Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Май 2024 > >>
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
  • 1930 – 7, 8 и 10 мая в Государственном Большом театре имени Луначарского (теперь театр им. Качалова) состоялись два балетных вечера Московской балетной студии имени Айседоры Дункан. 11 мая артистки выступали в Доме Красной Армии, для военнослужащих Казанского гарнизона 

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

От артиллерийского двора до Эрмитажного центра

23 августа 2005 года в Казанском Кремле, в здании бывшего Юнкерского училища, состоялось два знаменательных события – открытие выставочного центра «Эрмитаж – Казань» и Национальной художественной галереи «Хазинэ» («Сокровищница»).

У здания бывшего Юнкерского училища три хозяина. Центр «Эрмитаж – Казань» стал составной частью музея-заповедника «Казанский Кремль», Национальная галерея – филиал Государственного музея изобразительных искусств республики.

Ранее в здании бывшего юнкерского училища открылся Мемориал памяти, рассказывающий об участии жителей Татарстана в Великой Отечественной войне, – это экспозиция Национального музея РТ.

Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, присутствовавшая на церемонии открытия, поздравила казанцев с тысячелетием Казани. Генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский подчеркнул, что Эрмитажный центр в столице Татарстана – результат упорного и кропотливого труда музейщиков Санкт-Петербурга, Казани, Москвы и других городов России. Он высоко оценил научный подход при создании первой выставки центра – «Золотая Орда: история и культура», заметив, что на ней представлены уникальные вещи.

“Уверен, уроки истории надо знать наизусть, тем более, если их подтверждает Эрмитаж – один из лучших музеев мира”, – так оценил центр Президент РТ. Минтимер Шаймиев выразил благодарность ОАО «Нижнекамскнефтехим» и его генеральному директору Владимиру Бусыгину – спонсорам реконструкции бывшего Юнкерского училища. Прозвучали добрые слова и в адрес Михаила Пиотровского, который оказал неоценимую помощь в создании первого Эрмитажного центра в России. Особую благодарность Минтимер Шаймиев выразил Валентине Матвиенко – за «теплое отношение к республике».

Не исключено, что сотрудничество Казани и Санкт-Петербурга будет плодотворным и после юбилеев двух городов. Губернатор Санкт-Петербурга сообщила о возможности создания кафедры музейного дела и российской геральдики на базе Эрмитажного центра в Казанском государственном университете.

После церемонии открытия Президент РТ Минтимер Шаймиев и высокие гости познакомились с Эрмитажным центром и экспозицией, которая представляет Золотую Орду в зените ее мощи, демонстрирует предшествующие традиции и великолепную городскую культуру.

Затем, перерезав красную ленточку, открыли Национальную художественную галерею, где их ждали сразу три экспозиции. Одна из них стационарная выставка народного художника СССР, академика Хариса Якупова.

За свою долгую творческую карьеру он создал более 300 работ, среди которых 20 крупных полотен и более 200 зарисовок. Значительные и самые ценные работы художник решил передать в дар столице Татарстана.

Выставка Хариса Якупова

Ряд произведений Х.Якупова находится в Государственной Третьяковской галерее, Музее Восточных культур России. Его работы побывали на выставках в Финляндии, Китае, США, Корее, Франции, Болгарии, Германии, Польше и других.

Харис Якупов приветствует гостей на своей выставке

Персональная галерея художника представляет разные грани его творческого наследия. В ней  представлены 15 больших живописных работ, которые в разное время принимали участие в крупнейших всесоюзных и международных выставках. Можно будет увидеть и фронтовые зарисовки, которые сделаны Харисом Абдрахмановичем во время войны.  В декабре прошлого года знаменитый художник отметил своё 85-летие.

Харис Абдрахманович Якупов родился 23 декабря 1919 года в г. Казани. Окончил Казанское художественное училище (1935-1939), с 1940 г. находился на службе в Советской Армии. Он участник Великой Отечественной войны. Фронтовые дороги  Якупова прошли через Сталинград, Курск, Львов, он воевал в Польше, Германии, Чехословакии. Награжден орденами Отечественной войны II степени и Красной Звезды,  медалью «За боевые заслуги». День Победы Харис Абдрахманович встретил в Праге.

В 1945 г. после демобилизации из Советской Армии возвратился в Казань и начал работать в Татарском художественном фонде. В 1946 г. учился в Москве у знаменитого художника Б.В.Иогансона. В 1947-1951 гг. преподавал в Казанском художественном училище. Член Союза художников – с 1947 г. Был председателем правления Союза художников Татарской АССР в 1951-1975 гг.

В 1958 году за иллюстрации к татарским народным сказкам художнику была присуждена Государственная премия ТАССР имени Г.Тукая. В 1963 году он стал народным художником РСФСР, в 1980 году – народным художником СССР. В 1973 году был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР, с 1997 – действительный член. В 1976 году  Якупову присуждена Государственная премия имени И.Е.Репина. Труд Хариса Абдрахмановича Якупова отмечен орденами «Знак Почета» (1950), Ленина (1971), «Дружбы народов» (1986), «За заслуги перед Отечеством»  I степени (1998), «За заслуги перед Республикой Татарстан» (2005) и Золотой медалью Академии художеств России (2005).

Харис Абдрахманович Якупов в своем многогранном творчестве создал эпическую художественную летопись Татарстана ХХ века. Как педагог он дал путевку в жизнь многим ведущим мастерам изобразительного искусства республики. В 1976 году президиум Академии художеств СССР утвердил Якупова руководителем мастерской живописи Академии в Казани.

 Творческое наследие казанской художественной школы

В отдельной экспозиции Национальной галереи представлено искусство Казанской губернии XIX - начала XX века, особое внимание уделено творчеству художников, связанных с Казанской художественной школой (1895-1917). В залах галереи отражены все этапы становления национального изобразительного искусства в ХХ веке. В произведениях живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства ярко проявляются особенности исторического и культурного развития края.

Изобразительное искусство республики получило развитие на основе художественных традиций, в которых сложно взаимодействует восточная и западная культура. Казань многие столетия была центром культуры для огромного ареала Волги, Урала, Сибири. Истоки татарского изобразительного искусства уходят своими корнями в глубокую древность – в традиции Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства, которые базировались на исламе.

Его главной составляющей вплоть до начала ХХ века были декоративно-прикладное искусство – вышивка, ткачество, кожаная мозаика, ювелирное искусство, каллиграфия, резьба по камню и дереву.

Появление собственно изобразительного искусства в нашем крае относится ко времени присоединение казанских земель к русскому государству в середине XVI века и первоначально связано с традициями православия. С XVIII века оно развивается параллельно с искусством Российской империи. В конце XVIII – первой половине XIX века в Казани работали в основном приезжие мастера, благодаря которым здесь возникла портретная и пейзажная живопись.

Первыми преподавателями открывшейся в 1895 году Казанской художественной школы стали выпускники Академии художеств – Н.Белькович, И.Денисов, Г.Медведев, Х.Скорняков. Школа сыграла исключительно важную роль в становлении художественного образования всего Поволжья и Урала. В историю мирового искусства вписано творчество Н.Фешина, ученика, затем преподавателя школы, академика живописи, мастера портрета и жанровой картины. Одновременно с Фешиным работали П.Беньков, П.Радимов, В.Тимофеев, тесно связанные с Казанской художественной школой. В скульптуре проявили свое дарование педагоги В.Богатырев и Г.Козлов.

Образ древней Казани, оставленный современниками

 Третья экспозиция Национальной галереи посвящена изображению Казани в искусстве русских и европейских мастеров ХVIIIХ веков. Она составлена на основе произведений графики, выполненных художниками – видописцами во время путешествий, из фондов Музея изобразительных искусств Республики Татарстан. Многие из рисунков использовались затем в качестве гравированных иллюстраций, которыми часто сопровождались популярные в старые времена издания «живописных путешествий». Именно эти гравюры и рисунки сохранили для нас достоверный образ Казани и ее обитателей.

На выставке представлены старинные гравированные карты и ведуты, панорамы и городские «проспекты», литографированные романтические ландшафты, карандашные, акварельные и живописные этюды. Среди них карты XVIIXIX веков с обозначением территории Татарстана и Казани, исполненные крупнейшими голландскими, немецкими и отечественными граверами, картографами и издателями, вошедшие во всемирно известные атласы, такие, как: «Атлас» Герарда Меркатора (1607), «Российский Атлас» Александра Вильбрехта (1800) и другие. Зрители смогут увидеть первые гравированные виды, сохранившие черты древней Казани, которыми иллюстрировали свои сочинения знаменитые голландские и немецкие путешественники XVII века: Адам Олеарий, Николас Витсен, Корнелис де Бройн. В экспозиции демонстрируются также получившие известность панорамные гравированные виды Казани XVIII века, а также оригинальные рисунки, по которым они были сделаны: А.И.Свечина и ведущего мастера русской видописи XVIIIвека М.И.Махаева.

Экспозиция включает не только видовые, но и жанровые и костюмно-типажные изображения европейских и российских художников XVIII - XIXвеков, и в том числе ведущего мастера этого жанра Е.М. Корнеева, участника кругосветных путешествий и экспедиций по России, автора первой большой отечественной серии о народах России (1808 - 1813), где целый раздел посвящен «татарским народам».

На выставке можно увидеть литографии, рисунки и акварели не только казанских художников Iполовины XIXвека В.С.Турина, Э.Турнерелли, А.Н.Раковича, И.М.Белоногова, А.В.Ильина, но также картину и графику известнейших мастеров русского искусства, академиков живописи: А.Е.Мартынова, братьев Г.Г и Н.Г. Чернецовых, М.Г.Худякова, К.Ф.Гуна, А.П.Боголюбова.

«Золотая Орда. История и культура»

  Так называется первая экспозиция центра «Эрмитаж – Казань», которая включает более 800 экспонатов, свыше 700 из них предоставил Эрмитаж. Это предметы XIII-XV веков, созданные мастерами Золотой Орды (Улуса Джучи) – самого западного из государств, образованных после смерти Чингисхана на принадлежавших ему территориях.

Богатейший материал позволяет проследить образование Золотой Орды и этапы ее эволюции, в результате которой в середине XIII столетия сложилось одно из крупнейших государственных образований Восточной

Европы периода Средневековья. Выставка во многом меняет представления посетителей об Орде, полученные из школьных учебников истории.

Из наиболее ранних памятников воинской культуры Джучидов (первая половина – 60-е годы XIII века) выделяются поясные наборы из золота и золоченого серебра, железный топор с инкрустацией латунью и серебром, обкладки конских седел, украшения конского убора.

Утвердившаяся к XIV веку модель ислама отличалась относительной терпимостью к инакомыслящим и уважением к их обычаям. Находки амулетов и «онгонов» (своеобразных семейных божков, домашних духов очага, душ предков) говорят о приверженности язычеству, шаманизму в самых различных кругах золотоордынского общества. Кроме того в разных регионах страны существовало и христианство.

В XIV столетии происходит резкий скачок в развитии гончарных технологий. Наивысшим достижением золотоордынского гончарного дела являются Кашины (особая разновидность фаянса) – столовая посуда, аптекарские сосуды, чернильницы, детали архитектурных облицовок, оконные решетки и т. п.

Большой интерес представляет уникальный керамический кубок, обнаруженный при раскопках золотоордынского города Азака (г. Азов) в 1992 году. Сосуд, предназначенный, видимо, для дворцового пиршества, декорирован трехцветной надглазурной росписью (красным, зеленым и черным) по белому непрозрачному фону с добавлением накладного золота и подглазурной росписью темно-синим (кобальтом). Изображение цветущих растений, водоемов и фениксов, в целом, символизируют коранический Рай.

Оригинальной страницей культурной истории восточноевропейского средневековья является булгарская торевтика. В ХП-ХШ веках булгарские торевты начали использовать чернение в сочетании с обильной позолотой. Великолепный пример нового – «Свадебное блюдо» со сценой охоты хищника на оленя.

Феноменом чингисидской истории и культуры является камень Тимура. Обломок скалы с двуязычной надписью (на арабском и чагатайском языках) был высечен в 1391 году от имени эмира Тимура (1370-1405) во время его похода на золотоордынского хана Токтамыша.

Выставка будет работать до мая будущего года. Весной в Казани состоится международная конференция, посвященная Золотой Орде.

Подборку материалов об открытии Эрмитажного центра и Национальной галереи подготовили Регина Айбятова, Эльвира Гилемханова, Ирина Верясова, Светлана Горохова и Любовь Агеева.

Использованы материалы пресс-службы Государственного Эрмитажа. «Золотая Орда. История и культура»

«Казанские истории», №17-19, 2005 год

Фото Фарита Губаева

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить