Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Хронограф

<< < Июнь 2025 > >>
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
  • 1924 – В 9 часов утра в первый рейс по маршруту Казань – Нижний Новгород – Москва с аэродрома Казани отправился самолет, пилотируемый Ильей Гаркави

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Видимо-невидимо»: дети учатся слушать, понимать себя и окружающих

21 и 22 июня на театральной площадке  MOÑ в здании Национальной библиотеки РТ покажут три необычных спектакля.

В роли артистов были старшеклассники трех сельских школ республики. Это уже третий показ в рамках театрально-педагогического проекта «Видимо-невидимо», организованного фондом «Живой город» при поддержке благотворительного фонда «Татнефть».

Первыми зрителями постановок стали односельчане – родители, друзья и учителя. На втором этапе спектакли шли на профессиональной сцене театральной площадки MOÑ.

Под руководством молодых профессиональных режиссеров и актеров  из Казани три творческие группы за две недели создали спектакли, сюжет которых рождался из личных историй ребят, их переживаний, мечтаний и событий из повседневной жизни.

Обращаясь к журналистам на пресс-конференции 19 июня с экрана, соосновательница фонда «Живой город» Диана Сафарова подчеркнула, что проект неслучайно называется «Видимо-невидимо»: «Важно, что работа строится не по принципу «научить», а по принципу «изучить что-то вместе». Режиссеры ищут способы самовыражения в самих детях, не диктуют свое, а создают вместе со школьниками».

Проект делает видимым то, что редко попадает в центр внимания взрослых.  Это не столько театр, сколько инструмент саморазвития. Его цель — не столько научить ребят каким-то театральным премудростям, сколько присмотреться к их жизни, понять, что их волнует, каким проблемы им кажутся неразрешимыми. В результате общения, которое проходит в виде игр, мастер-классов и тренингов,  возникают короткие сцены, в которых школьники, выражая себя в действии, рассказывают о своих мечтах и тревогах.   

Немаловажно, что право голоса получают сельские ребята, и некоторые приезжают в Казань впервые. Три проекта показали его организаторам, что сельские подростки мало чем отличаются от городских — они так же сидят в интернете, слушают одни и те же песни, смотрят одни и те же фильмы. Как сказали спикеры на пресс-конференции, в каком-то смысле даже более развитые, чем их городские сверстники.

Но разница все-таки есть. Сельчане более естественны в своих проявлениях, в их суждениях и поведении меньше наносного, привнесенного массовой культурой, они более приближены к природе.

К тому же гости из Казани должны были учитывать, что сельские дети живут совсем в другом ритме — они больше помогают родителям по дому и хозяйству. Приходилось прерывать занятия, чтобы юные артисты встретили вечером стадо животных с дневного выпаса.

Миссия нашего проекта — дать возможность детям раскрыть свои творческие и креативные способности, научиться слушать, понимать себя и окружающих, расширить кругозор, — дополнила второй соучредитель фонда — Инна Яркова. — Некоторые участники проекта раньше вообще не были в Казани, и представить здесь свои спектакли — это большое событие для них.

Мне хочется, чтобы у этих спектаклей сложилась удачная гастрольная судьба, чтобы их смогли увидеть как можно больше жителей республики».

Она рассказала журналистам, что в первый год фонд «Живой угол» привлёк студенток магистратуры «Социальный театр» из ГИТИСа, то есть творческие команды были частично из Москвы, и поддерживать с ними связь после проекта было сложно: они приехали, включились, выключились. Когда же команды местные, возникает совсем другой уровень связи как внутри творческих коллективов (они продолжают общаться в чатах), так и среди всех участников проекта. С прошлого года все творческие команды, которые работали с сельскими детьми, были из Татарстана.

«Мы должны знать свой край, выходить за пределы города, давать режиссерам возможность получить опыт. Самое интересное, что большинство команд, которые участвовали в 2025-м, хотят участвовать еще раз, но мы говорим, что нужно и другим дать возможность себя проявить», — завершила свое выступление Инна Яркова.

Творческие команды были созданы по заявкам школ, и в заявках определялось, на каком языке будут будущие спектакли. Молодые деятели театра готовы работать и на татарском, и на русском языках. Два спектакля шли на татарском языке, но с переводом.

Жанры спектаклей разные. Чаще всего форма театрального действия определяется во время работы. В жанровых особенностях показанных в Казани спектаклей немало импровизации. 21 и 22 июня казанцы увидели перфоманс «Игра с друзьями», комедию характеров в форме юмористических сцен «Открытый микрофон.TEENS» («Подростки») и сказку «Наласа экиятлэере».

Представители трех творческих команд, созданных в нынешнем году фондом «Живой город», рассказывали о работе с сельскими старшеклассниками с большим воодушевлением. Нет сомнения, что это было интересно им не меньше, чем подросткам.

Талия Тухватуллина, режиссер-редактор телеканала «Шаян-ТВ», работавшая в Арском районе, призналась журналистам, что у нее было ощущение, будто она рассматривает эту жизнь через микроскоп.

Как оказалось, она сама из села Наласа Арского района, но, вернувшись на малую родину, она ее не узнала, и во время экскурсии, которую устроили для гостей из Казани, узнала о селе много нового и интересного.

В этом селе, кроме Талии, работали Асель Багаветдинова,  Зулейха Камалова и Дарина Телешова. Соавторы-участники: Ильназ Галимзянов, Марьям Мифтахова, Инзира Сибагатуллина, Дина Тухбатуллина, Зарина Тухбатуллина, Зиля Тухватуллина, Раяз Тухватуллин, Ания Фаттахова, Лейла Фаттахова и Замира Шахисламова.

Здесь был самый большой творческий коллектив. И спектакль, который они назвали «Наласа экиятлере»,  у них был продолжительный — 40 минут. Во время общения со специалистами сельчане сочинили сказку о своем селе и сами стали частью этой сказки. Как оказалось, от искусства арчане достаточно далеки и соприкоснулись с ним близко, можно сказать, впервые. В сельской школе когда-то был театральный кружок, и двое из 10 ребят в нем занимались.

Они сочинили сказку про свою деревню, но в нее вошли их личные истории,  истории их родителей, их села.  «Мы определили жанр как сказка — всем скажем, что мы это просто придумали. Потому что есть какие-то очень личные истории», — сказала Талия. Что в сказке правда, а что «намек, добрым молодцам урок», могут знать только родители и друзья юных артистов.

Так было во всех селах. Порой ребята доверяли гостям из Казани самое сокровенное, и не все их истории были показаны на сцене.

Ильнур Гарифуллин, режиссер спектакля в селе Большие Кибячи,  заметил, что многие ребята из его группы находятся в моменте перехода — скоро им придется ехать в город для поступления в вуз, и они покинут свой дом.

«Мы начали размышлять именно на эту тему: как они себя чувствуют, хотят ли уезжать и что больше всего боятся потерять. Многие сказали про друзей, — сказал он на пресс-конференции.

Нам показалось это очень важным, потому что Большие Кибячи — небольшое село, здесь около 50 детей разного возраста. Они очень сплоченные и будут помнить друг о друге. Для нас было главным, чтобы они смогли успокоиться, сосредоточиться перед этим важным моментом выбора дальнейшего жизненного пути и поговорить сами с собой, друг с другом, с родителями».

Вместе с Ильнуром в Сабинском районе работали Камиль Гатауллин, Снежана Киселева. Соавторы-участницы спектакля: Алина Башарова, Азалия Хайруллина, Гулина Хуснетдинова, Азалия Шакирова и Зиля Шарафиева.

Спектакль «Дуслар җыелган җирдә» (Игра с друзьями) состоит из нескольких частей, и они между собой не связаны. Поэтому его жанр определили как перформанс.

Дина Сафина, режиссер спектакля в селе Усады, отметила важное отличие школьников, с которыми она работала вместе с  Ай Ахметовой и Региной Сагитовой, — в том, что они с первого дня начали открыто про себя рассказывать. Одна девочка призналась, что в прошлой школе ее буллили. Другая перенесла рак и открыто об этом сказала...

«Мы ехали с мыслью: «Ой, мы сейчас будем копаться в проблемах детей, они будут закрыты, нужно будет их раскрывать». Привыкли к тому, что стендап рождается через травмы — таким образом ты себя прорабатываешь. А они оказались открытые и сразу почувствовали себя с нами в безопасности. И выяснилось, что у них проблем нет», — сказала Ай Ахметова, режиссер спектакля. «Так мы поняли, что сложнейшая форма комедийного стендапа сюда очень хорошо ляжет», — уточнила Дина.

Это хорошо, что дети даже серьезную болезнь не считают большой проблемой. Но как быть в ситуации, когда девочка, повзрослев, помнит, что в четвертом классе у нее украли ручку?

В спектакле «Открытый микрофон. TEENS» заняты Рушан Абдуллин, Аделя Ахметова, Кира Баширова, Василиса Губайдуллина, Наиль Зайнаков, Марат Саттаров и Мишель Шарафеева.

За три года было создано 10 творческих команд. В принципе каждая школа могла подать заявку на участие в фестивале. В первых год были приняты во внимание заявки четырех школ разных районов: Новотроицкое (Тукаевский), Богородское (Пестречинский), Киять и Яңа Чәчкәп (Буинский), в прошлом году был выбран Балтасинский район, школы сел Бурбаш, Нуринер и Ципья. В этом районе в одной деревне говорили на татарском, во второй — на русском, а в третьем использовали оба языка.  В нынешнем году спектакли показали ребята из трех районов, сел Большие Кибячи, Усады и Наласа.

Организаторам хочется верить, что в четвертом сезоне заявок будет больше.

Интересной новостью третьего сезона фестиваля «Видимо-невидимо»  стал его новый логотип, который на пресс-конференции представил ученик гимназии №35 Эмиль Сагдиев. 

Он — участник проекта «Архидети», основанного в Татарстане в 2008 году, а сейчас известного всей России. Главная цель проекта — объединение детей и подростков для развития их творческого потенциала.  Как Эмиль рассказал, у него было много эскизов, пока он не нашел образ, полнее всего выражающий название фестиваль «Видимо-невидимо».

Несколько слов в завершение информационного сообщения о том, с чем журналисты познакомились 19 июня на пресс-конференции в Национальной библиотеки, там, где через несколько дней будут выступать три необычных театральных коллектива их Сабинского, Лаишевского и Арского районов.

Не знаю, чем более всего полезен фестиваль «Видимо-невидимо». Прежде всего, наверное, общением в рамках импровизационного театрального процесса, которое, возможно, повлияет на судьбу ребят, принимавших в нем участие. Может быть, имена некоторых из ребят мы еще увидим в программках будущих спектаклей казанских театров.

А, может, гораздо ценнее то, что фестиваль стал событием именно для сельских ребят, в определенном смысле обделенных культурными впечатлениями? История татарской культуры отличается тем, что будущие писатели, художники, композиторы, режиссеры и актеры чаще всего были из сел и деревень, сохраняя далее по жизни любовь к своей малой родине, к родному языку.

Но я бы поставила на первое место среди достоинств проекта «Видимо-невидимое» то, что наверняка было самым трудным для творческих команд на первом этапе. Это доверительное общение детей и взрослых, на которое оказались способны гости из Казани, сами еще очень молодые люди.

Нам, взрослым, очень часто не хватает умения разговаривать с детьми, тем более с подростками. Мы виним в том, что не понимает друг друга, своих детей, а на самом деле чаще всего виноваты в этом сами.

Будь я министром образования и науки, обязательно показала бы эти спектакли учителям.

Мир детства — чаще всего мир закрытый для взрослых. Так было во все времена. Но в наши дни полно желающих взять этот мир под свой контроль. И это не родители и не школа. Это массмедиа с сотнями соблазнов. Это искусство, которое еще в 90-х годах отреклось от воспитательной роли. 

И вот появляется проект откровенно воспитательный, но в его основе — не урок, не назидание, и это очень важно.

Показалось симптоматичным воспоминание Дины Сафиной, которая была свидетелем разговора ребят о своих родителях. Кто-то сказал, что родители ругают его часто. А другой произнес такую фразу: «Мои родители не ругают — они мне объясняют, где я был неправ».

Решайте сами, какой подход в общении с детьми более результативный.

 

Постскриптум

Видео с премьерных спектаклей в трех селах можно посмотреть по адресу https://web.telegram.org/k/#@monkazan

Фото: пресс-служба фонда «Живой угол» (Ася Салахова) и с сайта электронного журнала «Инде»

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить