они сорвали больше всего аплодисментов. Не могла не очаровать зрителей своим голосом исполнительница роли Павлинки Анастасия Воронкова.

Агата Пусторевич, родственница Криницких - Тамара Миронова 

История, написанная классиком белорусской литературы Янкой Купалой еще в 1912 году и поставленная в трудном 1943-м, не воспринималась как музейный экспонат, хотя, как мне сказали, спектакль все эти годы сохраняется в постановке Льва Литвинова.

Да, это очень не похоже на современный театр, да, непривычна откровенно театральная игра актеров, да, серьезный конфликт, положенный в основу истории, больше напоминает веселую историю, чем трагедию.

Всё это так. Но, наверное, существование таких музейных спектаклей вполне оправдано. Где еще новые поколения увидят народные танцы, услышат народные песни?!

Мне это напомнило «Голубую шаль», которой начинает каждый театральный сезон Татарский академический театр имени Г. Камала. У таких спектаклей важная социальная миссия они хранят в первозданном виде народную историю и национальную культуру.

Кстати, пьеса «Паўлiнка» вовсе не была такой веселой историей, какую мы увидели на сцене. Янка Купала завершил ее совсем невесело Павлинка и сельский учитель Яким Сорока не смогли защитить свое счастье и погибли. Такой драматичный финал смущал зрителей первых театральный постановок, и они не имели успеха. Лирическая комедия, заявленная автором, трудно совмещалась с попыткой представить ее как серьезную социально-психологическую драму.

«И только отец увидел в ней то, что в ней действительно заложено, весёлую, задорную музыкально-лирическую комедию, отстаивающую право на любовь и радость, насмехающуюся над фальшью и домостроем. В этом ключе он её и решил, отказавшись от авторской концовки и заменив её счастливым бегством влюблённых. Всё было мягко стилизовано под народный лубок», так написал о спектакле «Павлинка» сын Льва Марковича Игорь Литвинов, который многие годы возглавлял кафедру иностранных языков в Казанском ветеринарном институте (Жизнь – это театр. Драматический).

Лев Маркович Литвинов

Не будем забывать и о том, что спектакль был поставлен в году войны, когда актеры из Минска находились в эвакуации в далекой Сибири. В жизни тогда и без того было много страданий. Людям хотелось хотя бы на время забыть о том, что происходит за стенами театра, на фронте. И режиссер-постановщик Лев Литвинов не мог этого не учитывать.

Этот спектакль стоит особо выделить из программы нынешнего Качаловского фестиваля. Во-первых, потому, что это ответная гастроль. В сентябре в Минске шли спектакли Казанского театра имени Качалова, которыми открылись Дни культуры Республики Татарстан в Республике Беларусь. Наш театр побывал в Беларуси впервые, и его спектакли шли на сцене Национального академического театра имени Янки Купалы с большим успехом.

Во-вторых, «Павлинку» поставил заслуженный артист ТССР и ТАССР Лев Литвинов (1899-1963), который на разных этапах своей творческой карьеры был главным режиссером драматических театров и в Минске, и в Казани. Он возглавлял театр имени Качалова с 1950 по 1963 год. Этот факт не остался без внимания организаторов фестиваля.

Гостей из Минска ждала дополнительная программа пребывания в Казани. Кроме традиционной экскурсии по Казани, которую провел для них руководитель театрального музея Роман Копылов, были еще два важных события.

В Минске знают о том, что в Татарстане есть Музей Янки Купалы, который жил в Печищах (Верхне-Услонский район) во время эвакуации, и актеры театра его имени не могли его не посетить.

В 1975 году в одном из зданий бывшей паровой мельницы богатого купца-старообрядца Ивана ПетровичаОконишникова был открыт единственный в России мемориальный музей народного поэта Белоруссии Ивана Доминиковича Луцевича ― Янки Купалы (1882-1942). Здесь он жил в эвакуации с 13 ноября 1941 по 18 июня 1942 года.

Не могу не сказать несколько добрых слов о Маргарите Антоновой, бывшем директоре этого музея (Маргарита Антонова в воспоминаниях друзей). Журналист по профессии, она серьезно занималась краеведением. Была исследователем, водила экскурсии по Казани, собирала документальные свидетельства об истории нашего города. В день смерти 8 мая 2003 года на ее столе лежали очередная краеведческая рукопись и старые фотографии древней Казани.

К этому времени она завершила работу по обновлению Музея Янки Купалы. Маргарита Николаевна задумала продлить жизнь музею Янки Купалы в Печищах, и ей это удалось (Была мельница, самая крупная в губернии). К 2000 году небольшая мемориальная экспозиция о писателе превратилась в настоящий краеведческий музей. Сегодня он сохраняет память не только о Янке Купале, но и об Оконишникове и его паровой мельнице, а также об истории этого села.

Особое место в исследованиях Антоновой занимала история белорусского писателя Янки Купала. Имея белорусские корни, она приняла приглашение и возглавила казанское землячество белорусов.

А вот о том, что Лев Маркович Литвинов похоронен в Казани, наши гости, да и актеры Качаловского театра не знали. Я тоже нашла его могилу случайно, когда искала захоронение Игоря Львовича Литвинова, с которым когда-то работала в КВИ.

21 октября наши гости во главе с директором театра Александром Шостаковым посетили Арское кладбище, возложили цветы на могилу Льва Марковича и его жены Эммы Хаимовны Дрейзиной (1904-1952), которая была артисткой Белгосета.

На кладбище они познакомились с правнуком Льва Литвинова ― Булатом Рустемовичем и его дочерью Сабиной, ученицей 7-го класса школы №12, а также с Резедой Сабитовской, сестрой его бабушки Назнины Сабитовской.

Резеда Газизовна передала в музей Качаловского театра архивные документы, связанные с Львом Марковичем, показала книгу о семье Литвиновых, которую издал его внук ― известный ученый в области биотехнологий Рустем Игоревич Литвинов.

Булат Литвинов и директор театра имени Янки Купала Александр Шостаков

А вечером Сабина вместе с Резедой Газизовной были на спектакле «Павлинка». Зрителям об этом сказали.

Второй спектакль завершился традиционной для Качаловского фестиваля процедурой ― художественный руководитель и директор театра имени Качалова Александр Славутский вручил памятные награды.

Статуэтку великого актера Василия Качалова принял директор театра из Минска Александр Шостаков, а Диплом художественный руководитель, заслуженная артистка Республики Беларусь Ольга Нефедова. Кстати, в спектакле «Павлинка» она исполняла роль матери главной героини Альжбеты Криницкой.

 

 Вот так спектакль «Павлинка» объединил два театра. Не исключено, что мы еще увидим в Казани другие спектакли Национального театра имени Янки Купалы.

 

Иллюстрации - снимки, предоставленные пресс-службой Качаловского театра, и сканы буклета Качаловского фестиваля

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить