Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Нуриевский фестиваль-2011: балет «Дон Кихот»
- 25 мая 2011 года
25 мая 2011 года в программе Нуриевского фестиваля был балет Людвига Минкуса «Дон Кихот».
Публикации об этом балете для газеты «Антракт» Татарского академического театра имени М. Джалиля подготовили студентки 3 курса Института социальных технологий (КГТУ-КАИ имени А.Н. Туполева) Регина АБДУЛЬМАНОВА и Юлия ОВЧИННИКОВА. Они общались с солистами Национального балета Королевства Нидерланды Анной ЦЫГАНКОВОЙ и Мэтью Голдинга, взяли интервью у дирижера Виталия Луценко.
«Удивляя себя, я удивляю и зрителя»
Партию Китри в балете «Дон Кихот» танцует лауреат международных конкурсов, солистка Национального балета Королевства Нидерланды Анна ЦЫГАНКОВА.
– Вы ведь родом из Новосибирска, Анна?
– Да. Я из семьи музыкантов, окончила Новосибирское училище. Моим преподавателем была Раиса Стручкова. Затем работала в Москве, в Большом… В 2004 подала заявку на статус ведущей прима-балерины в театре Будапешта, переехала в Венгрию. Работа тогда была очень напряженной: не каждой балерине выпадает танцевать 6-7 ведущих партий в год. За три года станцевала весь репертуар, который шел в театре, и почувствовала, что можно идти дальше. Подписала контракт с Национальным балетом Королевства Нидерланды и продолжала работать и там, и там.
– В Казани Вы впервые?
– Да, мне здесь очень нравится! Было чудесно проснуться: в окно заглядывает солнце, поют птицы, звенят колокола. Но климат слишком сухой, не хватает влаги.
– Как давно Вы танцуете партию Китри?
– Первый раз исполнила ее в Венгрии, в 2005 году. В Амстердаме версию «Дон Кихота» поставил Ратманский, это, по моему мнению, одна из самых удачных постановок. Оставив все самое ценное, что есть в балете, он сделал свои драматические акценты, немного поменял сюжетную линию, что выгодно выделило исполнителей ведущих партий – Базиля и Китри. И «Дон Кихот» зажил новой жизнью. Балет стал более модерновым, но выдержанным в стиле, близком к Сервантесу. Работа была очень конструктивной, креативной. Оттанцевав его последний раз в ноябре, я с грустью ожидала следующего раза. И очень рада, что мы танцуем на фестивале именно этот балет.
– Какие Вам нравятся постановки – более театральные или метафоричные? «Дон Кихот» – он несколько гротесковый…
– Понимаете, Китри – она на меня похожа. Когда чувствуешь такую близость к роли… Это – как туфли: бывает, сразу купишь удобные, бывает, надо разнашивать. И роли так же. Вот «Лебединое озеро» – белый лебедь для меня сложнее, чем черный. Но в этом и суть – ты продвигаешься, ты растешь, хотя когда-то это не совсем удобно, находя определенные черты и грани характера своей героини в себе.
– Вам подходит более драма-балет или же балет классический, сложный технически?
– Когда я танцевала в Большом театре, модерн мной не воспринимался. Но будучи за границей уже восемь лет, угол зрения поменяла: теперь это необходимо. Модернизация обеспечивает необходимый рост, развитие. Я мечтала станцевать «In the middle» Форсайта – я станцевала.
– Вы описываете свою жизнь, полностью погруженной в театр, в балет. Находите ли свободное от работы время?
– График очень напряженный. Иногда кажется, что все – total overwork. С 10 до 6 мы заняты в театре, потом – наше свободное время. У меня есть кот, абиссинский, и я люблю проводить время с ним дома. Мне кажется, он даже умнее некоторых людей! (смеется) Проводить время в клубах – не люблю, не мое. Когда же идут спектакли, день начинается и заканчивается в 11 – там уже не до раздумий о том, как провести время. Люблю ходить в кино, если есть хорошие фильмы. Читать книги… Очень люблю готовить. Чем больше что-то делаешь, тем больше чувствуешь себя активным, молодым, собранным, сконцентрированным – так что лениться я не люблю.
– Вам не сложно было разлучиться с семьей, оставить в России свои корни?
– В моей жизни было три важных шага, которые я непременно должна была сделать. Сначала переехала из Новосибирска в Москву, где надо было начинать все с нуля. Нонсенс: в Большой взяли кого-то, кто закончил не московское училище! Я знаю – все, чего я добилась в этой жизни, я сделала сама. Бог дал мне талант, а я как могу его развиваю, совершенствуясь в работе и как артист, и как человек. Если мне необходимо сделать еще один шаг, но мне больно, я знаю: боль – она только на определенное время, потом проходит. Думала, что никогда не покину России, но чувствовалась неудовлетворенность, невозможно было раскрыть себя, не сделав этого. И вот я переехала в Венгрию, затем – в Нидерланды. Однако, оглядываясь назад, понимаю, что все в моей жизни шло очень гармонично.Общаемся мы с семьей в Интернете, по скайпу.
– Можно сказать, что по жизни Вас ведет Ваш талант?
– Можно и так. Талант – это необходимая составляющая нашей профессии. Нужно доверять жизни. Я не сожалею ни о чем, что бы ни сделала.
– Любите ли Вы удивлять зрителя?
– Скажем так: я люблю открывать новые способности в себе, своем теле. Есть какие-то элементы, о которых я и помыслить не могла, что смогу сделать! Удивляя в первую очередь себя, я удивляю и зрителя. Но я не люблю танцевать напоказ, это безвкусно. Должен быть стиль, грань, которую не стоит переходить.
– Волнуетесь ли Вы перед премьерой?
– Инстинктивно: прихожу в театр, пью кофе. Это рутина, но этот автоматизм помогает. Главная цель – достигнуть спокойствия в самой себе, а какими способами… Ведь каждый день мы разные, и надо ориентироваться по ситуации. Больше всего меня расстраивает плохая музыка, очень плохо себя чувствую, если нет контакта с дирижером.
– Вы не хотели бы попробовать себя в ином виде искусства? Быть может, сняться в фильме, как Екатерина Максимова…
– С удовольствием! Давно мечтаю затронуть и эту сторону искусства. Очень люблю креативные фотосессии. А что до фильма, пусть бы сняться даже в рекламе. Мне нравится преподавать, у меня был опыт. Может быть, попробовать себя в сфере иглоукалывания, чтобы помогать людям. Люблю лошадей: брала уроки верховой езды в манеже в Амстердаме, хоть это и опасно, в связи с профессией.
– Каков Ваш рацион?
– Я люблю шоколад. Не ем с утра. Ем рыбу, устриц, хотя терпеть не могла! Иногда, когда наступает «белковый кризис», до дрожи хочется кровавый стейк. Использую только оливковое масло. Люблю пиво и красное вино! Самое блаженное после спектакля – глоток холодного крепкого пива.
– У Вас во всем есть какой-то стержень.
– Бесперспективно искать его извне! Наш стержень снаружи, наша поддержка – это семья. Просто нужно быть добрее к людям – и все вернется, возвратится сторицей.
Драма и техника связаны неразрывно
Мэтью Голдинга сложно не заметить. Молодой, статный, высокий, улыбчивый. Двадцать пять лет – а уже танцует ведущую партию в балете «Дон Кихот», исполняя роль Базиля. Он начал заниматься балетом в 14 лет, поступив в Лондонскую школу, а затем переехав в Вашингтон, где продолжил обучение. В труппе национального балета Королевства Нидерланды он всего два года, а партнером Анны Цыганковой является год, но уже успел выстроить «good relationship». «У нее я научился многому: она старше, у нее больше опыта, она много работает...
Анна сильная, очень сильная личность», – говорит Мэттью. Мэт, как называет его Анна. «I love mix of classical and modern ballet», – с улыбкой сообщает Мэттью. Он танцевал и классический балет, и современный, неизменно с улыбкой отыскивая плюсы и отбрасывая минусы.
Драма и техника неразрывно связаны: «I love energy of drama». На вопрос, есть ли у него свободное время, оптимистично сообщает, что «freetime – it is all my time». Все время то есть. Танец ему не в тягость, а наоборот – получение бесконечного удовольствия. И все же у него есть хобби, которые неразрывно связаны с физической нагрузкой, с телом – йога, плавание, гольф. Любит кататься на машине, а перед спектаклем, чтобы снять стресс, совершает пробежку.
А еще Мэттью очень любит хоккей – сам родом из Канады, он с острейшим фанатизмом наблюдает за бесконечной борьбой двух гигантов этого вида спорта: России и Канады. «У меня нет планов на будущее, я еще слишком молод, и у меня мало опыта», – сообщает Мэттью. «Я бы хотел сыграть Ромео в балете «Ромео и Джульетта», станцевать в «Спартаке». Мне нравится русская культура, Россия, но я плохо знаю русский язык – и это затрудняет ее постижение». Очень оптимистичный человек Мэттью Голдинг на прощание говорит: «Спасибо!» – по-русски. Что ж, роль Базиля – легкая, энергичная, гротесковая – ему очень подходит.
Юлия ОВЧИННИКОВА
От отца – к сыну, от учителя – к ученику
Подсмотрев репетицию «Дон Кихота» из святая святых театра – закулисья, нельзя было не поинтересоваться, не узнать, кто стоит за дирижерским пультом. Дирижером оказался заслуженный деятель искусств Украины Виталий КУЦЕНКО, главный дирижер Харьковского национального театра оперы и балета имени Лысенко. Наши корреспонденты задали ему несколько вопросов.
– Вы впервые посещаете Казань?
– Нет. Конкретно на фестиваль Рудольфа Нуриева я приезжал дважды. Это интересное как для города, так и для артистов и работников театра событие. А в 1982 году приезжал на Шаляпинский фестиваль. Кстати, я был одним из его организаторов, поскольку в то время работал в театре имени Джалиля главным дирижером. Это замечательный фестиваль, и я рад, что он существует до сих пор.
– Почему Вы выбрали профессию дирижера?
– Трудно сказать. Помню, в школе, в десятом классе, организовал мужской хор из четырех голосов. Потом, когда играл в духовом оркестре, понял, что это немного не то. Был главным дирижером Марийской консерватории, шесть лет проработал в Казани, а с 1985 года работаю на родине, в Харьковском театре.
– Каково это – быть дирижером?
–Сложная, но интересная профессия. Скучно не бывает (смеётся). Безусловно, это профессия, в которой нужно уметь управлять.
– Не было ли это чувство определяющим в выборе профессии?
– Наверное! Дирижером становится тот, кто хочет более управлять, нежели исполнять. Просто играя в оркестре, ты играешь по воле другого, под его диктовку. Здесь же – ты волен выбирать. Хорошо или плохо, это судить зрителям. Насколько затянуть темпоритм, насколько тише, насколько громче… Есть такие не писаные нотами факторы, исходя из которых дирижер музицирует.
– Но эта свобода все равно ограничена, ведь вы подстраиваетесь под артистов балета, если говорить о спектакле «Дон Кихот»?
– У каждого театра, у каждой постановки есть свои нюансы, которые преодолеваются путем взаимной договоренности. У балета сложная специфика: здесь меньше зависит от дирижера. Танцоры должны чувствовать музыку, а дирижер – смотреть за их движениями и пластикой. Это сложно.
– Сложно работать скоординировано? –
К примеру, в опере – проще. Там есть слова, а в балете – специфична сама музыка, существуют какие-то акценты… Дирижер должен их прочувствовать. Работа дирижера – не сахар. Это профессии второй половины жизни, так как в первой половине много проблем, обуревают чувства и эмоции, есть азарт и темперамент но нет той необходимой глубины, которая раскрывается во второй половине жизни, с опытом. Век живи – век учись, в случае с профессией дирижера это факт.
– С каждым проведенным спектаклем, с каждой проведенной оперой…
– Безусловно! Каждый спектакль – разный. И дирижируем по-разному. Нельзя одно и то же сочинение играть одинаково. Сегодня пульс чаще, завтра – слабее. Но эти колебания отразятся в музыке, привнесут индивидуальность. Это не значит, что музыка будет слабее или быстрее, нет. Она будет острее чувствоваться!
– Пытаетесь ли Вы передать накопленный опыт?
– Я профессор, один из моих учеников уже лауреат, на данный момент работает в Костроме. Сын, закончив Московскую консерваторию как трубач, далее пошел по моим стопам. Можно сказать, профессия дирижера у нас семейная. Так вот и обмениваемся опытом: от отца – к сыну, от учителя – к ученику.
История балета «Дон Кихот»
«Дон Кихот» – балет по роману Мигеля Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». В 1862 году хореограф Мариус Петипа предложил Людвигу Минкусу, бывшему в то время профессором Московской консерватории по классу скрипки, написать музыку к балету «Дон Кихот», либретто к которому Петипа разработал сам. Музыка была написана быстро, и 14 (26) декабря в московском Большом театре состоялась премьера комического спектакля, в котором лишь Дульцинея была героиней классической, а остальные герои – характерными. Петипа придерживался строгих схем чередования пантомимы и танцев, классических и характерных. Основой его спектакля был классический танец, выражавший чувства главных героев. Именно спектакль – с элементами драмы, гротеска и почти психологического театра. «Дон Кихот» дошел до нас в постановке Александра Горского, который создал свою версию еще при жизни Петипа, и других более поздних интерпретаторов. В романе Сервантеса образ печального рыцаря Дон Кихота, готового на любые подвиги и благородные поступки, является основой сюжета. В балете Дон Кихот является второстепенным персонажем, а сюжет сосредотачивается на любовной истории Китри и Базиля, исполняющих свои вариации на городской площади. История странствий «рыцаря печального образа» и его верного оруженосца Санчо Пансы служит лишь обрамлением сюжета балета: Китри и влюбленный в нее бедный цирюльник Базиль не без помощи Дон Кихота оставляют в дураках незадачливого жениха Китри – чванливого и богатого Гамаша, а также ее отца – трактирщика Лоренцо, противящегося их браку. Дон Кихота, потерпевшего неудачу в поединке с ветряной мельницей, утешают хозяева замка – Герцог и Герцогиня, и многочисленные гости, среди которых – счастливые Китри и Базиль. Опытный капельмейстер Минкус был отличным знатоком балетного искусства, его признавали балетным композитором. Петипа подхватил настроение, материализовав эту жизнерадостность во множестве испанских и цыганских танцев, подлинные названия которых – шика, морена и зингара. Во все времена существования спектакля сцена розыгрыша «самоубийства» Базиля вызывала одну и ту же реакцию зрителя – смешки. Здесь проявлялось актерское мастерство исполнителя и его чувство юмора. Сочетание музыки и хореографии, а также эволюция технических элементов в балете сделали его очень выигрышным для артистов. В 1966 году Рудольф Нуриев поставил свою версию спектакля для Венского государственного оперного театра. А в 1973 году знаменитый танцовщик повторил свою версию спектакля в Австралийском балете. В Казани балет был впервые поставлен в 1949 году. Второй раз балет появился в казанской афише в 1958 году. Третья постановка была осуществлена в 1979 году. «Дон Кихот», который увидят зрители Нуриевского фестиваля, объединяет хореографии Александра Горского и Мариуса Петипа.
Юлия ОВЧИННИКОВА