Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Харис Якупов: «Я уцелел от сорока смертей»
- 22 апреля 2005 года
22 апреля 2005 года в Государственном музее изобразительных искусств РТ открылась выставка действительного члена Академии художеств России, лауреата Государственных премий СССР, РСФСР и Республики Татарстан Хариса Якупова, приуроченная к 60-летию Победы и 85-летию мастера.
В экспозиции представлены живописные работы, которые в разное время побывали на крупнейших всесоюзных и международных выставках, плакаты, а также фронтовые зарисовки.
Фотопортрет художника Хариса Якупова. Иллюстрации книги "Музы не молчали"
Харис Абдрахманович был призван в ряды Советской Армии в августе 1940 года, не доучившись в Казанском художественном училище. Диплом выпускникам выдали по эскизам. 11 июля 1941 года молодой боец принял участие в первом бою.
Служил в пехоте, и в начале войны из-за круглосуточных боев до карандаша руки не доходили. Да и не до этого тогда было.
Как вспоминает Якупов, художник в нем проснулся после крупной победы под Москвой. Он рисовал портреты сослуживцев, которые те отправляли домой, скорбные и радостные лица женщин, стариков и детей, которые встречались на его боевом пути, пленных, писал разрушенные города и села, танки, наши и немецкие, залпы «Катюш»…
Иллюстрации книги "Музы не молчали"
В полевой сумке всегда лежали самодельный альбом и карандаш. Сохранилось три таких альбома. «Возможность рисовать в минуты затишья появилась в декабре сорок первого, после боев за Москву, – вспоминает художник. – Так и накопилось около трехсот фронтовых рисунков. Рисовать на военную тематику продолжал и после войны».
Иллюстрации книги "Музы не молчали"
Фронтовые дороги Якупова прошли через Сталинград, Курскую дугу, Львов, Польшу, Германию, Чехословакию. На Курской дуге он работал топографом дивизии. А чаще вместе со всеми ходил в бой. «Я уцелел от сорока смертей», – напишет он в мирное время. Победу молодой художник встретил в Праге. А дома, наконец, мог целиком отдаться творчеству. Фронтовые зарисовки послужили основой для многих картин, написанных уже в мирное время. После Победы все приходилось делать с нуля: строили мастерские для художников, открывали детские художественные школы, создавали изостудии. В 1951 году Харис Абдрахманович стал председателем Союза художников ТАССР. Он в творческом строю до сих пор.
«Для меня, художника, все пережитое на войне было «великой академией», – вспоминает художник. – Я жил с огромным желанием организовать персональную выставку, посвященную военной тематике, и оно сбылось. Великая Отечественная война уже далеко в прошлом. Многое о ней должно стереться временем, забыться. Но жестокие баталии тех лет не забываются. Наш передний край борьбы проходил не только через траншеи, окопы, минные поля, он проходил и через наши сердца. Время лечит многие раны, но раны, нанесенные войной, оставили в душе слишком глубокие рубцы. Война еще с нами, мне она снится до сих пор. Страшная, кошмарная…»
Сходка студентов Императорского Казанского университета
Выставка Хариса Якупова станет основой Национально-художественной галереи, которая будет размещена в здании бывшего юнкерского училища на территории Кремля. Нельзя не отметить большую ценность каталога, подготовленного сотрудниками Музея изобразительных искусств. В нем – не только фотоиллюстрации работ, представленных в экспозиции, вступительная статья (Т.Голубцова), рассказывающая о художнике, который стал классиком еще при жизни, но и воспоминания Хариса Абдрахмановича Якупова, которые мы цитировали.
«Казанские истории», №7-8, 2005 год