Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Золотая Орда. История и культура»
- 23 августа 2005 года
Первой экспозицией центра «Эрмитаж – Казань», открытого 23 августа 2005 года, стала выставка «Золотая Орда. История и культура», которая включала более 800 экспонатов, свыше 700 из них предоставил Эрмитаж. Это предметы XIII-XV веков, созданные мастерами Золотой Орды (Улуса Джучи) – самого западного из государств, образованных после смерти Чингисхана на принадлежавших ему территориях.
Выставка организована при участии Азовского историко-археологического и палеонтологического музея-заповедника, Астраханского государственного объединенного историко-архитектурного музея-заповедника, Волгоградского областного краеведческого музея, Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», Государственной инспекции охраны историко-культурного наследия Воронежской области, Санкт-Петербургского Института истории Российской Академии наук, Санкт-Петербургского отделения Института востоковедения Российской Академии наук, Саратовского областного музея краеведения, Центра этнологических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук, Коллекции Насера Д. Халили (Лондон).
Страховые гарантии владельцам экспонатов дало Правительство РТ. Вообще же безопасность Эрмитажного центра соответствует всем современным требованиям: система охраны такая же, как в самых продвинутых музеях мира.
Богатейший материал позволяет проследить образование Золотой Орды и этапы ее эволюции, в результате которой в середине XIII столетия сложилось одно из крупнейших государственных образований Восточной Европы периода средневековья. Его населяли различные этнические группы. В нем сформировалась культура, в которой смешались кочевнические и оседлые черты, слились традиции разных народов, проживавших на этих территориях: монголов, половцев, волжских булгар, славян, персов и многих других.
Замечательные произведения искусства отражают разнообразные связи Золотой Орды с Византией и Китаем, странами Запада и Востока и свидетельствуют о глубоком взаимопроникновении культур.
Большая часть известных на сей день памятников происходит из археологических раскопок XIX – XX веков, проводившихся на месте золотоордынских городов, поселений, могильников. Из наиболее ранних памятников воинской культуры Джучидов (первая половина – 60-е годы XIII века) следует выделить поясные наборы из золота и золоченого серебра, железный топор с инкрустацией латунью и серебром, обкладки конских седел, украшения конского убора. Некоторые находки несут черты искусства Дальнего Востока; тип и стилистика поясов сложились в Центральной Азии еще до образования Улус Джучи. Воинское снаряжение – часто дорогое и высоко ценимое несколькими поколениями одной всаднической семьи, не изнашивалось быстро, о чем свидетельствуют ранние датировки отдельных предметов.
Уже в XIV веке, в период активной исламизации Золотой Орды, в материалах торевтики дает себя знать утрата норм тюрко-монгольской всаднической культуры, однако полностью традиции не исчезают.
Утвердившаяся в Золотой Орде модель ислама отличалась относительной терпимостью к инакомыслящим и уважением к их обычаям. Отсюда, например, терпимость к показной роскоши и вину. Яркое подтверждение тому – золотые блюда, золотые и серебряные чаши, кубки, пояса военачальников. Находки амулетов и «онгонов» (антропоморфных фигурок – своеобразных семейных божков, домашних духов очага, душ предков), а также изображений лягушек – символов деторождения, говорят о приверженности язычеству, шаманизму в самых различных кругах золотоордынского общества как в ХШ-ХIV, так и в XV веке. Наряду с исламом и язычеством в разных регионах страны существовало и христианство. В Солхате был обнаружен кенотаф XIV века, на торце которого изображен один из самых популярных мотивов в искусстве ислама – лампа, а на другом – крест. Это надгробие является «ценным свидетельством сближения мусульман и христиан в области социальной жизни на уровне городской общины и, одновременно, цельности золотоордынского культурного мира. Известно также, что два из трех персоязычных переводов Четвероевангелия, созданных в XIV веке, переписаны в Солхате.
В XIV столетии происходит резкий скачок в развитии гончарных технологий, что подтверждают находки ряда археологически целых сосудов разных типов и открытие керамических комплексов для производства поливной посуды. Наивысшим достижением золотоордынского гончарного дела являются Кашины (особая разновидность фаянса) – столовая посуда, аптекарские сосуды, чернильницы, детали архитектурных облицовок, оконные решетки и т. п. Все виды поливной кашинной посуды, за исключением люстровой, производили в Хорезме, Сарайчике, городах Нижнего и Среднего Поволжья. Золотоордынские кашины стоят в одном ряду с полуфаянсами Ближнего и Среднего Востока.
Большой интерес представляет уникальный керамический кубок, обнаруженный при раскопках золотоордынского города Азака (г. Азов) в 1992 году. Сосуд, предназначенный, видимо, для дворцового пиршества, декорирован трехцветной надглазурной росписью (красным, зеленым и черным) по белому непрозрачному фону с добавлением накладного золота и подглазурной росписью темно-синим (кобальтом). Изображение цветущих растений, водоемов и фениксов, в целом, символизируют коранический Рай.
Изобразительный репертуар крымских сосудов сграффито ХШ-ХIV веков не слишком широк; они редко украшались композициями с изображениями человеческих фигур. Однако несколько показанных на выставке сосудов – две небольшие чаши для вина, покрытые зеленовато-желтой глазурью, и крупная чаша с бледно-желтоватой поливой, свидетельствуют о нарастании внимания к новому герою – человеку города, а также о том, что в местной восточно-крымской школе среди гончаров, производивших посуду сграффито, уживались византийская и сельджукская традиции.
Оригинальной страницей культурной истории восточноевропейского средневековья является булгарская торевтика. В группе вещей Х-ХI веков наиболее примечательно серебряное «Блюдо с сокольником», в центральном медальоне которого помещено изображение человека, сопровождающего оленя с сидящей на нем птицей. Особенности иконографии медальонов с виньетками связывают это произведение с восточно-иранскими и среднеазиатскими прототипами Х века.
В ХП-ХШ веках булгарские торевты начали использовать чернение в сочетании с обильной позолотой. Великолепный пример нового стиля – «Свадебное блюдо» со сценой охоты хищника на оленя. Разнообразные ювелирные изделия – браслеты, перстни, застежки, брелки – свидетельствуют о том, что не только женщины ханских домов, но и простые горожанки Золотой Орды обладали значительным количеством украшений. Наряду с золотыми, серебряными и бронзовыми вещами достаточно широко были распространены ожерелья, подвески, браслеты и перстни из многоцветного стекла. Большим спросом пользовались также металлические зеркала.
Важнейшей составной частью политики Золотой Орды стало упорядочение торговли, развитие которой самым тесным образом было связано с развитием ремесел и городов. Ярким показателем торговых отношений является широкое распространение монет на территории всей Золотой Орды. Так, клад, найденный в Болгарах в 1882 году, состоял из четырнадцати серебряных слитков и более тысячи серебряных монет.
Внутренняя торговля касалась, прежде всего, бытовых изделий и украшений. Большим спросом пользовалась металлическая посуда – котлы нескольких типов, отличные по внешнему виду и технологии изготовления; ковши, чаши, светильники, мерные емкости; глазурованная посуда и изразцы, предназначенные для общественных сооружений, домов богатых горожан, дворцов и мавзолеев. Особую группу составляли привозные чаши и кубки, изготовленные за пределами Золотой Орды, в основном, иранского и сиро-египетского происхождения.
Феноменом чингисидской истории и культуры является Камень Тимура. Обломок скалы с двуязычной надписью (на арабском и чагатайском языках), высеченной в 1391 году от имени эмира Тимура (1370-1405) во время его похода на золотоордынского хана Токтамыша (1376-1395), содержащей угрозу для существования одной из самых старых ветвей отюречившейся монгольской династии Чингисидов.
Выставка «Золотая Орда. История и культура» будет работать до мая будущего года. Весной на базе Эрмитажного центра в Казани состоится международная конференция, посвященная Золотой Орде. В дальнейшем экспозиции предполагается менять раз в шесть месяцев. “Золотую Орду” сменит “Искусство вышивальщика”, затем планируются экспозиции «Лошадь в произведениях искусства», «Художественная жизнь России XIX – начала XX века», «Филигрань и эмаль. Восток, Россия, Запад». Планы расписаны до 2008 года.
К открытию выставки подготовлен научный каталог (СПб., изд-во «Славия»). Издание открывают обращение Президента РТ М.Ш.Шаймиева и вступительная статья генерального директора Эрмитажа М.Б.Пиотровского. Автор каталога и куратор выставки – ведущий научный сотрудник отдела Востока, доктор исторических наук М.Г.Крамаровский.
Первыми посетителями Эрмитажного центра стали Михаил Пиотровский, генеральный директор Эрмитажа, Валентина Матвиенко, губернатор Санкт-Петербурга, и Минтимер Шаймиев, Президент Татарстана.
Цена на билеты в Эрмитажный центр приятно удивит казанцев – для студентов и пенсионерам – по 20 рублей, для школьников – 10 рублей, 50 рублей – для остальных. Экскурсионное обслуживание: 250 рублей – для взрослых, 100 рублей – для школьников. Выходной – понедельник.