Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Сентябрь 2024 > >>
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
  • 1908 – Министр народного просвещения утвердил графа Льва Николаевича Толстого в звании Почетного члена Императорского Казанского университета и разрешил поместить портрет его в университетском актовом зале

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Кинофестиваль «Алтын минбар»: день первый

6 сентября открылся XX, юбилейный, Казанский международный кинофестиваль «Алтын минбар», собравший кинематографистов из 40 стран.

На фестивале будет показан 141 фильм, из которых 51 участвует в конкурсе. Программа очередного фестиваля мусульманского кино, у которого теперь другое название — «Алтын минбар» — столь обширна, что не найдется в Казани человека, который посмотрит всё, что в нее включено. 

Участники церемонии открытия могли составить общее впечатление о конкурсных фильмах по тизерам, представленным 6 сентября в Ратуше.

Смотрите анонсную информацию в «Казанских историях» - «Витамины для души» от организаторов кинофестиваля «Алтын минбар».

*

По красной ковровой дорожке в Ратушу прошли члены жюри, в том числе председатель — Метин Гюнай, режиссер сериалов «Воскресший Эртугрул» и «Основание: Осман», участники фестиваля — создатели конкурсных фильмов, а также его гости: актер Чагры Шенсой, который знаком зрителям по ролям в сериалах «Основание: Осман» и «Великолепный век. Империя Кёсем», актриса театра и кино Анастасия Крылова, актеры, которых представлять не надо: народная артистка России Светлана Крючкова и народный артист России Сергей Никоненко.

По сути, фестиваль обычно начинается до официальной церемонии открытия. Знакомство, деловые разговоры, обмен мнениями - всё это происходит еще в гостинице.

На этот раз участники фестиваля жили в отеле "Ногай", недалеко от центра "Родина", где в трех залах показывались конкурсные и внеконкурсные фильмы.

Красную дорожку не отменили, хотя совсем рядом с Ратушей идут ремонтные работы. Это важная часть фестиваля для его участников - фото, сделанные на фоне фестивального логотипа на дорожке и уже в Ратуше, будут напоминать нашим гостям о Казани, а  кинематографистам Татарстана  - о важном этапе их творческих биографий.

 

А для казанцев это редкая возможность увидеть оригинальные национальные одежды многих стран пока не очень знакомого нам Востока.

*

В Ратуше участников фестиваля поприветствовал Председатель Государственного Совета Татарстана Фарид Мухаметшин.

— Мы рады новой встречи с вами. На первом фестивале 20 лет назад мы приняли всего 40 киноработ из 12 стран. В этом году отборочная комиссия рассмотрела 814 заявок из 47 стран. Это еще раз подтверждает, что Татарстан — центр межконфессионального согласия и образец добрососедских отношений, — сказал он.

Фарид Мухаметшин подчеркнул, что каждая из картин, представленных на фестивале в Казани, популяризирует  общечеловеческие духовные ценности. Эту мысль подхватил первый заместитель председателя Совета муфтиев России и ДУМ РФ Рушан хазрат Аббясов:

— В мире много кинофестивалей, но наш выгодно отличается среди других. Этот форум придумали, чтобы показывать широкой общественности доброе и нравственное кино. Сегодня этот посыл как никогда востребован в мире, в котором находятся те, кто искажает такие фундаментальные понятия, как семья. Мы же обязаны сохранять нашу духовность и традиционные ценности. В этом смысле кино выступает инструментом в достижении этой цели.

Во многом по этой причине кинофестиваль вернул свое исконное название — «Алтын минбар». По мнению министра культуры РТ Ирады Аюповой, оно наилучшим образом отражает суть фестиваля.

—  В этом словосочетании  слово «алтын» подразумевает ценности человечества, «минбар» — духовную кафедру. Нам сегодня как никогда нужна трибуна, с которой мы могли бы доносить истинные ценности цивилизации посредством кинематографа, искусства и культуры в целом. На нашем кинопроекте мы говорим о добре и любви. Я хочу поблагодарить всех собравшихся за то, что вы разделяете с нами эту ценностную систему, — подчеркнула Аюпова.

Министр зачитала письмо министра культуры России Ольги Любимовой, которая  поприветствовала гостей фестиваля и поблагодарила всех причастных к этому важному событию за вклад в его организацию.

«Алтын минбар» стремится не только развлечь зрителя, но вдохновить на добрые поступки, укрепить национальную культурную идентичность и воспитать прочные семейные отношения, что особенно важно в Год семьи в России», — было сказано в письме.

Под занавес кинофестиваля «Алтын минбар» объявят имена победителей, которым будут вручены 13 наград и 6 спецпризов.

На церемонии открытия фестиваля презентовали кинопроект «Кино за 7 дней», представили его участников. В нем приняли участие 10 команд, представляющих страны БРИКС, гостей откуда все мы ждем в октябре.

— За пять лет существования проекта участники сделали 40 короткометражных фильмов, которые путешествуют по всему миру. Для нас большая честь работать в Татарстане. Все, кто снимал здесь, бесконечно влюблены в этот край, — отметил генеральный продюсер проекта Станислав Ершов.

В торжественной обстановке молодым дарованиям вручили заслуженные призы.  Третье место заняла кинолента «Любовь» Ильи Северова из России, второй фильм — «Животные»  — снимал Родриго де Медейроса из Бразилии. Первая награда  — у фильма «Возрождение» Ата Моаби из Ирана. 

Старт фестиваля ознаменовала песня «Татарстан» в исполнении Эльмиры Калимуллиной и хора Государственного ансамбля песни и танца РТ.

*

В преддверии церемонии открытия состоялась пресс-конференция с отборочной комиссией фестиваля, в которой приняли участие председатель отборочной комиссии, директор Нового института культурологии Нина Кочеляева, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой филологии и страноведения Российского Исламского института Тимур Шайхуллин, доктор философии и искусствоведения, киновед, генеральный директор агентства «Евразия Глобал Коннектинг» Светлана Слапке (Германия).

В этом году мы сосредоточились на кино, которое можно охарактеризовать, как кино морального беспокойства. Эта важная для нас точка зрения, точка отсчета для формирования программы. Потому что сформировавшийся в 1960-70-е годы жанр в такой интенсивно меняющейся ситуации утрачивал силу. Мы решили дать этому направлению второе дыхание, — отметила Н. Кочеляева.

Юбилейный фестиваль претерпел некоторые изменения: короткометражные и полнометражные фильмы теперь объединены в одну программу. Благодаря этому появилась возможность сделать анимационный конкурс. Общее количество заявок приблизилось к 900 картинам, в связи с тем, что помимо официально заявленных 814 фильмов были 43 казахстанских мультфильма.

 Где, как не в Казани, в этой точке пересечения и взаимодействия культур, создавать именно такой фестиваль?! — подчеркнула Нина Кочеляева.

 — Мы через фильмы хотели показать географию фестиваля, насколько он популярен как в исламском мире, так и международном плане. В этом году основная тенденция — тема поиска морально-нравственных ценностей в контексте социальной справедливости, — отметила Светлана Слапке.

Этой теме посвящена индийская художественная короткометражка «Сын своей земли» —  о борьбе сенегальских рыбаков с монополистами (режиссер Аканшья Бхагабати

Вторая сквозная тема юбилейного фестиваля — семейно-родственные отношения. К примеру, картина «Честь» (Республика Карачаево-Черкессия) посвящена мужскому воспитанию сыновей. Два брата рано потеряли родителей и воспитываются дедушкой. Старик и старший брат Махмут придерживаются норм, обычаев и традиций предков, а младшему брату хочется вырваться из этого. Его манит современная жизнь в городе... 

По словам Светланы Слапке, несмотря на то, что программа «Тюркский мир» вне конкурса, она особенно популярна среди казанской публики. Это объясняется естественным интересом к тюркоязычным странам. Раньше в этом направлении превалировали исторические темы. Но уже второй год такого не наблюдается. В центре внимания кинематографистов — внутрисемейные, межчеловеческие отношения.

— Нельзя не упомянуть о татарстанских лентах. В этом году Татарстан нас радовал качеством своего кино. Картина, вошедшая в основную программу конкурса, — «Гора влюбленных» Салавата Юзеева, две картины включены в «Национальный конкурс»: «Я приду» и «Немая кукушка». Я была приятно удивлена и обрадована.

Фестиваль, Казанский государственный институт культуры и возможность творить — всё это делает татарстанские фильмы намного сильнее и лучше. На наших глазах они вырастают в качестве. Также год от года растет уровень работ студентов КазГИК, подчеркнула председатель отборочной комиссии. По ее словам, фестиваль — это праздник для всех.

Что бы жюри не решило, для нас это — большая радость, удовольствие, счастье встреч. Спасибо Казани, что она принимает такой прекрасный, большой кинофестиваль. И очень здорово, что у республики хватает сил, желания и энтузиазма это делать, — отметила Н. Кочеляева.

*

XX Казанский Международный кинофестиваль «Алтын минбар» открылся фильмом «В объятиях дерева» иранского режиссера Бабака Хаджепашы. Это российская премьера — в нашей стране и именно в Казани киноленту покажут впервые.

—  В России 2024 год объявили Годом семьи. Потому в качестве фильма-открытия мы выбрали психологическую семейную драму. Она поднимает глобальную и острую на сегодняшний день тему и напоминает о необходимости беречь брачные отношения, уважать выбор детей и всеми силами сохранять семью, — прокомментировала глава отборочной комиссии Казанского кинофестиваля Нина Кочеляева.

Иранская история могла случиться в любой другой стране, поскольку везде есть семьи на грани развода. Конечно, есть какая-то национальная специфика, но чувства, которые люди испытывают,  встретившись с бедой, не зависят от национальности.

В фильме рассказывается об истории одной семьи, которую спасет крепкая дружба двух сыновей. Только угроза потерять их заставит Кимью и Фарида сохранить двенадцатилетний брак, который разрушает «депрессивная» жена. Муж не знает причину рождения ее фобии — она не может пересечь 15-километровую метку на пути из города и потому уже много лет не навещает своих родителей. 

В поисках пропавших сыновей женщина находит в себе силы увидеть то место, когда много лет назад встретила насильника.

Не менее интересно было наблюдать за развитием отношений их сыновей. Старший опекает младшего, и они оба не представляют жизни друг без друга. 

Фильм снят в 2023 году. Сценарист: Бабак Хаджепаша. Музыка: Фардин Халатбари. Продюсеры: Мохамадреза Месбах, Саджад Насролахинасаб.

В фильме прекрасный актерский ансамбль, в котором одинаково органичны как опытные актеры, так и два мальчика, играющие сыновей. В картине снимались Марал Баниадам, Джавад Камати, Рохолла Замани, Ахура Лотфи, Райан Лотфи.

Картина хорошо снята, держит в напряжении от первого до последнего кадра. Начавшись с предчувствия беды, она завершается катарсисом – мать и отец находят сыновей не в реке, как это могло бы случиться, а под тутовым деревом. Теперь уже никому не придет в голову разлучить их…

После сеанса была недолгая встреча с представителем киноиндустрии Ирана, которому были интересны впечатления зрителей. Мнения были единодушны, отзывы — только благожелательные.

В тексте использованы релизы пресс-центра фестиваля

Фото Розы Садриевой

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить