Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Жигановская «Алтынчеч» в Казанском Кремле

К 100-летию основателя консерватории  композитора Назиба Жиганова на территории Пушечного двора музея-заповедника «Казанский Кремль» в завершение первого оперного фестиваля под открытым небом«Казанская осень» 2 сентября 2011 года прошла премьера оперы «Алтынчеч», ставшая знаменательным событием в культурной жизни Казани.

Опера о свободолюбивом булгарском народе, который не склонил голову перед монгольскими захватчиками, на фоне настоящих кремлевских построек смотрелась впечатляюще. Постановка осуществлена силами студентов и педагогов Казанской государственной консерватории, решивших таким образом почтить память профессора Жиганова.

Оперная студия при консерватории была открыта по инициативе профессора Светланы Жигановой, дочери ректора. «Естественной декорацией спектакля и одновременно задником условной сцены стал Южный (белокаменный) корпус Пушечного двора.

Оркестровой ямы не было – музыканты находились на одной площадке с героями «Алтынчеч», занимая вместе со статичным хором чуть ли не все пространство «сцены». На одном с ней уровне располагались и зрительские места.

Но не только поэтому смотреть оперу под открытым небом было непросто. Нещадно палило солнце, периодически «гулял» усиленный динамиками звук... Публика, что удивительно, не расходилась, внимательно наблюдала за необычным действом, а в финале аплодировала артистам стоя, – это цитата из материала Айсылу Кадыровой, корреспондента «Вечерней Казани».

Режиссер спектакля – Рустем Фаткуллин, музыкальный руководитель – инициатор «Казанской осени», главный дирижер Государственного симфонического оркестра Татарстана Александр Сладковский. Главные партии – Алтынчеч и Джика – исполняли молодые талантливые певцы Айгуль Хайри и Филюс Кагиров. В роли Тугзак выступила Марина Нерабеева.

Как пишет Айсылу Кадырова, среди тех, кто аплодировал артистам темпераментнее многих зрителей, была Зиля Сунгатуллина, народная артистка России и Татарстана, одна из лучших исполнительниц партии Алтынчеч.

– То, что я сейчас увидела, это грандиозно! – сказала корреспонденту «ВК» Зиля Сунгатуллина. – Поставить «Алтынчеч» на открытом воздухе, исполнить оперу в таких условиях – это очень сложно. Но как интересно все получилось! Оркестр Сладковского потрясающе играл, солисты – абсолютно все – достойны похвалы. У меня чувство, что я присутствовала на историческом событии. А еще я думаю, что Назиб Гаязович Жиганов был бы счастлив, если бы увидел свою оперу в Кремле и в таком замечательном исполнении!..»

Премьера в Казанском Кремле стала возможной благодаря творческому содружеству Казанской консерватории и Государственного симфонического оркестра Татарстана под управлением Александра Сладковского. Это был праздник татарского национального оперного искусства.

Возвращена из небытия одна из лучших опер Н. Жиганова, которая уже давно не идет на казанской оперной сцене. Н. Жиганов завершил работу над оперой «Алтынчеч» («Алтынчач», «Златовласка») в 1941 году. Автор либретто М. Джалиль положил в его основу памятники устно-поэтического творчества татарского народа, в частности, героический эпос «Джик-мерген», а также народные сказки «Алтынчеч», «Золотое перо» и другие.

Премьера состоялась на сцене Татарского театра оперы и балета 9 июня 1941 года, за несколько дней до начала Великой Отечественной войны. Спектакль о борьбе булгар с иноземными поработителями находил горячий отклик в зрительном зале.

В постановочную группу входили А. Маргулян (общее руководство музыкальной частью), Д. Садрижиганов (дирижер), Л. Баратов (режиссер), Г. Тагиров (балетмейстер), В. Гаврилов (хормейстер), В. Матрунин (художник). Главные роли исполняли: Г. Кайбицкая и Ш. Кутдусова – Алтынчеч, М. Рахманкулова – Тугзак), Ф. Насретдинов – Джик. В дальнейшем спектакль возобновлялся на казанской сцене в 1944, 1956, 1978 годах разными дирижерами (Д. Садрижиганов, В. Куценко), режиссерами (З. Сафин, Н. Даутов) и художниками (П. Сперанский, В. Людмилин, Э. Нагаев).

В 1994 году опера шла в новой редакции, которая была осуществлена Ф. Мансуровым (режиссер-постановщик Г. Панков, художник В. Семизоров, балетмейстер С. Хантимирова, хормейстеры Н. Джураева и И. Рахимуллин). В роли Алтынчеч была В. Ганеева.  

Свое мнение о спектакле казанских студентов выразили видные деятели культуры и искусства Республики Татарстан. Предлагаем вашему вниманию материалы, найденные нами на сайте Казанской консерватории.

 

АЛЕЕВ ИЛЬТАЗАР НУРИЕВИЧ, министр культуры Татарской АССР 1976-1985 годах:

«Постановка оперы Н.Г. Жиганова «Алтынчеч» в Казанском Кремле – грандиозное историческое событие. Я с большим интересом ждал этого спектакля, потому что мое практическое знакомство с оперным искусством началось именно с «Алтынчеч».

Это было во второй половине 1940-х годов на сцене Казахского театра оперы и балета им. Абая в Алма-Ате. Партия Алтынчеч была исполнена народной артисткой СССР Куляш Байсеитовой, которую называли «казахский соловей». Там я издали увидел молодого композитора Назиба Жиганова.

Позднее, в 1949 году, я посетил этот спектакль в Казани, еще в старом здании театра, где главную партию исполняла Шафика Кутдусова, а партию Тугзак – народная артистка РСФСР Марьям Рахманкулова, которая создала поистине трагический образ. Это была феерическая постановка...

4 сентября я был захвачен происходящим на сцене с самых первых нот и получил огромное удовольствие. Придраться было не к чему. Мне понравился весь актерский ансамбль, звучание оркестра и хора. Произошло чудо под открытым небом. После спектакля я возвращался домой по улице Кремлевской под большим впечатлением от увиденного. Был приятно удивлен слушательской аудиторией: присутствующие на спектакле реагировали на действие как знатоки оперного жанра, хотя понятно, что на оперу некоторые слушатели пришли впервые – такое наблюдалось монолитное единство публики!

Исполнители главных ролей – Алтынчач (Айгуль Хайри) и Джика (Филюс Кагиров) – произвели прекрасное впечатление как певцы и как актеры. Великолепен и хан в исполнении народного артиста республики Мунира Якупова.

На спектакле я встретил ректора консерватории Рубина Абдуллина и познакомился с дирижером Александром Сладковским. Эти «отцы-командиры» создали хороший прецедент. С нетерпением жду продолжения юбилейных событий – премьеру оперы «Джалиль».

От редакции: премьера оперы «Джалиль» состоится в Татарском академическом театре оперы и балета имени Мусы Джалиля 19 сентября.  

 

ВАЛЕЕВ РАЗИЛЬ ИСМАГИЛОВИЧ, председатель Комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Государственного Совета Республики Татарстан, писатель, поэт, заслуженный работник культуры России и Татарстана:

«Опера Н.Г.Жиганова «Алтынчеч» – об историческом событии, и ее возрождение 4 сентября тоже стало историческим событием для Казани. Впервые национальная опера была поставлена в Кремле в естественных условиях с привлечением молодых исполнителей – нашего будущего.

Существует мнение, что на татарскую оперу не ходят. В минувшее воскресенье стало ясно, что заинтересованность зрителя в национальном искусстве есть. Сейчас оперный театр критикуют за то, что он не занимается подготовкой молодых кадров. Консерватория же не только воспитывает молодых исполнителей, но и представляет их на сцене, и это похвально.

Конечно, в процессе спектакля были проблемы со звуком, хотелось бы видеть более яркие костюмы на сельских девушках. Остается пожелать Министерству культуры республики и руководству Кремля принимать более активное участие в подготовке таких больших событий, тогда можно будет ожидать более красочного оформления спектаклей».

 

ЗИННУРОВ ШАМИЛЬ ЗИННУРОВИЧ, директор Татарского государственного академического театра имени Галисгара Камала, заслуженный работник культуры России и Татарстана:

«Большое спасибо за спектакль. Прекрасный оркестр, хор, солисты! Молодые голоса звенели, парили над мечетью Кул Шариф. Многотысячная публика шла на спектакль, испытывая тягу к национальному искусству, подобно тому, как испытывающий жажду приникает к живительному ручью. Она радовалась, что татарская классическая музыка звучит в исторических стенах Казанского Кремля.

Радовали и солисты, пение которых отличалось национальным колоритом в голосах, правильной татарской речью. Я был удивлен тем, что в спектакле приняло участие так много молодежи, особенно впечатлил хор – ведь это наше будущее. Участие в таких мероприятиях прививает любовь к национальной классике. На спектакле присутствовал главный режиссер нашего театра Фарид Бикчантаев.

Мы получили большое удовольствие. К сожалению, не хватило работы художника в постановке (это – пожелание на будущее), но музыка компенсировала все недостатки. После спектакля публика прогуливалась по Кремлю, бурно обсуждая увиденное. Были и положительные эмоции, и глубокие философские рассуждения. Я заметил, что во время исполнения лирических арий у некоторых слушателей в глазах блестели слезы от гордости за татарское искусство, красоты и счастья...

Такие спектакли, в исторических местах, на природе объединяют людей, привлекают все больше ценителей искусства к национальной классике, воспитывают молодежь».

 

РЕНАТ ХАРИС, народный поэт татарстана:

«К тому, что в историческом центре Казани состоялась постановка оперы «Алтынчеч», я отношусь положительно. Это один из способов эстетического воспитания слушателей. Примечательно, что спектакль прошел под открытым небом – татарская опера «пошла в народ». Выбранная форма общения со зрителем очень хороша. Среди многонациональной публики были представители разных городов.

Я слышал разные отзывы, но все сводятся к тому, что такие эксперименты должны присутствовать в нашей жизни. Первый шаг может стать традицией при условии тщательной подготовки. Интересно было бы поставить рок-оперу Э. Низамова «Алтын Казан» на правом берегу Казанки на фоне Кремля...»

 

 ФЛОРА ХАСАНОВА, народная артистка республики татарстан, профессор Казанской консерватории

Блестящая идея концертной постановки оперы Н. Жиганова «Алтынчеч» на фоне старинной крепости получила 4 сентября 2011 года не менее блестящее воплощение. Музыка, воплощающая народную мудрость, патриотизм, преданность и любовь, была воссоздана с эпическим величием и достоверностью.

Действие разворачивалось на фоне древних стен Казанского Кремля, которые предстали перед слушателями не окаменевшими памятниками прошлого, но полными жизни. А это обстоятельство поразительно способствовало ощущению соучастия в древних событиях героического прошлого и чувства гордости за славное прошлое народа.

Как жаль, что Назиб Гаязович не дожил до такого праздника! Исполнителям в равной мере удалось передать и героику и трепетность чувств: эпичность и драматизм музыки прекрасно сочетались с тонким психологизмом. Особенно порадовали наши студенты и аспиранты – хор и солисты, которые в кратчайшие сроки под руководством своих педагогов смогли и обрести настоящую артистическую форму.

И, как всегда, Государственный симфонический оркестр Татарстана продемонстрировал высочайший профессионализм и творческое вдохновение! Дирижеру и художественному руководителю коллектива Александру Сладковскому удалось в очередной раз взорвать слушательское восприятие и властно увлечь за собой. Так проходят концерты этого коллектива весь последний концертный сезон.

Вспоминается исполнение еще одного сочинения Н. Жиганова – симфонии «Сабантуй» весной этого года, когда с первой ноты вместо привычных устойчиво-торжественных фанфар мы услышали захватывающий новизной интонации победоносный горделивый клич, летящий и экстатичный, под знаком которого разворачивалось все музыкальное повествование...

Прекрасно, что 4 сентября не подвела погода, что День республики ознаменовался не только традиционным гала-концертом из «поп» и «рок» музыки, а классикой, причем татарской, прозвучавшей своевременно и современно, что концерт привлек массу слушателей-немузыкантов, что было много молодежи и родителей с детьми.

Спасибо всем, кто задумал и осуществил этот проект, и самые теплые пожелания здоровья, новых открытий и творческих идей.

   
Фото взяты с сайта Казанской консерватории. Фото на сайте «Инказан» – Егора Алеева.  
 


  

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить