Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Назибу Жиганову посвящается
- 23 апреля 2011 года
20 и 21 апреля 2011 года состоялись два важных события, приуроченных к юбилейным торжествам в честь композитора Назиба Жиганова. Их участником была главный редактор "Казанских историй" Любовь АГЕЕВА.
Международная научно-практическая конференция «Назиб Жиганов и музыкальная культура современности»
20 апреля в Казанской государственной консерватории (академии) имени Н.Г. Жиганова состоялась Международная научно-практическая конференция «Назиб Жиганов и музыкальная культура современности». В ней приняли участие представители вузов, средних специальных учебных заведений, детских музыкальных школ, творческих союзов, научные сотрудники музеев из разных городов России, а также Казахстана (Алматы, Уральск). Самыми активными были казанцы – преподаватели Казанской консерватории, Казанского университета культуры и искусств, гуманитарно-педагогического университета, театрального училища, первой детской музыкальной школы. Среди участников было 6 докторов наук и 10 кандидатов искусствоведения.
Открыл конференцию ректор Казанской государственной консерватории, профессор Р. Абдуллин, который говорил о значении творческого наследия своего предшественника. Он подчеркнул, что не каждому удается реализовать свои стремления изменить мир. Назибу Гаязовичу это удалось. Отметив, что консерватория не так давно отметила свое 65-летие, Р. Абдуллин презентовал гостям книгу об этом вузе, в которой, конечно же, много говорится о его первом ректоре.
На пленарном и двух секционных заседаниях было прочитано около 39 докладов. Некоторые из них вызвали живое обсуждение.
От имени Министерства культуры РТ участников конференции приветствовала начальник отдела развития искусств и защиты авторских прав З. Салехова, одна из исследователей жизни и творчества Назиба Жиганова. Она подчеркнула, что деятельность первого ректора консерватории, первого председателя Союза композиторов Татарской АССР, во многом определила пути развития музыкальной культуры и музыкального образования республики на многие годы вперед.
Выступавший на пленарном заседании академик Академии наук РТ, в прошлом ректор Казанского педагогического института М. Закиев показал это на конкретном примере, рассказав о том, как по инициативе профессора Жиганова в 1960 году в КГПИ был открыт музыкально-педагогический факультета.
Два доклада на пленарном заседании касались вопросов становления такой неординарной личности, как Назиб Жиганов. Профессор Московской консерватории имени П.И. Чайковского Е. Долинская, рассказав об избранных страницах истории этого учебного заведения в годы, когда там учился студент Жиганов, показала, какое влияние на молодого композитора оказали традиции и педагоги этого вуза, прежде всего Генрих Литинский. Не только она, но и другие выступающие говорили о том, что Назиб Жиганов вполне может быть причислен к личности огромного, возрожденческого масштаба.
«Назиб Жиганов: становление музыкального лидера Татарии» – так назывался доклад проректора по научной работе Казанской консерватории А. Маклыгина. Соотнеся личные качества выпускника Московской консерватории и события тридцатых – начала сороковых годов прошлого века, объективные и субъективные факторы развития культуры в Казани, докладчик нашел объяснение многим событиям, которые произошли под влиянием идей Назиба Жиганова.
Профессора Казанской консерватории Л. Бражник и З. Сайдашева посвятили свои исследования близкой теме – вокальному творчеству композитора Жиганова, но их выступления практически нигде не пересекались. Многие факты оказались новыми для аудитории. Докладчики говорили о необходимости издать вокальные сочинения Назиба Жиганова (всего он написал 78, 41 из них никогда не было издано), поскольку они представляют интерес не только ученых, но и исполнителей. Конечно, не песни о бригадах коммунистического труда и трудовых победах (кто из композиторов советской эпохи, особенно в первые десятилетия, не писал таких сочинений?!), а лирические сочинения («Вновь запахло сиренью», «То я весел, то печален», «Старики говорят о войне»). По мнению профессора Бражник, песня «Камазовцы» вполне могла бы стать официальным гимном этого предприятия.
Была отмечена самобытность вокального творчества композитора: в его песнях, романсах и балладах исследователи находят влияние жигановского симфонизма. Он привнес в вокальный жанр много новых красок, ранее не характерных для произведений подобного рода. Интересно, что последние две песни Назиб Гаязович написал на стихи Габдуллы Тукая.
На секции «Жанровый мир музыки Н.Г. Жиганова» (руководитель Л. Сарварова, заведующая кафедрой татарской музыки и этномузыкологии Казанской консерватории) разговор о творческом своеобразии композитора был продолжен. С интересом было встречено выступление профессора Казанской консерватории Ш. Монасыпова о роли профессора Жиганова в становлении квартетного искусства республики. Докладчики анализировали сценические сочинения (оперы «Алтынчач – выступление заведующей кафедрой музыкального театра Казанской консерватории А. Заппаровой и «Качкын» – выступление преподавателя музыкального колледжа имени С. Сайдашева из Нижнекамска; балет «Нжери» – выступление кандидата искусствоведения из гуманитарно-педагогического университета Д. Хайрутдиновой), симфоническое творчество (доцент Казанской консерватории Д. Загидуллина), детскую тему в творчестве композитора (выступления профессора Казанской консерватории В. Спиридоновой, педагогов первой музыкальной школы Казани В. Белицкой и О. Кауссе).
Были и доклады обобщающего типа. Преподаватель театрального училища М. Каримова («Жиганов и татарский драматический театр») рассказала о мало изученных страницах творчества Назиба Жиганова. Профессор университета культуры и искусств М. Файзулаева назвала свой доклад полемически – «Национальная оперная классика в забвении», однако на заседании ее не было, и теперь с ним можно будет познакомиться в сборнике, который выйдет по итогам конференции. Там же можно будет прочитать о результатах исследования члена Союза композиторов России из Ижевска Ю. Толкача о влиянии Назиба Жиганова на удмуртскую музыкальную культуру.
Следует отметить, что большинство заявленных докладчиков приняли участие в конференции, правда, к ее завершению в зале народу осталось мало. Было отмечено, что могло быть больше участников из числа педагогов музыкальных учебных заведений Казани, а также студентов Казанской консерватории. Тот факт, что среди докладчиков не было ни одного аспиранта, говорит о том, что жигановедов в перспективе в Казани нет. Кстати, термин «жигановедение», прозвучавший во вступительном слове Р. Абдуллина, пройдя через критическое осмысление в ходе дискуссии, ко второму пленарному заседанию, так сказать, обрел права гражданства. И это понятно: мало какой композитор оставляет после себя столь значительное творческое наследие, во многом новаторское, а потому опыт Назиба Жиганова может быть востребован еще долгие годы.
Два доклада о влиянии Назиба Жиганова и Казанской консерватории на развитие музыкальной культуры других регионов прозвучали на пленарном заседании. А. Омарова, профессор консерватории имени Курмангазы (Алматы), говорила об этом на примере композиторов Казахстана, Е. Карелина, доктор искусствоведения из университета Кызыла, – на примере творчества классика тувинской профессиональной музыки («Алексей Чыргал-оол в Казанской консерватории»).
На секции «Назиб Жиганов: композитор, педагог, личность, общественный деятель» (руководитель – кандидат искусствоведения З. Салехова) речь шла в основном о личностных качествах Назиба Гаязовича, его взаимоотношениях с коллегами, учениками. Практически все выступающие могли вспомнить личные контакты с ним. Запомнились две фразы: «Не трогайте меня – я детдомовский!» – это Назиб Жиганов; «Парень неплохой, но непокорный» – это о нем.
Выступавшие отмечали сложность характера первого ректора, однако на конференции вспоминали не то, как его боялись, а то, кому и когда он помог. В этом смысле интересным было выступление ответственного секретаря Союза композиторов Республики Мари Эл В. Кузнецовой, которая рассказала о том, какую роль Назиб Гаязович сыграл в судьбе марийского композитора Элины Архиповой.
Тема «Назиб Жиганов: музыкант и человек», заявленная аспирантом из консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова Н. Айдаровым, стала определяющей для всех выступлений на этой секции. Молодой исследователь построил свое выступление на страницах музыкального дневника известного казанского музыковеда Зайнаб Хайруллиной, которая долгое время работала вместе с Назибом Гаязовичем в Союзе композиторов Татарии. Дневник будет издан, и мы узнаем из него немало интересного о том, что тогда происходило в музыкальном мире Казани.
З. Салехова посвятила свой доклад педагогическим принципам профессора Жиганова, отметив его широкую образованность, стремление развить самобытность ученика, привить ему любовь к народному творчеству, избежать трафаретности, банальности. Он начал педагогическую работу еще в 1938 году, в Казанском музыкальном училище, до самой смерти вел занятия по оркестровке, тем самым оказывая влияние практически на всех будущих композиторов, получающих диплом в Казанской консерватории. Интересной показалась одна деталь: профессор Жиганов, проверяя работы студентов, порой рисовал на бумаге очки. Это означало – смотри в оба.
Гостья из Уральска – президент фонда «Международные созвездия Назиба Жиганова» С. Тенишева посвятила свой доклад новым страницам биографии композитора. Она назвала уточненные адреса, связанные с его жизнью в Уральске. В основном это детские дома, в которых он жил после смерти родителей.
Три доклада были представлены музеем Назиба Жиганов в Казани. А. Егоров – старший научный сотрудник музея и внук композитора Жиганова – посвятил свое исследование письмам Назиба Гаязовича к дочери Светлане. Кстати, прочитать многие из них можно в первых трех номерах журнала «Казань». Его коллега – Л. Аппакова – рассказала о взаимоотношениях родных братьев – Назиба Жиганова и Джаляля Садрижиганова. О перспективах развития музея рассказала его заведующая Л. Яковлева. По ее эмоциональному тону участники конференции поняли, что перспективы эти не всегда радужны. Л. Яковлева выразила надежду на то, что удастся объединить вокруг музея всех, кому дорога память о Назибе Жиганове.
Живой интерес вызвало выступление А. Хасаншина из уфимской академии искусств, однако некоторые положения его исследования национального стиля татаро-башкирской музыки вызвали возражения коллег. Гость из Уфы оказался сыном выпускников Казанской консерватории. Он поделился воспоминаниями о встречах с Назибом Гаязовичем, который часто бывал в их доме.
Своего рода обобщением прозвучал доклад кандидата искусствоведения из Казанской консерватории Т. Алмазовой – «Историография творчества Н. Жиганова: XXI век». Она назвала достаточно много музыковедческих источников, которые дают представление об изучении творчества Назиба Жиганова, однако ее вывод оказался неутешительным: даже к столетию композитора не написана его научная биография. Педагоги музыкальных школ просили помочь с нотами – после смерти Назиба Гаязовича в Казани не издано ни одного сборника его сочинений. Школы пользуются сборниками, изданными Фондом Назиба Жиганова, созданным его сыновьями в Москве.
В целом конференция собрала людей, которые искренне интересуются жизнью и творчеством Назиба Жиганова и готовы принять участие в пропаганде его наследия.
Международный конкурс композиторов имени Назиба Жиганова
В честь столетия выдающегося деятеля музыкального искусства, народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда, первого ректора Казанской консерватории Назиба Жиганова Министерство культуры Республики Татарстан и Казанская государственная консерватория (академия) имени Н.Г. Жиганова объявили конкурс композиторов в номинации «Сочинение для симфонического оркестра».
По условиям конкурса сочинение должно было отличаться национальной самобытностью, быть ярким, концертным и содержать творческий, инновационный подход в применении современных средств музыкального языка. Принять участие в конкурсе могли профессиональные композиторы академического направления не старше 45 лет на 15 марта 2011 года. Конкурсные сочинения не должны были ранее исполняться публично, издаваться или получать призы на других конкурсах. Каждый участник мог заявить не более одного сочинения.
В жюри конкурса вошли авторитетные композиторы, музыковеды и исполнители: председатель жюри – Чайковский А.В., заведующий кафедрой композиции Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, народный артист России, художественный руководитель Московской филармонии, профессор; члены жюри: Абдуллин Р.К. – ректор Казанской государственной консерватории (академии) им. Н.Г. Жиганова, народный артист России и Татарстана, лауреат Государственной премии России, профессор; Калимуллин Р.Ф. – председатель Союза композиторов Татарстана, заместитель председателя Союза композиторов России, народный артист России и Татарстана; Караев Ф.К. – профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, заслуженный деятель искусств Азербайджана, профессор (Азербайджан); Раимкулова А.Р. – проректор по концертной и воспитательной работе Казахской национальной консерватории им. Курмангазы, заведующая кафедрой композиции и арт-менеджмента, заслуженный деятель искусств Казахстана, профессор (Казахстан); Маклыгин А.Л. – проректор по научной работе Казанской государственной консерватории (академии) им. Н.Г.Жиганова, заведующий кафедрой теории музыки и композиции, заслуженный деятель искусств Татарстана и Марий Эл, доктор искусствоведения, профессор; Луппов А.Б. – профессор Казанской государственной консерватории (академии) им. Н.Г. Жиганова, народный артист Татарстана, заслуженный деятель искусств России, Татарстана и Марий Эл; Трубин Б.Н. – профессор Казанской государственной консерватории (академии) им. Н.Г. Жиганова, заслуженный деятель искусств Татарстана и Мордовии, лауреат премии им. Д. Шостаковича.
Конкурс проводился анонимно. Ноты конкурсного сочинения и его запись представлялись под девизом без указания фамилии автора. На первый тур было прислано 25 сочинений из городов России (Москва и Московская обл., Санкт-Петербург, Казань, Набережные Челны, Новосибирск, Астрахань, Уфа, Екатеринбург), Казахстана (Алматы и Алматинская обл.), Украины (Харьков). Жюри отобрало 6 сочинений для участия во втором, финальном туре. Это произведения композиторов из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Уфы, Алматы (Казахстан).
Финал конкурса проводился 21 апреля в Государственном Большом концертном зале им. Салиха Сайдашева в формате открытого симфонического концерта. В первом отделении концерта прозвучали произведения финалистов в исполнении Государственного симфонического оркестра РТ (художественный руководитель – заслуженный артист России Александр Сладковский). Сочинениями молодых авторов дирижировали аспиранты Казанской консерватории Артем Абашев и Ильнар Файзутдинов. Сочинения шли под девизом, и никто: ни слушатели, ни члены жюри не знали, кто их авторы.
Пока во втором отделении оркестр под руководством А. Сладковского исполнял Вторую симфонию Н.Жиганова «Сабантуй», члены жюри определяли лауреатов первого жигановского конкурса. После окончания концерта они были объявлены. Автором лучшего сочинения – «Шудон гур» – оказалась Елена Анисимова (Казань). Ей присуждена I премия в размере 250 тысяч рублей. II премию в размере 150 тысяч рублей получил композитор из города Алматы (Казахстан) Таскын Жармукамет за симфоническую поэму «Дневник Чокана». III премию получили москвичка Айгерим Сеилова за сочинение «Отзвуки света» и казанский композитор Эльмира Галимова (сочинение «Четыре стихии»).
Дипломантами стали Фаниль Ибрагимов (Уфа), представивший на конкурс симфоническую поэму «Акбузат» и Илья Демуцкий (Санкт-Петербург), автор Сюиты для большого симфонического оркестра «Завтра была война».
Награды вручал председатель жюри, композитор Александр Чайковский.
У организаторов конкурса есть намерение сделать конкурс традиционным, поскольку есть необходимость стимулировать молодых композиторов работать в крупных музыкальных формах. Пока не решено, как часто конкурс будет проводиться. Радует то, что его участниками стали композиторы не только из России, но и из Казахстана, республики, в которой знают и чтут Назиба Жиганова, родившегося в городе Уральске.
Любовь АГЕЕВА