Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2025 > >>
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
  • 1938 Расстрелян как «японский шпион» писатель, драматург, режиссер, руководитель театральной татарской труппы в 1918-1920 Карим Тинчурин

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Имена, которые надо помнить

10 октября по предложению некрополистов Арского и Ново-Татарского кладбищ в Реестре памятных захоронений РТ  появилось 171 дополнение. 

Исследователь Арского кладбища Любовь Агеева при содействии директора Казанского академического русского Большого драматического театра имени В.И. Качалова - руководителя театрального музея Романа Копылова подготовила список из 25 человек, который представила членам Экспертного совета 10 октября. Это актеры, в разное время выступавшие на сцене  драматического театра в Казани, режиссеры-постановщики, главные художники, захороненные на этом кладбище.

Вряд ли кто из казанцев видел на сцене народного артиста СССР Николая Якушенко (его имя внесено в Реестр 5 июня нынешнего года), народных артистов РСФСР Григория Ардарова, Ивана Загорского, Бориса Лохина, Дмитрия Любина, Ивана Никулина, Валентину Павлову, заслуженную артистку ТАССР Людмилу Милову, которую, по свидетельствам очевидцев, в 1949 году хоронила вся Казань. Лишь имена народных артистов РСФСР Петра Бетева и его супруги Галины Ишковой, народных артистов России Вадима Кешнера и Юрия Федотова еще на слуху. Они ушли от нас в последние годы.

Директоров, режиссеров и художников, как правило, публика не знает и имена их редко помнит, но Григорий Ригорин, Лев Литвинов, Евгений Простов (Покровский), Эрнст Гельмс, Петр Сперанский, Владимир Никитин внесли такой огромный вклад в развитие театрального искусства, что помнить их стоит.

Артисты Национального театра имени Янки Купалы из Минска в прошлом году, приехав в Казань на гастроли, узнали, что их главный режиссер, заслуженный артист и заслуженный деятель искусств Белорусской ССР Лев Литвинов в 1950-1962 годах руководил Качаловским театром и захоронен на Арском кладбище вместе с женой - актрисой Эммой Дрейзиной. А в 2000 году рядом похоронили его сына - Игоря Литвинова, который заведовал кафедрой иностранных языков в Казанском ветеринарном институте.

Мало кто даже из казанских театралов знает, что у Качаловского театра было несколько имен. Сначала, в 1920 году, он назывался «Советский Большой театр», в 1922 году стал Государственным Большим театром. Но это советский период его истории.

О Казанском городском театре 1915-1919 годов напоминает лишь одна биография из большого каталога исторических захоронений  Арского кладбища — Петра Сперанского, который был художником-постановщиком четырех театров Казани.

Театр в советское время носил имя  А.В. Луначарского и был филиалом Московского русского драматического театра «Комедия» (бывший театр Корша). Именем В.И. Качалова, который начинал творческую карьеру на казанской сцене, театр называется с 1948 года.

Здесь не место даже кратко рассказывать историю Качаловского театра, лучше узнать об этом в театральном музее. К тому же «Казанские истории» не раз об этом писали. 

Качаловский театр не забывает своих коллег, имеют они высокие звания или нет, помнит. Их могилы в основном в порядке. Будущим летом некоторые надгробные памятники планируется обновить. Качаловцы взяли пример с коллег из Татарского академического театра имени Г. Камала, которые регулярно навещают могилы корифеев своего театра на Ново-Татарском кладбище — в дни памяти и весной, когда объявляется всеобщая приборка захоронений.

Список из 72 имен деятелей культуры, которые внесены в Реестр, представил на заседании Экспертного совета Халим Абдуллин, научный сотрудник Института  имени Ш. Марджани.

Он продолжает дело, начатое Айдаром Ногмановым, которого мы не так давно потеряли. Айдар Ильсурович успел не только обследовать с коллегами Ново-Татарское кладбище, но и выпустил в 2021 году каталог-справочник его исторических захоронений. Теперь он сам упокоился на этом кладбище.

В списке имена актеров разных времен, чья судьба была связана с Камаловским театром, как бы он не назывался — труппа «Сайяр», Первый государственный показательный драматический татарский театр имени Красного Октября, Татарский академический (звание «академический» театр получил в 1926 г., именем Галиасгара Камала называется с 1939 г.). 

Напомним, что 5 июня в Реестр уже внесены имена Халила Абжалилова, Шауката Биктемирова, Галиасгар Камал, Габдулла Кареев, Марсель Салимжанов, Зайни Султанов, Фуад Халитов и Габдулла Шамуков. Теперь к ним добавятся Шахсанем Асфандиярова, Гульсум Болгарская, Рашида Зиганшина, Галия Кайбицкая, Сара Садыкова, известный татарский композитор, и другие актеры Камаловского театра.

Теперь в Реестре  также имена актеров, режиссеров, художников других театров, композиторов, музыкантов, в том числе Ильяса Аухадеева,  Фасиля Ахметова, Хайдара Бигичева, Муниры Булатовой, Ниаза Даутова, Талгата Дубина, Рената Еникеева, Гали Ильясова, Мариам Рахманкуловой, Гульшад Сайфуллиной, Гая Тагирова, Туфана Миннуллина… Всех перечислить невозможно.  

Для многих будет новостью информация о том, что на Ново-Татарском кладбище упокоилась знаменитая пианистка, профессор Московской государственной консерватории Ирина Бочкова. В последние годы своей жизни она жила в Казани, заведовала кафедрой скрипки консерватории.

Список деятелей культуры, погребенных на Ново-Татарском кладбище, далеко не полный.  Со временем официальный статус  памятных получат и другие захоронения.

На двух предыдущих заседаниях в Реестр памятных захоронений вносились в основном имена выдающихся деятелей, имеющих большие заслуги перед государством и обществом, которые погребены на казанских кладбищах. Теперь Реестр стал в полной мере республиканским. Любовь Агеева в качестве заместителя председателя Экспертного совета представила коллегам  два списка с захоронениями вне Казани.

В первом — 47 имен Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы. Работа над этим списком была довольно трудной, поскольку в имеющихся источниках о биографиях Героев войны, и не только сетевых, но даже  официальных,  много разночтений. Можно сказать, что в Реестре памятных захоронений теперь самые точные биографические данные.

А вот составление списка братских могил на территории республики времен Великой Отечественной войны труда большого не составило, поскольку  полная и точная информация сосредоточена в изданиях республиканского молодежного объединения «Отечество» (РОМО). В основном использованы последняя книга РОМО «Реестр воинских захоронений периода Великой Отечественной войны на территории Республики Татарстан» и биографическое издание о летчиках, погибших в небе Татарии. 

Книгу «Всех назовем поименно» ее автор Илья Прокофьев подготовил к печати в 2018 году. Это уже второе ее издание. А над «Реестром воинских захоронений…», по сути, работают десятки поисковиков «Отечества», собирая фактический материал на полях былых сражений и в архивах. Авторы книги — Александр Коноплев, председатель Совета Объединения «Отечество», и члены Всероссийского информационного поискового центра «Отечество» Мария и Радик Салахиевы. Это уже третье издание каталога. Его ценность огромная. В книге учтены ВСЕ сохранившиеся воинские захоронения 1941-1945 годов, а также названы участники войны, призванные из ТАССР, места гибели которых уже после войны нашли поисковики страны. Сфотографированы все мемориальные знаки на личных и братских могилах, имена погребенных повторяются в отдельных списках с небольшими биографическими данными.  

Поисковиками исследованы 22 кладбища в 18-ти населенных пунктах нашей республики. Приведем некоторые данные по Арскому кладбищу Казани из этой книги.

Основная часть воинских могил расположена компактно у южного входа от транспортной остановки Абжалилова. Часть из них из-за многочисленных послевоенных захоронений оказалась среди гражданских могил. На воинском участке на 440 надмогильных тумбах и памятниках увековечены имена 1232 погребенных, на 10 стелах — 2467 имен с несохранившихся могил. Некоторые имена увековечены по нескольку раз, два имени попали на стелы ошибочно, поскольку ГИНИАТУЛЛИН Федор Степанович и ЯКИМОВ Федор Степанович похоронены не в Казани.

Стоит отметить, что порядок на воинском участке, и в документах, и на могилах, появился только тогда, когда было создано РОМО «Отечество» Республики Татарстан, которое работает по грантам Министерства обороны Российской Федерации и Президентского фонда.

На воинских могилах устанавливались типовые тумбы из мраморной крошки, без оград. В 2022 году 275 воинских «подушек» (так называют их кладбищенские работники захоронения, заменены на надгробия из карельского гранита, которые укреплены на специальных планшетах. Работа по замене пока не завершена.

Воинский участок Арского кладбища Казани

На восемнадцати из учтенных могил на других участках кладбища родственники и руководство воинских частей установили на свои средства индивидуальные памятники. Это, например, памятники партизана Феди Феденёва (он же Андрей Федоров), Николая Алексеевича Рынина, профессора, доктора технических наук, известного ученого и популяризатора науки в области воздухоплавания, авиации и космонавтики. Он умер в Казани, находясь здесь в эвакуации. Его могила уже имеет статус памятной с 5 июня.

Герой Советского Союза летчик Михаил Степанович Зевахин погиб 13 января 1944 года  при выполнении задания вместе со штурманом Геннадием Семеновичем Скуратовым и воздушным стрелком-радистом Федором Александровичем Бубликом, начальником связи авиаэскадрильи. Их братская могила находится у южного входа, на Чеховской тропе.

 Михаил Степанович  Зевахин уже включен в Реестр памятных захоронений персонально как Герой Советского Союза.

В Реестр внесено захоронение членов экипажа самолета  Ю-52 Летно-исследовательского института (ЛИИ), который потерпел катастрофу 22 октября 1941 года: летчика-испытателя военинженера 2-го ранга  Федора Ильича Ежова,  бортмеханика Анатолия (по другим сведениям — Александра) Александровича Караганова,  ведущего инженера  Алексея Ивановича Соловьева,  инженера  Николая Алексеевича (по другим сведениям  Александровича) Лыженко,  техника Сергея Алексеевича Тимашкова,  работника ЛИИ Василия Григорьевича (по другим сведениям — Федоровича) Решетько (его имени на памятнике нет, а в именах есть ошибки). Самолет летел из Раменского, где был аэродром ЛИИ, к месту эвакуации, в Казань. Братское захоронение находится на Центральной аллее, ближе к южному входу, справа.

Могила членов экипажа самолета Пе-2, погибших в испытательном полете 18 июля 1942 года: летчика Серафима Сергеевича Стрельникова и штурмана Сергея Михайловича Трубачева, — на 2-й пешеходной аллее, в самом ее начале, слева. Надгробие нуждается в обновлении.

24 января 2020 года на Арском кладбище состоялась торжественная церемония открытия памятной стелы на месте захоронения членов экипажа самолета ТБ-7, погибших в испытательном полете 13 ноября 1941 года (история, предшествовавшая установке памятника, описана в статье на сайте «Отечества» (http://otechestvort.ru/news/2020/002_nemet.html). Могилы тех, кто находился в момент катастрофы был в самолете и не сумел спастись, были утеряны.  Сохранилось только захоронение командира — летчика-испытателя Людвига Ольгеновича Немета.

По инициативе краеведа Ильдара Валеева, изучающего историю казанской авиации, в ходе акции «Казанские некрополи» при поддержке РОМО «Отечество» в ограде, где захоронен командир, установлена гранитная плита с тремя именами: Иван Григорьевич Шевченко (родился в 1914 г.), старший авиамеханик, приписанный к 433-му авиаполку, воентехник 2-го ранга (соответствовало званию лейтенант), москвич Алексей Федорович Лапко (родился в 1913 году), представитель ЦИАМа, и казанец Салих Фатыхович Шарипов (родился в 1913 году), техник бортовой авиации авиаотряда Казанского авиационного завода №124.

12 января 2023 года казанцы узнали имена членов еще одного летного экипажа, погибшего во время войны: Федора Алексеевича Овечкина, Василия Дмитриевича Скребнева и Михаила Ивановича Гундорова, которым 12 января 1942 года было дано задание отвезти в Москву авиаконструктора, создателя бомбардировщиков Пе-2 и Пе-8 Владимира Михайловича Петлякова (его имя внесено в Реестр памятных захоронений 5 июня).  Их могилы тоже были утеряны. Памятная табличка с именами членов экипажа установлена на мемориальном памятнике В. Петлякова.

В Реестре памятных захоронений теперь все лётные экипажи военного времени, которые захоронены на территории республики: в Казани, Арском, Верхнеуслонском и  Высокогорском районах. Большинство – летчики, которые перегоняли на фронт американские самолеты, полученные СССР по лендлизу. В книгах Ильдара Валеева и Ильи Прокофьева можно найти их биографии и подробности о катастрофах.

Но более всего братских могил, где захоронены рядовые красноармейцы, реже офицеры, погибшие от ран в казанских госпиталях. На кладбищах Казани, Бугульмы, Чистополя и в ряде районов — мемориальные комплексы, одиночные могилы и памятные стелы  со многими именами. Например, на Архангельском кладбище Казани 1645 имен на 458 надмогильных плитах, 771 фамилия на 3 стелах, на кладбище в Тарловке Елабужского района захоронены 116 воинов, умерших от ран и болезней в эвакогоспитале № 4089.

 

Кладбище в Агрызе. Здесь захоронены 30 воинов, умерших в эвакогоспитале № 2785  

 

Бугульма, старое православное кладбище. Захоронения 86 воинов, умерших от ран в эвакогоспитале №2784 

Елабужский район, Тарловка. Мемориал на территории национального парка «Нижняя Кама». В эвакогоспитале № 4089 скончались от ран 166 воинов

Всего в Реестр памятных захоронений 10 октября внесено 27 братских могил.

Любовь Агеева в своем выступлении отметила, что часть воинских захоронений, находящихся в населенных пунктах республики, включены Комитетом РТ по охране объектов культурного наследия в реестр выявленных памятников, но в нем нет ни одного казанского, ни Героев Советского Союза, ни братских могил. По ее мнению, подход к оценке объектов исторического наследия должен быть один: либо вносить в единый федеральный реестр культурного наследия все могилы Героев Советского Союза, либо там не должно быть ни одной. Поскольку никто никому не дал права оценивать, чей подвиг на поле боя был важнее и значимее. Это государство уже сделало — они все Герои Советского Союза.

На заседании выяснилось, что в реестре выявленных окн есть одно захоронение, которое включено туда ошибочно. В приказе Комитета по охране объектов культурного наследия (№ 422-П)  «О включении выявленного объекта культурного наследия «Могила К.В. Абдрахманова (в имени ошибка) — Героя Советского Союза», 1882-1953 гг., расположенного по адресу: Республика Татарстан, Агрызский район, с. Иж-Бобья, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения. Но Герой войны, рожденный в деревне Агрыз в 1918 году, захоронен в 2000 году в Севастополе, на кладбище «Кальфа».

На Ново-Татарском кладбище погребен  отец Асафа Кутдусовича — Кутдус Абдрахманович Абдрахманов (1882-1962), деятель народного просвещения, директор школы в селе Иж-Бобья. И его могила уже включена в федеральный реестр, о чем есть запись в книге «Объекты культурного наследия Республики Татарстан», том 2 (составитель и главный редактор М.И. Турунов).

Заметим, что две ошибки в федеральном реестре мы унаследовали от Министерства культуры ТАССР: профессор Васильев Алексей Сергеевич (1882-1956) назван Алексеем Михайловичем, а профессор Миславский Анатолий Николаевич (1880-1958) — Александром Николаевичем.

Экспертный совет уже обращался к Комитету РТ по охране культурного наследия с просьбой внести исправления, но это до сих пор не сделано. 

К сожалению, в последние годы требования к официальным документам резко снижены, и, работая над биографиями знаменитых людей, с этим приходится довольно часто встречаться.

Есть еще одна проблема, с которой встретились члены Экспертного совета. Статус памятного захоронения  — это одна из форм увековечения памяти выдающихся людей, имеющих несомненные заслуги перед обществом и государством. Это возможность напомнить согражданам их имена, рассказывать о них подрастающему поколению, гарантия того, что памятные могилы всегда будут в целости и сохранности. Именно поэтому предусмотрена гласная  процедура работы Экспертного совета, сам Реестр памятных захоронений находится в открытом доступе на сайте Центра культурного наследия Татарстана.

Нелишне напомнить, что Реестр памятных захоронений был учрежден Комиссией  по увековечению памяти выдающихся личностей и знаменательных со­бытий в Республике Татарстан впервые в России. Но об этом жители Татарстана просто не узнали. Эта новость не заинтересовала даже журналистов официальных СМИ и информационного агентства «Татар-информ». Кстати, о заседаниях Комиссии по увековечению памяти выдающихся личностей и знаменательных со­бытий казанские СМИ тоже не сообщают.

Конечно, последнее дело ждать административного ресурса в таком деликатном деле, как память, но что делать, если журналисты и руководители  СМИ сами не понимают важности этой темы? Как было сказано Л. Агеевой в редакции одного СМИ, которое финансируется из республиканского бюджета, она аудиторией не востребована.

Возможно, коммерческие СМИ могут руководствоваться исключительно этим соображением. Но задача СМИ, учрежденных государством, как раз и состоит в том, чтобы невостребованные темы делать востребованными. 

Члены Экспертного совета решили обратиться к руководству Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» за содействием. 

До конца года Экспертный совет по памятным захоронениям будет рассматривать предложения исследовательских групп Арского и Ново-Татарского кладбищ. В ноябре планируется подготовить список преподавателей и ученых казанских вузов.

На подходе — исторические захоронения Архангельского кладбища. Его обследование было проведено еще в 2018 году, после завершения издана книга «Архангельское кладбище: страницы истории». Научный сотрудник отдела новой истории Института истории имени Ш. Марджани Сайруз Хамидуллин, продолжающий исследования, 10 октября стал членом Экспертного совета. 

По Положению об Экспертном совете ходатайство об увековечении памяти выдающейся личности путем наделения ее могилы статусом памятной может сделать как любой гражданин (или группа граждан), так и трудовой коллектив, общественная организация или орган власти и управления.

Фото Олега Маковского, Ильи Шалмана и Любови Агеевой

  Читайте в «Казанских историях»:

Экспертный совет по памятным захоронениям: от идеи до реализации

Реестр памятных захоронений ― впервые в России

Акция «Казанские некрополи»: библиография

С Реестром памятных захоронений РТ можно познакомиться на сайте Центра культурного наследия Татарстана (https://centr-nasledie.ru/reestr/). Реестр уже обновлен

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить