Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1938 – Принято постановление СНК ТАССР об организации музея А.М.Горького в доме, где раньше была пекарня А.С.Деренкова. Открытие музея состоялось 12 марта 1940
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Эрмитаж: погружение в «Прекрасную эпоху»
- 28 ноября 2024 года
29 ноября в Центре «Эрмитаж - Казань» открывается выставка «Прекрасная эпоха. Европейское искусство рубежа XIX-XX веков из собрания Государственного Эрмитажа».
Она посвящена небывалому расцвету культуры в Европе в период между окончанием Франко-прусской (1871) и началом Первой мировой войны (1914), получивший название Belle Epoque — «Прекрасная эпоха».
«Выставка уникальна и по составу, и по повороту темы. Она рассказывает о том, насколько художественная жизнь Франции была богаче и разнообразнее, чем существующий шаблон о революции, произведённой импрессионистами. Она же показывает в очередной раз, насколько коллекции Эрмитажа многоплановы и многозначны, и эта сложность показа и восприятия находит выражение именно в таких приятных, но тематически заострённых выставках», — отмечает генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский.
Это самые счастливые и беззаботные годы для Европы, эра процветания, мира, благополучия. Прекрасная эпоха в большей степени, чем любой иной период истории, представляет собой воплощение savoir vivre, искусства наслаждения жизнью. Обозначение это не лишено ностальгического оттенка и родилось уже после Первой мировой войны, когда эпохе пришел конец. Травмирующий опыт сопоставлялся со старыми добрыми временами, безвозвратно ушедшими в прошлое.
На выставке перед зрителями предстанет обширная панорама искусства, охватывающая более сорока лет. Экспозицию составят 175 экспонатов из собрания Государственного Эрмитажа, которые передают образ этого удивительного времени, навсегда изменившего саму суть искусства. В их числе избранные работы Поля Гогена, Эдгара Дега, Андре Дерена, Анри Матисса, Пабло Пикассо, Камиля Писсарро, Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Анри де Тулуз-Лотрека и других значимых мастеров Прекрасной эпохи. Помимо живописных произведений, на выставке будут представлены рисунки, гравюры и предметы декоративно-прикладного искусства.
Кураторы выставки — заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Михаил Олегович Дединкин и старший научный сотрудник, главный хранитель Отдела западноевропейского изобразительного искусства Ольга Дмитриевна Леонтьева.
Выставка пройдёт в рамках Дней Эрмитажа — серии уникальных музейных событий, позволяющих прикоснуться к богатейшему собранию Государственного Эрмитажа за пределами Санкт-Петербурга.
«Прекрасная эпоха» станет уже третьей выставкой Эрмитажа, открытой в Казани в 2024 году. В феврале в Центре «Эрмитаж - Казань» начала работу выставка «Не верь глазам своим». Иллюзии в искусстве», а в сентябре, в преддверии саммита стран БРИКС, — «Мужи благородства спешат ко двору...» Пир и охота в странах Востока».
Выставку «Прекрасная эпоха. Европейское искусство рубежа XIX-XX веков из собрания Государственного Эрмитажа» можно посетить по входному билету в Центр «Эрмитаж - Казань» до 14 сентября 2025 года.
Выставка будет работать с 29 ноября 2024 года до 14 сентября 2025 года.
Разделы выставки
Пейзаж
В истории живописи XIX столетие стало веком пейзажа. Этот жанр был ареной, на которой происходили самые важные изменения и эксперименты. Всплеск интереса к пейзажу был вызван не только отказом от сюжета в пользу живописи как таковой: в 1841 году были запатентованы тюбики для красок, что позволило художникам работать на пленэре, а к концу 1860-х годов Францию связала сеть железных дорог. Путь до красивейших пригородов отныне занимал не более часа.
Представленные в этом разделе пейзажи показывают, насколько разными были художественные поиски авторов Прекрасной эпохи. Зрители смогут сравнить манеру Андре Дерена и Поля Сезанна, Поля Гогена и Альфреда Сислея.
Отдых на свежем воздухе
Во Франции XIX век был ознаменован появлением большого количества парков и садов. Градостроительная реформа барона Жоржа Эжена Османа подарила Парижу около тридцати новых скверов, а на бульварах и улицах города были высажены тысячи деревьев. По воскресеньям столица пустела, горожане устремлялись в пригороды.
Развитие морского транспорта способствовало популярности садоводства, достигшего пика во второй половине XIX — начале XX века. В стороне от всеобщего увлечения не остались и художники, многие из которых обзаводились собственными садами. В этот раздел выставки вошли в том числе картины Анри Матисса, Огюста Ренуара и, конечно, Клода Моне — самого известного садовода в истории мировой живописи.
Развлечения
На фоне экономического процветания и общего улучшения качества жизни в Париже возникло бесчисленное множество новых видов досуга. Кафешантаны, кабаре, мюзик-холлы, цирки, скачки, рестораны и кафе становятся доступны уже не только среднему классу, но и сельскому населению и простым рабочим.
Этот раздел посвящён ночной жизни Парижа. Здесь можно будет увидеть знаменитые афиши Анри де Тулуз-Лотрека и менее известных авторов, а также картины и графику, в которых нашли отражение самые разные развлечения столичной публики.
Париж
Французская столица стала вдохновителем, символом и главным местом действия Прекрасной эпохи. В этот период зажиточный Париж неоднократно перестраивается, а его население увеличивается втрое, и художники стремятся выразить дух обновлённого города.
Раздел познакомит посетителей выставки как с салонной живописью, так и с поисками новаторов, в том числе Камиля Писсарро, создавшего больше видов французской столицы, чем кто-либо из импрессионистов. Один из видов Монмартра кисти Писсарро также вошёл в состав экспозиции.
Изобилие магазинов и развитие полиграфии предшествуют массовому производству ярких, красочных плакатов, исполняемых зачастую в очень большом формате. Представленные на выставке плакаты Анри де Тулуз-Лотрека, Теофиля Стейнлена, Альфонса Мухи, Пьера Боннара наводняли парижские улицы, превращая их в художественные галереи под открытым небом.
Портрет эпохи
Весь мир знает импрессионистов, некогда почти безвестных, но забыл кумиров Прекрасной эпохи — мастеров портретного жанра. Когда-то они составляли славу Франции и принимали многочисленные заказы, в том числе и от русской знати.
В этом разделе представлены работы мэтра парижского Салона Александра Кабанеля и «последнего придворного портретиста» Фюлопа Ласло, а также других востребованных художников того времени. Салонные мастера проявляли изобретательность в выборе позы, жестов, ракурсов, чтобы избежать статичности. Небрежно наброшенная нить жемчуга на шее О. В. Палей, изображённой Паскалем Даньян-Бувре, словно бы случайно ниспадает с её плеча. Но стоит только перевести взгляд на «Даму в чёрном» Огюста Ренуара, как становится очевидной вся искусственность таких приёмов.
Красавицы
В Прекрасную эпоху красота — особенно женская красота — была возведена в культ. Мода достигает своего апогея и уже становится неотъемлемой частью жизни; процветают косметология, парфюмерия, парикмахерское дело.
Одной из наиболее популярных областей французской живописи был жанр ню. В отличие от салонных мастеров, Ренуару, Матиссу и многим другим не требовалось какого-либо сюжетного обоснования изображения нагого тела, они писали своих современниц — живых женщин, а не модный идеал. Посетители выставки смогут проследить ключевые различия во взглядах лучших художников эпохи на женскую красоту.
Ар нуво
Технический прогресс и бурное развитие промышленности во второй половине XIX века сказались на самом процессе создания предметов. Ручной труд повсеместно заменялся механическим, отчего страдало и качество, и красота изделий. Ответом на эти процессы стал модерн или, как его называют на французский манер, ар нуво — «новое искусство».
Отныне всё — от архитектуры, обоев и мебели до книжного переплёта или столовых приборов — приобретало значение и должно было находиться в гармонии, в едином стиле. Этот раздел выставки составляют многочисленные литографии, рекламные плакаты, шпалеры, вазы и фарфоровые изделия: вещественные документы эстетической революции, выражавшей саму суть Прекрасной эпохи.
Релиз от Эрмитажа