Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Новогодние радости наших предков
- 20 декабря 2007 года
20 декабря 2007 года в Национальном музее открылась любопытнейшая выставка, собравшая на относительно небольшой площади атрибуты новогодних праздников двух эпох в истории России.
Выставка «Зимние праздники» рассказывала об истории празднования Нового года и Рождества как неотъемлемой части культуры многих народов. Создатели экспозиции, сотрудники отдела истории Татарстана под руководством Татьяны Борисовны ЧКАНОВОЙ, поставили перед собой цель показать современным школьникам, как сто лет назад отмечались новогодние праздники.
Десять лет назад подобную выставку организовали в музее впервые. Уже тогда были показаны атрибуты масленицы и святочных гаданий, хотя по советской традиции Новый год считался чисто светским праздником. И мало кто в то время знал, что в православии Новый год по старому стилю – праздник церковный. Это по древней иудейской традиции день обрезания младенца Христа на восьмой день. Так что обычай отмечать Старый Новый год – не прихоть или чудачество, а праздник, имеющий под собой все основания.
Выставку открывает генеральный директор музея Гульчачак Назипова
Как известно, по церковной традиции Новому году предшествует Рождество, поэтому экспозиция открывалась двумя иконами – Рождества Христова и Николая Угодника. Документы и предметы, собранные в экспозиции, имеют прямое отношение к рождественским праздникам, – это специальный номер популярного в свое время журнала «Нива», пригласительные билеты и программки рождественских балов, которые проходили в Дворянском собрании, включая меню, где упоминаются забытые или экзотические по нынешним временам угощения. Не были забыты и новогодние костюмы – как состоятельных господ, так и простонародья. Были воссозданы интерьеры конца XIX - начала XX века.
Впервые была показана ёлка, наряженная по обычаю того времени. На ветвях укреплены свечи, хотя и современные, но в специальных подлинных подсвечниках-прищепках, взятых из фондов музея. На нижних ветвях развешаны настоящие пряники и сушки, частью обернутые в фольгу. Выше располагались конфеты, хотя и современные, но завернутые в фантики столетней давности казанской фабрики Пирогова. Разумеется, никто бы не решился использовать для этого подлинные предметы из фондов – с них были сделаны полноцветные копии. В среднем ряду ёлка была украшена ангелочками, изготовленными по шаблону XIX века и игрушками того же времени. Ёлка большая, около двух метров, так что если бы она стояла в доме, то можно было бы по традиции к концу праздника пустить детей прямо к ней, чтобы они могли срезать себе гостинцы, кто до каких дотянется.
В качестве исторического фона оформители использовали рождественские открытки, которые пересняли и увеличили до размеров, как сейчас говорят, баннеров. Кстати, художественный проект и все оформительские художественные работы проводились под руководством и.о.главного художника музея Сергея Ивановича Матвеева. Фотографии на заднем плане как бы подсказывали зрителю, в какое историческое время он попал. Если, например, это ёлка советских времен, то на фотографии изображен пионер в школьной форме образца 1957 года. В экспозиции специально для современных детей показывались подлинные игрушки столетней давности. Надо видеть, какими глазами смотрели девочки на кукол, кукольную колясочку того времени, на фарфоровую (!) кукольную посуду! И этот сервиз стоял на подлинной игрушечной мебели.
Впервые в экспозицию была включена изба загадок и гаданий. Эта инсталляция, как теперь говорят, имитировала интерьер деревенской избы. По краям были расставлены лавки, посредине горницы стоял стол, на котором располагались предметы для гаданий. Неслучайными вещами в избу попали веник и валенок – валенок бросали за спину, и куда носок укажет, с той стороны и приедет жених. Если же в избушку приходили маленькие дети, которым гадания на жениха неинтересны, экскурсовод задавал им загадки про зиму и лесных зверушек. Они, кстати, присутствовали на выставке в виде чучел.
Что же касается советского периода, то и тут была своя ёлка – времен 50-х - 60-х годов, на которой были развешаны знакомые большинству из нас игрушки. Из примет эпохи стоит назвать фигурки летчиков, парашютистов и балерин. Отдельно стоит рассказать об уникальном экспонате. Это был самодельный Дед Мороз, сделанный школьниками для раненых, находившихся на излечении в казанских госпиталях, в годы войны. И не столь важно, как он выглядит, этот Дед Мороз. Важно видеть детские старания хоть как-то ободрить солдат.
В дни школьных каникул на выставке проводились театрализованные представления для детей школьного возраста «Путешествие в Музееландию». Дети встречались со сказочными героями, принимали участие в интересных конкурсах и изготовлении елочных украшений. Остается отметить, что большую роль в создании выставки сыграли фондовые работники, подобравшие предметы, необходимые для размещения в экспозиции. В формировании выставки участвовали практически все сектора фондов.
Разумеется, свою лепту внесли работники административно-хозяйственной части. То есть над созданием выставки трудились десятки людей. Выставка работала до начала февраля.
Илья ШАЛМАН совместно с сотрудниками отдела истории
Фото автора
«Казанские истории», №1, 2007 год