Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Январь | 2025 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
-
1992 – В Москве подписано первое в истории двусторонних отношений Российской Федерации и Республики Татарстан межправительственное соглашение об экономическом сотрудничестве
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«НЕФОТОГРАФИЯ. Портрет XVIII – начала XX века. Золотая коллекция. Пять столетий»
- 24 апреля 2024 года
Так называется выставка, которая открылась 24 апреля в главном здании Государственного музея изобразительных искусств РТ.
На церемонии открытия выступили директор ГМИИ РТ Розалия Нургалеева, главный хранитель музея Марина Кутнова, куратор выставки Екатерина Ключевская и гость из Санкт-Петербурга ― Алексей Мудров, директор музея Академии художеств.
Мы попросили рассказать о выставке ее куратора ― Екатерину Петровну Ключевскую.
― Произведения портретного жанра составляют значительную и особо ценную часть коллекции живописи Государственного музея изобразительных искусств. Полотна, вошедшие в состав экспозиции, представляют все слои общества XVIII–XIX веков – царствующих особ, титулованную знать, государственных и военных деятелей, представителей именитого купечества, духовенства, интеллигенции и крестьянства, а также многообразие особенностей портретного жанра – парсуны как переходный жанр европеизации художественной эстетики средневековья, репрезентативный и камерный кабинетный портрет, групповой семейный портрет, постановочный портрет-картина на фоне пейзажа или интерьера, портрет-тип с социальным подтекстом, костюмированный и стилизованный портрет, портретная миниатюра, соединившая в себе материальную ценность оправы и драгоценность живописи – таков диапазон стилистических и сюжетно-тематических особенностей искусства портрета.
Экспонируются произведения выдающихся художников-портретистов своего времени – Д. Г. Левицкого, В. А. Тропинина, К. П. Брюллова, Дж. Доу, П. Ф. Плешанова, И. Н. Крамского, И. Е. Репина, а также художников, чье творчество было тесно связано с Казанью – К. Барду, Р. А. Ступина, Л. Д. Крюкова, З. И. Иванова. В составе экспозиции немало анонимов, имена которых не сохранило время, но это не отменяет их художественной ценности и эстетической значимости.
XVIII – первая половина XIX века в русском искусстве были временем доминирования портретной живописи. Мужчины демонстрируют ум и достоинство, ордена, награды и знаки отличия, женщины – изящество и драгоценность костюма, позы, жеста, тонко нюансированные оттенки эмоционального состояния. Большинство подобных произведений происходит из фамильных портретных галерей и несет в себе мемориальную функцию сохранения памяти о человеке.
С течением времени существенно менялись ценностные приоритеты в осмыслении человеческой личности, что находило отражение в портретном искусстве – менялось «лицо» эпохи: разночинная интеллигенция, деятели науки и искусства, третье сословие, крестьяне… Портрет эволюционировал в сторону фиксации не только внешности, но и внутренней наполненности образа, передачи мимолетности эмоционально-психологической характеристики. Творческие методы и эстетические свойства портретной живописи необычайно расширились, неся на себе отпечаток моды, личных вкусов, общественно-политических симпатий, а также и массовой портретной фотографии. Портрет, как результат длительной работы над образом, и натурный этюд уравнивались в эстетической ценности. Доминировала сиюминутность повседневности, воплощенная в портрете.
При отборе произведений отдавалось предпочтение произведениям, редко покидающим запасники. В состав экспозиции включены некоторые произведения бытового жанра, дополняющие представление о жизни разных сословий того времени. Так возникла тема охоты, получившая в XIX веке отражение не только в литературе С. Т. Аксакова, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, И. Н. Бунина и многих других, но и в расцвете анималистического жанра в живописи. Охота, как одно из любимых занятий мелкопоместного провинциального дворянства, являлась воплощением единства жизни человека с природой, возможностью наслаждаться ею.
Произведения, представленные в экспозиции, расположенной в нескольких залах, персонифицируют историю нашего края: экспонируются портреты представителей известных фамилий Казанской губернии – Молоствовых, Сазоновых, Матюниных, Осокиных, Горемыкиных, Колбецких, Манасеиных, Нейковых, Толстых, Мусиных-Пушкиных, Александровых-Гейнс и др.
Произведения, которые можно увидеть в экспозиции, поступали в Казанский городской музей на рубеже XIX–XX веков из более чем 20-ти фамильных портретных галерей и частных собраний Казани, а также из Музея искусств и древностей Императорского Казанского университета, Первой Казанской мужской гимназии, Казанского Архиерейского дома, Казанского Богородичного монастыря.
Выставка будет работать всё лето и продлится до 15 сентября 2024 года
Фото от пресс-службы музея
Информация от музея
Входной билет музея на все выставки - от 200 до 500 рублей.
Лицам младше 18 вход свободный, лицам младше 14 требуется сопровождение родителя, лицам от 14 требуется предъявить паспорт на кассе.