Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Март | 2025 | > | >> | ||
1 | 2 | ||||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | |
31 |
-
1990 - Совет Министров ТАССР принял постановление о прекращении строительства атомной станции в республике. Однако его мало кто заметил, поскольку решение об АЭС принималось не в Казани, а в Москве
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани
Фотогалерея
Иеромонах Фотий: песня сродни молитвы в храме
- Любовь Агеева
- 20 февраля 2025 года
20 февраля в Государственном концертном зале имени С. Сайдашева дал концерт насельник Пафнутьево-Боровского православного монастыря иеромонах Фотий.
Это было не первое его выступление в нашем городе, и публика в зрительном зале знала, на кого шла. Это было видно по тому, что свободных мест практически не было, а цветов певцу подарили столько, сколько не дарят поп-дивам.
О поющем отце Фотии, который выходит на сцену в рясе, узнали в 2015 году после его победы в телепроекте «Голос» Первого канала. В одном из своих интервью он рассказал, что подал заявку в 2013-м, был приглашён на кастинг, но не решился обратиться к митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту за благословением и потому не участвовал в конкурсе. В 2015 году на имя митрополита с просьбой отпустить отца Фотия на конкурс обратились организаторы телешоу.
На первом «слепом» прослушивании исполнил арию Ленского из оперы «Евгений Онегин». Едва иеромонах Фотий пропел первые строки на слепом прослушивании: «Куда, куда, куда вы удалились, судьбы моей златые дни?», Григорий Лепс прервал его и взял в свою команду. С ним он дошёл до финала четвертого сезона и одержал победу.
Участие отца Фотия в прослушиваниях, а потом и победа в телепроекте вызвали горячую дискуссию: уместно ли монаху выходить на сцену? Уже на следующий день после объявления итогов он получил послание от Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Поздравляю отца Фотия с победой в конкурсе «Голос». Предприятие с самого начала было весьма спорным и даже, хотел бы сказать, опасным для монаха. Потому что эстрада и монашеское призвание как бы несовместимы. Но результат, на удивление, оказался положительным — думаю, и для отца Фотия, и для всех, кто его слушал и кто его полюбил. И поэтому, поздравляя отца Фотия, хотел бы пожелать ему сохранять ту естественность поведения, скромность, которая присуща монашескому званию и по которой люди — как церковные, так и нецерковные — определяют духовное состояние священнослужителя. Сохрани в сердце то, что я тебе желаю в непростое для тебя время, наступающее после победы на конкурсе. Желаю также помнить, что избранный тобой монашеский путь по своему значению и по смыслу превышает ту победу, которую ты одержал. Ведь многие и голосовали не только за голос, но и за образ».
Это поздравление теперь для певца — вроде оберега. Общаясь с журналистами, он не скрывает, что не всем в монастыре нравится поющий монах.
Его судьба необычна. Музыкой увлекался с детства. С родителями эмигрировал в Германию, вернулся в Россию, чтобы стать монахом. Будучи профессиональным музыкантом, органистом и пианистом, по своей воле пришел в монастырь, дал обет посвятить свою жизнь Богу. И лишь изредка позволяет себе на некоторое время побыть в условиях мирской жизни. Он выступает с концертами, участвует в благотворительных вечерах и патриотических акциях. Его нередко можно видеть на телеканале «Спас».
В монастыре отец Фотий открыл новую ветвь в своем творчестве — профессиональное пение. Занимался с профессиональным педагогом-вокалистом Виктором Твардовским. В его репертуаре не только религиозные песнопения, но и светская музыка – известные песни, в том числе народные, романсы, бардовские сочинения, хиты из репертуара известных певцов, оперные арии. Раньше пел на итальянском, испанском, французском и английском языках, сейчас не считает это возможным.
В Казани была типичная программа для эстрадного артиста, и если концерт и выделялся чем-то среди остальных, то это была особая манера пения отца Фотия — когда у певца нет другого средства достучаться до сердец зрителей, кроме голоса. А голос его называют ангельским.
Его даже обвиняют в том, что он все песни поет одинаково, но это не отсутствие опыта концертных выступлений. Для него песня «сродни молитвы в храме, а та идёт изнутри естества человека, в ней нет артистизма, игры». Он убежден, что православное пение должно быть бесстрастным, нельзя вводить себя в излишнюю эмоциональность. Главное — пропустить то, о чем поешь, через свое сердце.
По его мнению, после телешоу полезно использовать свою известность для того, чтобы проповедовать, привлекать людей ко Христу, к спасению. Говорить им какие-то вещи, которые они раньше не знали. На концерте он обходится без ведущего, скрепляя отдельные номера небольшими комментариями. Поет в основном под аккомпанемент рояля, за которым в этот вечер был пианист Александр Тевелев. Инструментальные композиции, который звучали в ГБКЗ, были вознаграждены не менее дружными аплодисментами, чем пение отца Фотия.
Виталий Мочалов при рождении (он родом из Нижнего Новгорода), потом иеродиакон Савватий, далее иеромонах отец Фотий — в свои 40 лет он имеет уже третье имя и проживает, соответственно, третью жизнь. Он получил духовное образование — закончил Калужскую духовную. Во время учебы жил в монастыре, учился заочно.
Непосредственное место служения отца Фотия — центральный храм, Рождественский собор Пафнутьево-Боровского монастыря, где проходят все основные службы в обители. Кроме того, он занимается издательскими проектами, фотографирует. В монастырской редакции набирает тексты, верстает и отвечает за оформление и дизайн еженедельника «Вестник», газеты «Боровский просветитель», православного журнала для детей «Кораблик». Бывает, ведет видеосъемку, а потом монтирует небольшие фильмы.
Вот как он определяет главные смыслы своей жизни:
«Монашеская жизнь проста и сложна одновременно. Образ жизни монаха подразумевает, что по большей части он один — в своём мире, в своих мыслях. Само слово «моно» означает «один». Главное — быть на связи с Богом, молиться. Когда монах уходит в монастырь он как бы разрывает свою пуповину с семьёй, родителей заменяет Господь, а старец становится наставником. Господь даёт то, что во благо душе.
Если говорить о моей жизни, то она полностью исходит из монашеского целеполагания. Это означает свободу от всего, что представляет мирскую ценность. Монах может, конечно, обладать какими-то вещами, например, смартфоном, планшетом, бытовыми приборами, но это не является жизненным приоритетом. Монах свободен от того, что могло бы поработить. При этом он может быть свидетелем всего, что происходит вокруг, но это не может повлиять на его образ мыслей, изменить каким-либо образом».
За качество снимков прошу прощения - сидела очень далеко