Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Февраль | 2025 | > | >> | ||
1 | 2 | ||||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
-
1921 – Совнарком ТАССР принял декрет об учреждении ГИДУВа – Казанского клинического института, позднее - Государственного института усовершенствования врачей, ныне - Казанская медицинская академия
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани
Фотогалерея
Рустем Абязов: пока не мемуары, а только эскизы
- 01 апреля 2024 года
1 апреля в Государственном большом концертном зале имени С. Сайдашева прозвучал последний аккорд «Фестиваля – 65», организованного Казанским камерным оркестром La Primavera.
Музыкальный праздник был посвящен 65-летию его художественного руководителя и главного дирижера Рустема Абязова. Он родился 29 марта 1959 года. К юбилею маэстро был приурочен фестиваль из трех концертов.
На первом концерте 15 марта с программой «Музыка с французским шармом» Рустем Абязов выступил как солист. Он играл на старинной французской скрипке. Прозвучали Концерт Шоссона, соната Франка, знаменитое «Интродукция и рондо-каприччиозо» Сен-Санса. За дирижерским пультом был Ильяс Камал. Одновременно это был один из концертов традиционного фестиваля L’arte del arco.
Второй концерт «Взмахнул руками дирижёр, и волшебство земли коснулось…», который состоялся в день рождения маэстро, представлял Рустема Абязова как руководителя оркестра. В программе были любимые сочинения юбиляра: «Просветленная ночь» Шенберга, «Голубая рапсодия» Гершвина в исполнении Елены Лось и «Блестящая фантазия на темы из оперы Кармен» Борна. Соло на флейте-пикколо в «Блестящей фантазии» исполнила солистка оркестра Большого театра Елена Митрофанова.
А третий концерт проходил в форме традиционного капустника. Впервые оркестр пригласил слушателей на такую необычную форму 5 лет назад, на 60-детие руководителя коллектива. Поэтому программа 2024 года называлась «День Дурака. На Дураках держится мир – 2». Как и 5 лет назад, она была посвящена первому апреля.
Первоапрельский концерт-капустник, запланированный ранее, решили не отменять, хотя его программа несколько диссонировала с общим печальным настроением, вызванным терактом в «Крокус Сити Холле», который произошел 22 марта.
«Мы долго думали, можем ли в такой ситуации проводить несерьёзный концерт? И поняли: да, жить сейчас без оглядки на случившееся нельзя, и именно поэтому проводить концерт нужно! Нужно, чтобы подчеркнуть, что задуманное террористами не удалось – нас не запугали! Нужно, чтобы хоть немного помочь людям выйти из состояния подавленности, в котором многие сейчас пребывают, помочь им перенести самые сложные жизненные испытания», ― считает маэстро.
Рустем Абязов оказался прав – оркестру удалось отвлечь слушателей от горестных мыслей. Музыканты приняли решение передать часть денег, вырученных от продажи билетов на концерты «Фестиваля ̶ 65», в фонд помощи семьям пострадавших и погибших в теракте.
Серьезной в этот вечер была только Лилия Апакова, лектор-музыковед, представившая юбиляра перед началом капустника. Слушатели горячо приветствовали юбиляра.
Обычно на концертах оркестра маэстро весь в работе – дирижирует или играет на скрипке. На этот раз он, можно сказать, отдыхал. Автор сценария и ведущая Светлана Станчина, музыкант оркестра, по словам Абязова,самый остроумный человек в коллективе, отвела ему роль живого памятника на улице Баумана.
Обычно публичные поздравления сильно напрягают юбиляров. На этот раз их не было. Поскольку концерт был задуман как театральное действие с антрактом.
Музыкантам из расформированного оркестра надоело заниматься другими делами, и они решили собрать деньги на настоящий памятник, чтобы вернуть своего дирижера на сцену. В поиске денег участвовал весь зрительный зал.
Это была веселая процедура, прерываемая музыкальными вставками. Друзей оркестра попросили поздравить маэстро в такой необычной ситуации. Бас Владимир Васильев, художественный руководитель музыкально-литературного лектория Татарской государственной филармонии имени Г. Тукая, солисты оперной студии Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова, танцор Джулия Радионова, пианист Максим Мулин, виолончельный квартет D/s во главе с Сергеем Пономаревым приняли правила игры, и только художественный руководитель казанской рок-группа With Александр Лаврентьев не удержался и поздравил маэстро с юбилеем.
Нельзя не отметить, что капустник проходил практически в семейной атмосфере, поскольку у камерного оркестра уже давно свой зритель, готовый принять любые творческие эксперименты.
Концерт завершился, как и положено по традиции, выносом на сцену праздничного торта.
Светлана Станчина, та, которая все придумала
Фото на память после концерта
***
В дни фестиваля, 22 марта, журнал «Казань» совместно с оркестром La Primavera организовали в Культурном центре имени А.С. Пушкина презентацию книги Рустема Абязова «Эскизы мемуаров». Почти три года он писал в каждый номер этого издания одну из глав будущей книги. Специально для публикаций Рустема Юнусовича в журнале была создана рубрика «Эскизы мемуаров». Такое название получила и книга. В нее вошли публикации журнала, а также интервью и другие материалы, посвященные маэстро. Поклонники творчества маэстро могли приобрести уникальное издание и получить автограф автора.
Во время концерта-презентации прозвучало более десятка известных музыкальных номеров в исполнении оркестра La Primavera, в перерывах между которыми он ответил на вопросы зрителей и рассказал о том, как создавалась эта книга. Юбиляр порадовал зрителей авторскими песнями под гитару.
Напомним, в 2011 году вышла в свет книга «Соло для дирижера с оркестром», в основе которой большая беседа маэстро с известным музыковедом Гузель Сайфуллиной. Вы можете прочитать фрагмент из нее в рубрике «Читальный зал» («Соло для дирижера с оркестром»).
В интервью корреспонденту газеты «Республика Татарстан», опубликованном 18 марта, маэстро рассказал о предстоящем традиционном «Абязов-фестивале»:
«Фестиваль проходит раз в два года и нынче должен состояться. В этом году он будет посвящен взаимодействию музыки и слова. У нас есть две потрясающие программы: одна связывает музыку и стихи татарских поэтов, а вторая посвящена творчеству Бориса Пастернака. Обе программы сделаны с потрясающим актером, ректором Театрального института имени Щукина Евгением Князевым. Он читает стихи, как говорится, на «разрыв аорты». Мы выступали с ним на разных сценах, очень захотелось показать эти две программы в Казани.
Еще я очень надеюсь, что в рамках «Абязов-фестиваля» мы сделаем вечер посвящений от известных композиторов и поэтов в адрес оркестра La Primavera в связи с его 35-летием. Мне бы очень хотелось, чтобы все сочинения был написаны специально для этого концерта».
Фото Германа Логвинова (пресс-служба оркестра)